ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьная дезадаптация представляет собой социально-психологический процесс, который проявляется в нарушении приспособленности ребёнка к школьным процессам. К таким процессам можно отнести участие в учебно-познавательной деятельности, построение взаимоотношений с педагогами и одноклассниками, освоение нового режима дня.

Феномен школьной дезадаптации чаще всего наблюдается в начальной школе, поскольку дети только начинают знакомиться с образовательной системой, а для каждого ребенка это индивидуально-психологический процесс.Та новая социальная роль, в которой оказывается первоклассник, требует от него не только изменения привычного образа жизни, но и предполагает новые требования к самому ребенку, оказавшемуся в этой новой роли. С.А.Беличева пишет о том, что «…школьная дезадаптация – это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайнем случае, невозможным» [3].

В основе данной проблемы лежит сложное взаимодействие индивидуально-социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, например, несоответствие школьного режима психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей, несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в классе, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «барьеры» в отношениях ребенка и педагогами, повышенный уровень требований родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье. Таким образом, рассматривая причины дезадаптациипервоклассников, можно выделить наиболее существенные:

Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто недостаточно готов к обучению в школе.

Особенности семейного воспитания. Сюда можно отнести отвержение и гиперопеку. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, учителям и сверстникам, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, неуверенность в себе и непринятие режимных моментов.

Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальных различий детей, а также авторитарный стиль современной педагогики.

Чрезмерная интенсивность учебных нагрузок, сложность современных образовательных программ и нерационально организованный учебный план.

Самооценка младшего школьника и стиль построения взаимоотношений с семьей, друзьями и учителями.

Выявить дезадаптациюребенка можно по ряду признаков, которые затрагивают различные психофизиологические уровни развития ребенка: соматический, поведенческий, эмоционально-волевой и когнитивно-познавательный.

Соматические признаки: у ребёнка ослабляется иммунитет, начинает часто болеть, плохо засыпает (возможны ночные кошмары), плохо встаёт, нарушается аппетит, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. 

Поведенческие признаки: ребёнок конфликтует с одноклассниками, учителями, отказывается посещать школу, норовит не прийти на урок или уйти раньше, не хочет выполнять учебные задания.

Эмоционально-волевые признаки: резкие перепады настроения у ребенка, возможны истерики по вечерам, становится более раздражительным, проявляется низкая самооценка, яркие обвинения себя и окружающих даже в незначительных неудачах.

Когнитивно-познавательные признаки: не успевает за темпом работы класса, а также с трудом выполняет задания по учебе, отстает от школьной программы по одному или нескольким предметам.

При проявлении одного признака или их совокупности родителям и педагогам стоит предпринять меры и помочь ребенку адаптироваться к его новой социальной роли. На это очень важно обращать внимание, поскольку любое подобное проявление ставит ребенка в тяжелые условия. Негативными последствиями школьной дезадаптации могут быть: отставание от своих сверстников, талант ребенка не может раскрыться (а иногда и вовсе может быть подавлен), нарушается процесс социализации и ребенку может быть в дальнейшем очень трудно приспособить к новым условиям в средней и старшей школе. Зачастую в таких условиях закладывается фундамент будущих "трудных" подростков.

Предотвратить последствия школьной дезадаптации первоклассников можно, соблюдая следующие общие рекомендации:

Уделять ребенку больше внимания: проявлять «ненавязчивую» заботу, давать ему чувствовать то, что он важен и нужен, играть с ним в его любимые игры, советовать, но меньше воспитывать.

Устранять недостаточную подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика является следствием: трудности в обучении письму, несформированности произвольного внимания; ребенок не успевает за темпом работы на уроке, возникают проблемы с запоминанием, может игнорировать задания учителя). Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Слишком завышенные ожидания родителей могут сформировать низкую самооценку и неуверенность в себе. Вследствие этого у ребенка может развиться страх перед школой и перед родителями за свою неуспеваемость, неполноценность, а это может привести к хронической неуспеваемости, нарушению процесса социализации, появлению неврозов и торможения в развитии. Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Не стоит сравнивать результаты ребенка с достижениями других, более успешных, учеников, так как это способствует развитию неуверенности и различных комплексов.

Необходимо помочь ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свои возможности и проявить себя. Это могут быть различные кружки, танцевальные или музыкальные занятия, спорт, рисование, изостудии и т.д. При этом самореализацию ребенка стоит сопровождать эмоциональной поддержкой, помогать тем самым обрести веру в себя.

Важно помнить о том, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (одобрение, похвала, забота, доброе слово), так и отрицательные (крики, замечания, укоры, отчуждение и гиперопека) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Именно поэтому важнейшая задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться помочь ему сообща. В настоящее время профилактика данной проблемы довольно развита. Она включает в себя различные комплексные методы коррекции, квалифицированную психологическую и педагогическую помощь ребенку и родителям, развитие компенсирующих классов, проведение социально-психологических тренингов.

Важным результатом успешной профилактики является восстановление или сохранение позитивного отношения ребенка к жизни, создание хороших взаимоотношений с учителями и сверстниками, успехи в учебной деятельности, а также проявление интереса к активному образу жизни.

Освоение новых обязанностей и требований для первоклассника — сложный и многоплановый процесс. В случае успешной адаптации к новой обстановке ведущей деятельностью младшего школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой. В случае дезадаптации ребенок оказывается в дискомфортном состоянии, он буквально исключает себя из учебного процесса, испытывает отрицательные эмоции, блокирует познавательную активность, и, в итоге, тормозит его развитие.

Поэтому, мы предполагаем, что одной из важнейших задач по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода ребенка — является обеспечение комфортных и благоприятных условий для развития умений, навыков и способностей школьников начальных классов. Также необходимо проводить анализа сформированных умений и успехов в различных сферах, в случае необходимости проводить профилактику и коррекцию дезадаптации.

При правильном определении конкретных индивидуально-психологических проблем дезадаптированного ребенка и совместных усилий психолога, учителя и родителей, ребенку становиться намного легче освоить новую обстановку и влиться в школьную жизнь. В таком случае он действительно начинает адаптироваться к условиям обучения в школе.

Наиболее значимым результатом помощи является восстановление у первоклассника положительное отношение к жизни и повседневной школьной деятельности, а также построение благополучных взаимоотношений с одноклассниками и педагогом. Об успешной адаптации можно говорить тогда, когда учеба приносит детям радость, а школа не является проблемой.

Список используемой литературы:

1. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. - М.,1984. Т.4: Детская психология.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996,- 160с.

3. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России,1998.

4. Журнал «Начальная школа, № 8, 2005.

5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. М., 2008. 176 с.

6. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопр. психологии. 2012. № 4. С. 23-31.

7. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004. 64 с.3.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

List of references:

1. Vygotsky, JI.C. Collected works in 6 volumes. - M., 1984. Vol. 4: Child psychology.

2. Gutkina N. I. Psychological readiness for school. - Moscow: NGO "Education", 1996, - 160C.

3. Diagnosis of school maladjustment. Moscow: Social health of Russia, 1998.

4. Primary school magazine, no. 8, 2005.

5. Kostyak T. V. Psychological adaptation to school. Moscow, 2008. 176 p.

6. Solov'eva, D. Yu., Factors of adaptation of first-graders at school // Vopr. psychologies. 2012. No. 4. Pp. 23-31.

7. Elkonin D. B. Psychology of training of the younger schoolboy. Moscow, 2004. 64 p. 3.

8. Winter, I. A. Pedagogical psychology [Text] / I. A. Winter. - Moscow: Logos, 2000. - 384 p.

Просмотров работы: 96