РОЛЬ ЗАВОДА-МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ТЕХНИКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НИЖНЕГО ТАГИЛА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ЗАВОДА-МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРНОЗАВОДСКОЙ ТЕХНИКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НИЖНЕГО ТАГИЛА

Сапрыкин Д.О. 1, Масленникова С.Ф. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История музея насчитывает более 2500 лет. За это время в обществе менялось и понимание сущности музея, и отношение к нему, а также и функции, которые музей выполнял в том или ином типе общества. Новым смыслом музей наполнила эпоха Возрождения, когда музеем стали считать коллекции античных памятников и произведений искусства, образцов мира природы, то есть всего того, что можно было именовать «редкостями» и «диковинами». Однако уже во второй половине XVI века понятие «музей» включило в себя и помещение, в котором экспонаты хранятся и демонстрируются. Следует напомнить, что в то время знакомиться с ними могло только очень ограниченное число желающих [2].

И только благодаря эпохе Просвещения, провозгласившей культ разума и особую силу влияния не него искусства, эти многочисленные частные коллекции постепенно превращаются в учреждения, открытое для широких масс зрителей. Поэтому главным признаком музея стало не только наличие коллекции, экспонатов, их хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения [2].

XX век подарил человечеству новые типы музеев. Пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

Каждый музей по своему уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию. Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности [2]. Музей одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественно-научные, исторические художественные, архитектурные литературные, театральные, музыкальные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Например, исторические музеи делятся на:

1. Общеисторические музеи (широкого профиля) (Государственный Исторический музей в Москве и др.);

2. Археологические музеи (археологический музей заповедник «Танаис»);

3. Этнографические музеи (Российский этнографический музей в Петербурге);

4. Военно-исторические музеи (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в Москве и др.);

5. Музеи политической истории (Музей политической истории в Петербурге);

6. Музеи истории религии (Музей истории религии в Петербурге);

7. Историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ (Музей городского быта «Старый Владимир» и др.);

8. Монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу (Музей Г. К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда и др.);

9. Прочие исторические музеи (Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX-XX вв. в Петербурге и др.).

Сегодня мы хотели бы остановиться на заводе-музее истории горнозаводской техники в г. Нижний Тагил. Мы считаем, что этот музей всегда останется интересным для гостей города и его жителей, так как представляет культурное наследие нашего города. В заводе-музее сохранен опыт многих поколений. Он помогает юным жителям города узнать историю своей малой Родины.

Завод-музей истории горнозаводской техники – музей под открытым небом, посвящённый истории горнозаводской промышленности на Урале. Находится он в г. Нижний Тагил на проспекте Ленина в Ленинском районе города, на Старой Вые. Завод-музей истории горнозаводской техники zвляется первым в России заводом-музеем памятником горнозаводского прошлого.

Наш завод, ранее именуемый Нижнетагильским заводом имени Куйбышева, был основан династией Демидовых в 1725 году. Он единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Место уникальное: железоделательный завод - сердце демидовской империи - был одним из самых крупных и передовых не только в России, но и в Европе. В 1987 году, спустя почти три столетия непрерывной работы, старый доменный цех завода был остановлен - и промышленный гигант превращен в музейный комплекс. Нагромождение металлических конструкций можно считать символом широты инженерной мысли XVIII века. На территории памятника горнозаводской промышленности сохранились доменные и мартеновские печи, мостовой кран, водонапорная башня, механические цеха, водяные лари и водяная турбина 1892 года, приводившая в движение прокатный стан. На территории завода работает небольшой железнодорожный музей, где представлен подвижной состав и заводская техника XIX-XX веков [1].

Завод-музей истории горнозаводской техники города Нижний Тагил представляет огромный интерес для современников и поэтому экскурсионные маршруты, разработанные по нему, помогут ознакомить молодежь города и его гостей с комплексом музея под открытым небом, рассказать о становлении города-завода, приобщить посетителей к истории наших предков. Объектами осмотра являются:

Доменный цех (XVIII—XX вв.)

Энергетический цех (1913 г.)

Прокатный цех (1902 г.)

Цех металлоконструкций (1929 г.)

Листобойный цех (1927 г.)

Контора ремонтно-монтажного цеха (1930 г.)

Кузница (XIX в.)

Мартеновский цех (1892 г.)

Заводская контора (1840 г.)

Механическая фабрика (1840 г.)

Конюшенный двор (1828 г.)

Разливочная машина (1930 г.)

Конно-спортивная площадка.

Таким образом, по нашему мнению, завод-музей истории горнозаводской техники г. Нижнего Тагила входит в категорию политехнических и исторических музеев, поскольку Нижний Тагил – промышленный город. Поэтому нашим посетителям будет очень интересно оказаться на заводе, который был построен три века назад, и узнать, как жили его работники, как выплавляли металл, что из него изготовляли наши предки и пр.Мы уверены, что подрастающее поколение, молодежь и гостей нужно приобщать к истории и традициям города Нижний Тагил, и это можно рассматривать как перспективное направление экскурсионной деятельности.

Библиографический список

1. Завод-музей под открытым небом в Нижнем Тагиле [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.travel.ru/wow/demidov_factory.html (Дата обращения 06.01.2020)

2. Экинель Г.Е. Музееведение. Лекционный курс [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://docplayer.ru/67362922-Muzeevedenie-kafedra-servis-turizm-i-industriya-gostepriimstva-lekcionnyy-kurs-avtor-ekinil-g-e.html (Дата обращения 06.01.2020)

Просмотров работы: 5