ИЗУЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС» В 4 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС» В 4 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ефимова В.А. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одним из многообещающих течений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, креативных возможностей, самодостаточности, экспериментальных умений является проблемное обучение.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей учащихся и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека [1].

Осуществление технологии проблемного обучения в школе является необходимостью современности, поскольку сегодня все больше требуют от человека умения решать проблемы, самостоятельно осуществлять выбор в какой-либо сложившейся ситуации.

М.И. Махмутов сформулировал специальные функции проблемного обучения:

– воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

– воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

– формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

– формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей [6].

Рассмотрим реализацию элементов проблемного обучения на уроке литературного чтения в начальной школе. Для примера возьмем произведение М.Ю. Лермонтова «Парус». Произведение изучается в учебно – методическом комплексе «Начальная школа XXI века» под ред. Л.А. Ефросининой, М.М. Омороковой в 4 классе [2]:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Перед описанием этапов работы с использованием проблемных вопросов на уроке литературного чтения, целесообразно провести анализ произведения.

Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова.

«Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, который оставил свою мечту и родные места. В стихотворении достаточно ярко показан образ бушующего моря и паруса, который погряз в своем одиночестве. Этот «одинокий» парус выражает не только одиночество паруса в бескрайнем море, но и внутреннее беспокойство и переживания юного поэта.

Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство тревоги, разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту.

Данное стихотворение очень глубокое и трепетное. Лермонтов говорит о свей свободе, которая так для него дорога.

«Парус» ассоциируется у каждого из нас не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Именно из-за одиночества в бушующем мире людей, автора соотносит себя с парусом, который и является основой произведения.

В стихотворении Лермонтова представлено огромное количество средств выразительности, каждое из которых подчеркивает мысли автора и саму идею произведения. Рассмотрим каждое более подробно:

Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн. Ветер выражает некую свободу, которая играет огромную роль в жизни поэта.

Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту, которой наполнена жизнь юного писателя.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным, а также подчеркивают глубину состояния.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность, придают разочарование и какие-то утраты, о которых говорит поэт.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.

Антитеза: “страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление  в контекстве описательного характера делает более красочными образы, подчёркивает их отличия, создаёт противостояние, которое свойственно стихотворению. Лермонтов оставил “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным, несущим в себе лишь разочарования.

Используя результаты анализа произведения, придумаем ряд проблемных вопросов, которые могут быть использованы на уроке литературного чтения в 4 классе.

Выделяются три этапа работы над произведением:

1) первичный синтез,

2) анализ,

3) вторичный синтез.

Для правильного восприятия содержания произведения сначала нужно рассказать младшим школьникам о самом поэте. Рассказать о том, как жил поет, о его творчестве. Следует также сказать, что юность Михаила Юрьевича проходила в мрачной исторической обстановке; о том, что его отправляли в ссылку; о трагических событиях в его жизни, о непонимании, о его одиночестве и поиске самого себя.

На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к восприятию текста. Поговорить немного о содержании и о сюжетной линии. Затем следует прочитать данное стихотворение и провести эмоционально оценочную беседу. Следует спросить, какое впечатление произвело на них это стихотворение? Какие рождаются представления, когда слушаете это произведение?

Используем ряд вопросов, которые возможно применить на данном этапе работы для первичного восприятия:

Какой смысл автор закладывает в слово «парус»? (Парус - это образ свободы, действия, борьбы).

Какое главное слово автора в первой строке? (Главное слово «одинокой», говорит уже с первых строк и главной проблеме в произведении).

Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько? (В стихотворении описано несколько картин. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется. И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду).

На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения, характеристика героя, его душевные тревоги, мысли.

Работая над произведением с детьми, нужно убедиться в том, что они поняли идею произведения, поняли то, что стремился показать автор.

Если дети не совсем уловили главную мысль произведения, то следует еще раз прочитать произведение (чтение учителем, чтение отдельных строчек, чтение про себя, по цепочке и т.д.). Затем следует задать ряд проблемных вопросов, которые бы натолкнули детей на рассуждения, на поиск истины, а самое главное – на понимание того, о чем идет речь.

На этапе анализа произведения используем данные проблемные вопросы:

Кто перед нами: влюбленный герой или же юный герой, ищущий внутренний гармонии? (Героя разочарован в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии).

Что же нужно парусу? (Буря и покой).

Чем является буря в данном произведении? (Стихия, разрушение, но и возможность испытать свои силы).

Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь или своё состояние? (Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека).

На этапе вторичного синтеза следует обобщить черты главного героя, его душевное состояние, поведение. Важно полностью раскрыть идейную направленность, найти самое главное. Младшие школьнику дают оценку главному герою, возможно, проводят параллель со своим личным опытом или произведениями, которые читали ранее.

Приведем несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:

Соотносит ли поэт образ моря с личными невзгодами и тревогами, которые ему нужно преодолеть? (Поэт уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить).

Что можно искать «в стране далекой», а что можно «кинуть» «в краю родном»? (Счастья, может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа. Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной).

Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит или же он будет жить в бесконечном поиске? н в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое).

Таким образом, на сегодняшний день проблемное обучение является многообещающим. Оно направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые школьники активно усваивают новые знания.

Литература

Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. – Казань: Изд-во КГУ, 1967. 168 с.

Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Учебник по литературному чтению для 4 класса. – М.: Вентана -Граф, 2015.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.

Просмотров работы: 251