СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Солодкова С.Д. 1
1Российчкий Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Медицинские сёстры подвержены большим эмоциональным и физическим нагрузкам. Под длительным воздействием стресса формируется защитная реакция, известная как синдром эмоционального выгорания. Профессия больше не приносит удовлетворения, напротив, она становится в тягость. Отсюда может возникнуть неудовлетворённость жизнью и, возможно, депрессия.

В нашей стране принято не так много времени уделять проблемам психического характера, поэтому профилактику и лечение заболеваний психики обычно игнорируются не только здоровыми людьми, но и теми, у кого наблюдаются симптомы.

Сама профессиональная деятельность среднего медицинского персонала предполагает стресс. Синдром эмоционального выгорания отчасти защитная реакция, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание – это специфическая реакция психики человека на разные негативные факторы его жизни. И хотя изначально данный термин обозначал эмоциональное истощение человека вследствие его работы, сейчас понимание данного термина расширилось и обозначает набор разных явлений, как результат воздействия на человека постоянной негативной обстановки [4].

Синдром эмоционального выгорания – долговременная реакция на длительный стресс, возникающая у лиц, вынужденных по роду деятельности много (не обязательно интенсивно) и доверительно общаться с людьми. Это – защитный механизм, проявляющийся в основном полным или частичным исключением эмоционального отклика в ответ на психотравмирующие воздействия и представляющий собой более тяжелую форму синдрома хронической усталости [6].

Впервые о выгорании (burnout) как научном понятии, заявил Н. Freudenberger в 1974 году, который работал психиатром в одной из американских больниц. Он наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Изначально речь шла о выгорании специалистов только так называемых «помогающих» профессий: учителей, медиков, социальных работников. В настоящее время установлено, что процесс выгорания затрагивает работников и других отраслей деятельности и имеет свои особенности и закономерности. Данный процесс однозначно оценивается как негативно влияющий на профессиональную эффективность, личность и здоровье специалиста [1].

Синдром эмоционального выгорания имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. По классификации МКБ-11 это QD85 – проблемы, связанные с занятостью или безработицей.

Так выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [1].

Стадии

1. Нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Фаза напряжения включает в себя симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом «загнанности в клетку», симптом тревоги и депрессии.

2. Резистенция (сопротивление) — попытки оградить себя от неприятных впечатлений. Для фазы резистенции характерны симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации, симптом расширения сферы экономии эмоций и симптом редукции профессиональных обязанностей.

3. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса наступает, когда сопротивление оказалось неэффективным. На фазе истощения проявляются симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, симптом личностной отстраненности, или деперсонализации, и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений [2, 3].

Симптомы

«Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы.

Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег» [1].

Факторы, влияющие на появление признаков синдрома эмоционального выгорания

Этиология синдрома выгорания является многомерной, так как исследования показали влияние психологических, социальных, образовательных и финансовых факторов в его проявлении.

Факторы, приводящие к формированию синдрому эмоционального выгорания, слабо коррелируют с возрастом или полом медицинского персонала. Мужчины и женщины страдают им в равной степени. Ряд исследователей выявили прямую корреляцию развития синдрома эмоционального выгорания со стажем (усугубление синдрома эмоционального выгорания отмечается после первых 10 лет работы), другие не согласны с этим.

Эти различия связаны с тем, что люди, как правило, через несколько лет увольняются, если работа их угнетает, или вырабатывают способы психологической защиты, в том числе от синдрома эмоционального выгорания.

Анализ проблемы эмоционального выгорания показывает, что основные усилия исследователей были направлены на выявление факторов, его вызывающих. Традиционно они подразделяются на две основные группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самого профессионала. Обзор работ по данной теме показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, тогда как люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [5, 6].

Рекомендации по профилактике

На организационном уровне рекомендуются:

максимально полное информирование среднего медицинского персонала о существующей проблеме и методах ее решения;

обсуждение проблемы синдрома эмоционального выгорания, обучение персонала методам профилактики;

тестирование при приеме на работу медицинских сестер для определения профпригодности;

систематическое проведение плановых обследований на психологическую дезадаптацию;

применение научных методов организации труда медицинских сестер с учетом их индивидуальных качеств;

четкое ограничение должностных инструкций медицинских сестер с тем, чтобы весь персонал имел точное представление о своих правах и обязанностях, системе поощрений и возможностях карьерного роста;

постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в научных конференциях и т.д.;

предоставление сотрудникам возможности вносить предложения по улучшению организации рабочего процесса и созданию условий для их внедрения;

поощрение коллективного отдыха.

На индивидуальном уровне:

регулярно заниматься физкультурой, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала;

правильно определять границы своих возможностей;

ставить перед собой реальные и достижимые цели; если возникают неподъёмные задачи – разбить их на более мелкие и выполнять постепенно;

приобрести увлечения вне сферы работы;

не думать о работе во внерабочее время;

формировать активную жизненную позицию;

баловать себя, чаще делать то, что нравится, больше «слушать» своё тело;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем;

больше улыбаться [6].

Выводы

Подверженность синдрому эмоционального выгорания может быть у каждой медицинской сестры, профессиональная деятельность которой предполагает значительную насыщенность факторами, вызывающими стресс. Поэтому им необходимо следить за собственным состоянием и не допускать развития синдрома эмоционального выгорания. В первую очередь это необходимо самим медицинским сёстрам. Ведь, чтобы помочь другим быть здоровыми, необходимо самому быть здоровым.

Список используемых источников

Козлова, Т.В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т.В. Козлова, Т.А. Саблина // Молодой учёный. — 2010. — №10. – С. 323-327.

Комолкина, О.И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля / О.И Комолкина // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т.16. – С. 14-22.

Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 331-334.

Ларин, Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии / Н.А. Ларин // Психология и Психотехника. – 2017. – № 3. – С. 1 - 9.

Пронин, C.В. Анализ факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания у среднего медперсонала крупной городской больницы / C.В. Пронин, М.Г. Чухрова, Л.Ф. Заварзина // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (40). – 2013. – С. 395-399.

Третьяков, Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Третьяков, А.Е. Крюков, В.П. Сверчкова // Медицинская сестра. — 2014. — №4. – С. 12-14.

Просмотров работы: 717