РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Шаметкина Т.В. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе жизни общества очень большое внимание в деятельности учреждений культуры и досуга уделяется оптимизации психологической и социально-педагогической помощи различным группам населения, а так же созданию условий для их общения по интересам, что, в свою очередь, требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности. Это относится и к такой категории как пожилые люди.

Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.н., что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке.

Множество вопросов ставит перед обществом изменение возрастной структуры населения, в том числе и психологических: что наполняет внутренний мир пожилого человека, имеются ли какие-то особенности и закономерности, отличающие этот этап в жизни человека от других возрастных периодов жизни. Нужно ли в связи с определенными характерными чертами вырабатывать новые технологии, методы и средства для более эффективного взаимодействия с представителями этой возрастной группы. Очень важно чтобы данная категория граждан была включена в социально-культурной процесс и чтобы он протекал максимально эффективно и гармонично [1].

Пожилые люди на данном этапе развития нашей страны относятся к категории, которую принято считать наименее защищенной в социальном плане. На такой статус влияет множество факторов и один из них это финансовая малообеспеченность и неспособность удовлетворять существующие потребности, иногда даже первичные (базовые).

Процесс приспособления (адаптации) к новым, изменяющимся условиям окружающей действительности является стрессовым для личности. Для пожилого человека это является проблемой с различных точек рассмотрения: биологической, экономической, психологической, экзистенциальной. Изучение особенностей социально-культурной адаптации являются важным источником для понимания дальнейшего развития данной категории населения и модернизации досуговой деятельности, в частности. Множество физиологических факторов влияют на социальную мобильность пожилого человека. В этом возрасте ресурсы и возможности организма истощаются: скорость реакции уменьшается, слабеет память, повышенная утомляемость, а так же иммунитет уже не может сопротивляться различным воздействиям патогенных факторов.

Условием активной жизненной позиции для пожилых людей является расширение культурного общения и культурных интересов. Активизация данных процессов может способствовать определению жизненной позиции и организации свободного времени людей в более старшем возрасте.

Уважение к возрасту и старшинству это исторически сложившаяся традиция российской культуры. Люди пожилого возраста всегда старались не быть обузой, занимались посильным трудом и вносили свою лепту в общее хозяйство, в воспитание детей и молодежи как утверждает Е.В. Черносвитов. Однако в современной социально-культурной ситуации активно развивающимся явлением и актуальной проблемой современного общества является адаптация, это негативное отношение, отвращение и ощущение неприязни к определенной группе общества. В современных условиях наиболее распространенным является адаптация по отношению к людям пожилого возраста.

Учреждения социально-культурной сферы берут на себя ответственность за организацию культурного досуга людей пожилого возраста с целью адаптации в современном социуме.

Так, Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников под досугом, досуговым временем понимают часть социального времени личности, группы или общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Досуговая деятельность представляет собой специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, которая функционально объединяет социальные институты, которые обеспечивают воспроизведение потребления, сохранения и распространения культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многогранная деятельность.

Если рассматривать досуг людей пожилого возраста, то можно сказать, что традиционно он проявляется в общении в праздничные дни, когда устраиваются народные гуляния, игры, песнопения, танцы, концерты и т. д. Для лиц третьего возраста такое общение – это и расширение коммуникативного пространства, и осознание своего единения с другими членами общества, и приобщение к народным корням, и способ проявить себя [2].

Специфика данной возрастной категории обусловлена тем, что ее культурный потенциал может быть реализован в условиях деятельности учреждений социально-культурной сферы.

Важное место в социально-культурной деятельности людей пожилого возраста занимает сеть клубов общения, центры досуга, клубы по интересам, кружки народного творчества, самодеятельности, ансамбли, театр, любительские объединения, мастерские прикладного творчества, дома ремесел.

Для работы с людьми пожилого возраста наиболее популярными средствами социально-культурной деятельности, являются: устные и наглядные средства, это вязано с тем, что люди пожилого возраста в большинстве случаев имеют проблемы со зрением и для них преимущественной возможностью будет услышать, чем прочесть или возможность ощутить руками какой-либо предмет; психолого-педагогические средства, которые включают в себя реальное общение с людьми, а также игры (например, настольные: домино, шашки, шахматы, лото; игры в рамках посиделок или клубов по интересам, зрелища – как массовая форма проведения досуга. С использованием этих средств реализуется коммуникативная функция социально-культурной деятельности, которая удовлетворяет природную потребность людей третьего возраста в общении с другими людьми и является наиболее эффективной при адаптации пожилых людей в современном социуме.

Формы социально-культурной деятельности направлены на решение самостоятельных педагогических задач и использования соответствующих способов организации деятельности людей пожилого возраста. Формы социально-культурной деятельности делятся на индивидуальные, групповые и массовые.

К индивидуальным формам работы с людьми третьего возраста можно отнести: занятость в секциях, где проходят оздоровительные занятия (суставная, дыхательная гимнастика, упражнения на позвоночник); индивидуальные беседы (например «Чем удивить внуков?», «У бабушки золотые руки»); консультации – организация встреч с психологами, врачами, юристами и другими специалистами; участие в кружках декоративно-прикладного творчества и другие формы.

К групповым формам досуга людей третьего возраста относятся: любительские объединения и клубы по интересам, вечера отдыха, вечера вопросов и ответов, и другие формы.

В социально-культурной сфере работники информируют и обучают людей пожилого возраста методам преодоления стрессовых ситуаций и планируют досуговую деятельность так, чтобы она способствовала преодолению кризисной ситуации.

Реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, показывают необходимость содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

Организация досуга людей пожилого возраста важно вести комплексно в союзе с местными административными и социальными службами, а также проводить работу по взаимодействию поколений. Духовная наполненность социально-культурной деятельности людей старшей возрастной группы – это главное условие их творческой активности и жизнедеятельности [3, с. 44].

Обобщив сказанное можно сделать вывод о том, что для эффективного взаимодействия с людьми пожилого возраста и создания благоприятной обстановки для раскрытия творческого, физического, интеллектуального потенциала нужно создать необходимые условия.

Именно социально-культурная деятельность способствует удовлетворению потребностей людей в общении, культуре, творчестве, движении, приятном времяпрепровождении, развлечении и направлена на адаптацию пожилых людей в современном социуме.

Библиографический список

Сергеева Е.М. Социально-культурные инициативы как способ проявления общественной активности пожилых людей [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. // Культура и образование. – 2015. – № 3. – Режим доступа : URL : http://vestnik-rzi.ru/2015/03/3475 (дата обращения 30.11.2019).

Москвичева Л.Н. Адаптация людей пожилого возраста в современной ситуации : два образа старения / Л.Н. Москвичева. – Самара, 2010. – 246 с.

Марченко И.К. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов / И.К. Марченко // Социальная работа. – 2014. – № 1. – С. 43-45.

Просмотров работы: 154