Стихотворение «Чему бы жизнь нас не учила» изучается в 4-ом в классе по школьной программе. Подготовка к выразительному чтению необходима учителю как при подготовке к уроку, так и при обучении младших школьников чтению. В условиях прогресса образование не отстает и педагогу необходимо быть и немного актером, чтобы точно и в тоже время тонко передать смысл произведений, заставить школьников
задуматься о нравственности; или хотя бы привлечь внимание учащихся к художественной литературе. Подготовка к чтению требует анализа произведения, проникновение педагогом его, а также применение литературных и актерских средств (интонация, пауза, мимика, жесты и т.п.). Целью данной подготовки является привлечение внимания маленьких слушателей к проблемам нравственности и бытия. Задача педагога не просто прочесть стихотворение, а преподнести его в такой форме, чтобы слушатели задумались и порассуждали.
Данное стихотворение имеет глубокий философский подтекст и, вместе с тем, отражает духовное состояние поэта, который, несмотря на преклонный возраст, мечтает любить и быть любимым. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге. Идея стихотворения несет в себе глубокий философский смысл и заключается в том, чтобы человек не терял веру и умел преодолевать жизненные трудности тогда все будет хорошо. Стихотворение написано от лица поэта и передает душевное состояние и мысли, поэтому нет как таковых героев. Сюжет стихотворения достаточно статичен и просто передает мысли и чувства поэта, следовательно, сюжетом выступают собственные духовные искания поэта. Условно стих можно разделить на 2 части: в первой части поэт говорит, что «Сердце верит в чудеса…», т.е. человеку нужна вера (далее автор приводит аргументы в доказательство этому). Задача чтеца здесь заключается в том, чтобы заставить слушателя понять, что без веры человеку худо и обязательно нужно верить. Во второй части поэт рассказывает, что не всем доступна благодать веры, а лишь тем, кто сумел преодолеть жизненные трудности. Задача чтеца здесь заключается в том, чтобы слушатель понял, что необходимо терпеть, преодолевая, и тогда вера принесет счастье. *В тексте жирным шрифтом отмечены слова, на которые падают логические ударения и которые имеют наиболее сильный эмоциональный окрас. Также в тексте отмечены пауза, сила интонации и голоса. В целом стихотворение нужно читать вдумчиво, спокойно, даже трагично передавая мысли и чувства.
Читая данное стихотворение, важно не настаивать на том, что автор прав и поступать нужно именно так, а лишь показать и доказать, что вера – это действительно благодать, и ее
заслуживают сильные духом люди. Но ни в коем случае нельзя заставлять добиваться веры, необходимо дать возможность ученику подумать над этой темой самостоятельно.
Чему бы жизнь нас не учила…
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса: (читать нужно с повышением голоса и интонации) Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса. (Показать слушателям силу веры, ее необходимость в нашей жизни)
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
эта вера не обманет
Того,кто ею лишь живет, (читать нужно тише) (Самое прекрасное, что может быть в жизни человека эта вера)
Не все, что здесь цвело, увянет, |
Читать нужно с усилением |
||||||||||||
Не все, что было здесь, пройдет! |
голоса и интонации к концу. |
||||||||||||
Но этой веры для немногих |
|||||||||||||
Лишь тем доступна благодать, |
|||||||||||||
Кто в искушеньях жизни строгих, |
|||||||||||||
Как вы, ПАУЗА умел, ПАУЗА любя, страдать, |
|||||||||||||
Чужие врачевать недуги |
|||||||||||||
Своим страданием умел, |
|||||||||||||
Кто душу ПАУЗА положил за други |
|||||||||||||
до конца все претерпел. (читать медленно , спокойным голосом).
(Не каждому человеку дано постичь истинную веру и ощутить ее благодать, а лишь тем, кто сумел перетерпеть трудности и проявить силу)
(Ф.И .Тютчев)
Библиографический список:
Литературное чтение. 4 класс. Часть 1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Словарь синонимов В. Н Тришин
(https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/293024/%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9)
Интернет- источник:
Критика и анализ стихотворения (https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-chemu-by-zhizn-nas-ni-uchila/)