Российская Федерация как социальное государство на современном этапе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Российская Федерация как социальное государство на современном этапе

Сагадеева Ф.Ф. 1
1ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальные права – это набор социальных благ, которые предоставляются человеку и гражданину государством. В свою очередь, понятие «социальный» означает связь человека с обществом, который затрагивает их взаимоотношения. Социальные права даны человеку для того, чтобы он смог реализовать свои интересы, связанные с жизнью в обществе. Конституция РФ — есть главный источник и гарант для человека и гражданина. Этот документ определяет права и свободы, которые предоставляются жителям России, иностранным гражданам, лицам без гражданства, находящимся или проживающим на территории нашей страны .

В Конституции РФ установлены следующие социальные права:

– право в сфере труда (на свободу труда, его вознаграждение, труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены и др. – ст. 37) [1];

– право на отдых (ч. 5 ст. 37) [1];

– право на социальное обеспечение (ст. 39) [1];

– право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39) [1];

– право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39) [1];

– право на жилище (ст. 40) [1];

– право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1];

– право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) [1];

– право на создание профессиональных союзов или иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30) [1].

Права человека определяются не только конституционными законами, но и соглашением международного уровня – Всемирной Декларацией прав человека, которая была принята на заседании Генеральной Ассамблеи ООН после завершения Второй Мировой войны, а также социальные права человека регулируются другими документами международного уровня. Социальные права гражданина являются юридической категорией, так как находятся под охраной государства. Они даются только тем людям, находящимся в правовых отношениях с государством — его гражданам.

Одной из важнейших задач Российской Федерации является обязанность защиты социальных прав своих граждан, ведь её социальная суть заключается в том, чтобы вовлечь индивидов в социальную жизнь посредством снятия каких-либо препятствий, которые возникают у гражданина, не позволяющих ему преодолеть их без помощи государства. Россия объявляет о своей готовности защищать социальные права всеми средствами и способами, которые находятся в его распоряжении, так как социальные права граждан не доступны никаким силам общества, кроме государства, ведь его полномочия абсолютны в данной сфере жизни общества.

Действительно ли Россия является социальным государством, даже если социальные права человека находятся под охраной государства?

У социального государства есть свои признаки, которые характеризуют его.

Само социальное государство ( данное понятие впервые ввел Л. фон Штейн ) означает новый этап в развитии государства, ставший возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности и т.д.

Социальное государство обладает следующими признаками:

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, которое гарантирует достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год [2].

2. Социальное равенство. Его следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих [2].

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание. К средствам социальной помощи относят пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов [2].

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц. В соответствии с ч.1 ст. 7 Конституции России – "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Поскольку государство официально объявило себя социальным, то оно должно проводить социальную политику для своих граждан, осуществлять поддержку социально уязвимого населения, выстраивать справедливую экономику, которая будет устранять социальное неравенство и создавать возможности для личного, социального и культурного развития. По Конституции России наша страна должна принимать меры, направленные на борьбу с социальным неравенством в доходах граждан, устранение бедности среди населения, обеспечивать бесплатное образование и здравоохранение [2].

Но, на самом деле, фактически мы наблюдаем социальное неравенство уже на протяжении нескольких десятилетий - об этом свидетельствуют факты.

За последние несколько лет уровень бедности в стране значительно вырос, и российская власть предпринимает минимальные шаги по устранению этих проблем. Как мы знаем, максимальный размер пособия по безработице в России, установленный Правительством России составляет всего 4900 рублей в месяц, учитывая при этом постоянное удорожание продуктов питания, ЖКХ, прочих товаров. Подобная ситуация происходит и с пенсиями по старости и инвалидности, поскольку их размеры также довольно низкие [3].

В России существует проблема с трудоустройством лиц, которые освободились из мест лишения свободы или имеют непогашенную судимость. Работодатели чаще всего негативно относятся к данной категории граждан, и в большинстве случаев отказывают им в трудоустройстве, что в результате толкает их на совершение новых преступлений. Таким образом проблема социальной реабилитации граждан, отбывших наказание в исправительном учреждении остается до сих пор не решенной [3].

По поводу справедливого распределения доходов между населением и устранения социального неравенства можно сказать, что доходы лиц, владеющих крупными нефтегазодобывающими предприятиями, металлургическими предприятиями, банками, инвестиционными фондами, многократно превышают доходы большинства населения страны — по статистическим данным средняя заработная плата в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц. Проблема обстоит настолько остро, что вызывает ненависть и гнев со стороны рабочих слоев населения [3].

Не так давно прозвучала информация о попытке ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными, который предложили депутаты. Министерство труда считает, что безработные граждане должны оплачивать услуги врачей в государственных учреждениях здравоохранения. По сути, это нарушает право на бесплатную медицинскую помощь. Также в любом государстве, которое считает себя социальным, медицина должна быть доступна для населения, либо вовсе должна оказываться бесплатно [3].

Исходя из всех вышеперечисленных социальных проблем можно ли сделать вывод, что Российская Федерация является социальным государством? Возможно, у Вас появится мысль, что Россия не соответствует положениям ст. 7 Конституции и не является социальным государством. Но во многих странах существует такие же проблемы, как и в России, и это не повод лишать этих стран статуса социального государства, так как вопросы решаемы. И Россия не является исключением, потому что она на пути изменения и решения насущных вопросов, о чем говорят недавно предпринятые законы (социальная поддержка пенсионеров, ветеранов и многодетных семей, защита граждан от квартирных и банковских мошенников и усиление безопасности на дорогах, обеспечение доступа родственников в реанимацию и закон о паллиативной помощи, отмена налоговых льгот на пальмовое масло и развитие российского АПК и др.).

Список литературы:

[1]Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Раздел первый, главы 1-2.

[2]Социальное государство / В.Е.Чиркин // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

[3]Станислав Исхаков. «Россия - социальное государство. Насколько это соответствует действительности» [Электронный ресурс].Портал Яндекс.Дзен. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5a302613e86a9e5101d5c5d7/rossiia-socialnoe-gosudarstvo-naskolko-eto-sootvetstvuet-deistvitelnosti-5a3899002480907a679fe524

Просмотров работы: 210