ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЧЕМУ БЫ ЖИЗНЬ НАС НЕ УЧИЛА» В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЧЕМУ БЫ ЖИЗНЬ НАС НЕ УЧИЛА» В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Гатиятуллина Т.Э. 1
1МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стихотворение «Чему бы жизнь нас не учила» изучается в 4-ом в классе по школьной программе. Подготовка к выразительному чтению необходима учителю как при подготовке к уроку, так и при обучении младших школьников чтению. В условиях прогресса образование не отстает и педагогу необходимо быть и немного актером, чтобы точно и в тоже время тонко передать смысл произведений, заставить школьников

задуматься о нравственности; или хотя бы привлечь внимание учащихся к художественной литературе. Подготовка к чтению требует анализа произведения, проникновение педагогом его, а также применение литературных и актерских средств (интонация, пауза, мимика, жесты и т.п.). Целью данной подготовки является привлечение внимания маленьких слушателей к проблемам нравственности и бытия. Задача педагога не просто прочесть стихотворение, а преподнести его в такой форме, чтобы слушатели задумались и порассуждали.

Данное стихотворение имеет глубокий философский подтекст и, вместе с тем, отражает духовное состояние поэта, который, несмотря на преклонный возраст, мечтает любить и быть любимым. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге. Идея стихотворения несет в себе глубокий философский смысл и заключается в том, чтобы человек не терял веру и умел преодолевать жизненные трудности тогда все будет хорошо. Стихотворение написано от лица поэта и передает душевное состояние и мысли, поэтому нет как таковых героев. Сюжет стихотворения достаточно статичен и просто передает мысли и чувства поэта, следовательно, сюжетом выступают собственные духовные искания поэта. Условно стих можно разделить на 2 части: в первой части поэт говорит, что «Сердце верит в чудеса…», т.е. человеку нужна вера (далее автор приводит аргументы в доказательство этому). Задача чтеца здесь заключается в том, чтобы заставить слушателя понять, что без веры человеку худо и обязательно нужно верить. Во второй части поэт рассказывает, что не всем доступна благодать веры, а лишь тем, кто сумел преодолеть жизненные трудности. Задача чтеца здесь заключается в том, чтобы слушатель понял, что необходимо терпеть, преодолевая, и тогда вера принесет счастье. *В тексте жирным шрифтом отмечены слова, на которые падают логические ударения и которые имеют наиболее сильный эмоциональный окрас. Также в тексте отмечены пауза, сила интонации и голоса. В целом стихотворение нужно читать вдумчиво, спокойно, даже трагично передавая мысли и чувства.

Читая данное стихотворение, важно не настаивать на том, что автор прав и поступать нужно именно так, а лишь показать и доказать, что вера – это действительно благодать, и ее

заслуживают сильные духом люди. Но ни в коем случае нельзя заставлять добиваться веры, необходимо дать возможность ученику подумать над этой темой самостоятельно.

Чему бы жизнь нас не учила…

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса: (читать нужно с повышением голоса и интонации) Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса. (Показать слушателям силу веры, ее необходимость в нашей жизни)

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

эта вера не обманет

Того,кто ею лишь живет, (читать нужно тише) (Самое прекрасное, что может быть в жизни человека эта вера)

Не все, что здесь цвело, увянет,

 

Читать нужно с усилением

   

Не все, что было здесь, пройдет!

голоса и интонации к концу.

 

Но этой веры для немногих

 
         

Лишь тем доступна благодать,

           
           

Кто в искушеньях жизни строгих,

         

Как вы, ПАУЗА умел, ПАУЗА любя, страдать,

         
                         

Чужие врачевать недуги

         

Своим страданием умел,

         

Кто душу ПАУЗА положил за други

         
                         

до конца все претерпел. (читать медленно , спокойным голосом).

(Не каждому человеку дано постичь истинную веру и ощутить ее благодать, а лишь тем, кто сумел перетерпеть трудности и проявить силу)

(Ф.И .Тютчев)

Библиографический список:

Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Словарь синонимов В. Н Тришин

(https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/293024/%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9)

Интернет- источник:

Критика и анализ стихотворения (https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-chemu-by-zhizn-nas-ni-uchila/)

Просмотров работы: 1989