Целью нашего исследования является рассмотрение способов образования слов, так как знание правил словообразования может позволить нам понять незнакомые термины в профессионально-ориентированном тексте.
В такой интересной теме как словообразование мы начнем с понятия производящей основы.
Производящей может называться та основа, от которой производится данное слово. Как правило, это основа свободная или связанная, но не изолированная, поскольку последняя не бывает продуктивной. Морфологический состав производящей основы: в простой производящей основе всего одна морфема; производящая основа с двумя корневыми морфемами является сложной.
Словообразовательная модель показывает, как образовано слово в каждом конкретном случае, и помогает создать аналогичные значения аналогичными средствами. Общепризнано, что наиболее продуктивны в настоящее время 6 способов словообразования: аффиксация (модель «основа+аффикс»), словосложение (модель «основа+основа»), конверсия (модельV>N или N>V), реверсия (модель «основа-квази-аффикс»), словослияние (здесь о модели можно говорить только условно, как о соединении фрагментов основ) и сокращение.
Традиционно выделяются 3 группы способов словообразования в зависимости от результата – словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия ( результат – производное слово), словосложение (результат – сложное слово) и сокращение (результат – сокращение, акроним, а так же слово-слиток).
В данной работе нас интересует словосложение.
Словосложение представляет собой развертывание исходной единицы, добавление к производящей основе аффиксальной морфемы либо другой основы. Этот способ образования новых слов может быть передан формулой «основа+основа», в результате чего образуется сложное слово. Сложению могут подвергнуться простые основы, а так же простая основа и основа производная. Способ соединения основ может быть нейтральным, когда обе основы соединяются «встык», и с помощью соединительного элемента. Однако бывают и сложные слова, на первый взгляд образованные по той же модели, в которых грамматическая характеристика второго компонента не соответствует общей.
Очень часто словосложение выступает как средство создания производящей основы для дальнейшего процесса словообразования. Полученная этим способом основа подвергается конверсии, реверсии или аффиксации, в результате чего возникает новое, производное слово.
Мы методом сплошной выборки выбрали слова, которые состоят из 2 основ, то есть они образованы путем словосложения.
Нами был изучен словарь военных терминов Dictionary of Military Terms (Richard Bowyer) с целью поиска терминов, образованных путем словосложения, и выделения продуктивных производящих основ.
Приведем примеры образованных путем словосложения слов:
Air– aircraft, aircraftman, Air Force;
Battle – battleship, battlefield, battledress, battlecraft, battleground, battle readiness;
Blood– bloodbath, bloodshed, bloodthirsty;
Bomb– bomb bay, bombshelter;
Counter – counter-air, counterattack, counterfire, counter-strike;
Fall – fallout;
Field– field marshal, battlefield;
Fight – fight back, fighter-bomber;
Fire – ceasefire, firearm, firebomb, firebreak, firefight, firepower, fire team;
Flag– flagship;
Front– frontline, front line;
Gun – gunfire, guncrew, gunlayer, gunship, gunsight, gunwale, machine-gun;
Mine – mine-free, mine clearing, mine detector, minefield, minelayer;
Rear– rear-admiral, rearguard;
Rifle – rifleman;
Service– serviceman
Проанализировав словарь военных терминов Dictionary of Military Terms (Richard Bowyer) и выбрав подходящие примеры, мы приходим к следующим выводам.
Многие термины в военной сфере образованы путем словосложения.
Рассмотренные примеры позволили нам выделить наиболее продуктивные основы, которые входят в состав терминов, образованных путем словосложения:
Mine
Fire
Battle
Таким образом, исходя из проделанной работы, можно понять, что словосложение является важным способом образования военных терминов.
Литература
Елисеева В.В. Лексикология английского языка. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 44 с.
Richard Bowyer. Dictionary of Military Terms London. 2007. 288p.