Согласно проведенным исследованиям священник Николай Булгаков написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе «Просвещение через книгу 2008» Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга».
В книгу входят несколько рассказов о девочках Кати и Ане, но все эти рассказы подчинены одной цели - показать, как дружба и любовь в семье приносит в дом счастье.
Рассказ «Анна, не грусти» оказывается самым грустным из этой серии, в нем главная героиня Катя попадает в больницу с переломом. Но девочка оказывается настолько сильной и смелой, что даже находит в себе силы подбадривать сестру, призывая Аню не грустить. Именно этот факт внушает уважение к характеру героини, и именно эту стойкость Кати призвано подчеркнуть название рассказа.
Еще одна главная героиня – Аня, показана читателю как верный, заботливый друг, который не бросит в трудный момент.
Этим замечательным произведением автор показывает детям, что такое сопереживание, дружественность и понимание, развивает в них чувство заботы о близких, сострадание и умение не терять оптимизма, даже если это кажется невозможным.
Краткий анализ рассказа:
1. Идея рассказа: Все трудности можно преодолеть, если есть поддержка близкого человека.
2. Образы: Катя – маленькая девочка «с её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей», получила серьезную травму, но не унывает из-за этого. Аня – сестра Кати, заботливая и верная, вместо прогулок с подружками пришла навестить сестренку.
3. Сюжет: как Аня поддержала сестрёнку в беде.
4. Построение сюжета:
а) экспозиция — «Один раз зимой »
б) завязка — «Катя вдруг как-то странно упала »
в) кульминация — «И Катя тут же всё поняла – что пришла Аня!»
г) развязка — «Кате было хорошо и радостно»
д) концовка — «она есть у неё всегда»
Деление текста на части:
1 часть «Катание с горки и неудачное падение»
Задача чтения: Заставить детей переживать за судьбу Кати.
2 часть «Катя в больнице»
Задача чтения: Погрузить детей в мрачную, серую больничную обстановку, но не нагнетая и не пугая их. Показать, что девочке было грустно одной, без близких людей.
3 часть: «Дырочка»
Задача чтения: Передать детям волнение и переживание Ани, когда она взглядом искала сестру в маленькую дырочку.
4 часть «Катя!»
Задача чтения: Передать детям эмоции Ани. Сначала радость от того, что она наконец увидела Катю, а потом грусть за положение сестры.
5 часть «Радостная встреча»
Задача чтения: Обрадовать детей встречей сестер, взволновать их.
6 часть «Записки на стекле»
Задача чтения: Показать детям находчивость девочек, их радость от общения.
7 часть «Анна, не грусти!»
Задача чтения: Оставить детей в радостном настроении, не вызывать грусть. Показать, что если рядом близкие люди, то никакие печали не страшны.
Текст произведения:
жирный шрифт – логические ударения
/ - пауза
// - длинная пауза
Н. Булгаков – Анна, не грусти
Один раз зимой, / когда Аня и Катя катались, как всегда, с горки, // (настороженно) Катя вдруг как-то странно упала – // (тихо) и не кричит, и не встаёт, а только (протяжно) тихо зовёт Аню. Аня подошла, Катя говорит:
(тихо, с тревогой) - Я упала.
(весело) - Ну и вставай, - говорит Аня.
(тревожно) - Не могу, / - тихо сказала Катя. – // (шепотом) Очень болит.
Аня побежала домой, / папа принёс Катю на руках, / её положили в постель, / пришёл врач – оказалось, / дело серьёзное, // у Кати перелом. / Приехала машина, и Катю увезли в больницу.
Больница у Кати особая, / строгая. Дети лежат на специальных кроватях – широких и жёстких, чтобы всё правильно срасталось. / У кого рука сломана, / у кого нога. И никого не пускают к ним в гости, даже взрослых.
(сочувственно) Катя ещё маленькая, ей очень грустно. //
После уроков Аня пришла к Катиному окну. Стекло почти доверху было замазано белой краской, но кто-то раньше прокорябал в нём дырочку, и Аня стала смотреть в неё и искать Катю. / Она видела палату, / многих незнакомых ей детей – / они лежали, или медленно ходили, или сидели и смотрели куда-то вдаль. / Ане не было видно, где кончается их взгляд. Что они видят. //
И тут / Аня заметила Катю. / (радостно) Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. / Как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, / Катино. / (восхищенно) С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. / Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него. / И что-то ему тихонько иногда говорила. // Так же, как она играла, наверно, и час, / и два до этого / и собиралась, наверно, играть и завтра, / и потом…
Аня увидела Катю и заплакала. И совсем перестала что-нибудь видеть сквозь стекло.
Аня подумала, что Катя вот так, / (с грустью) совсем одна, / играет, играет здесь всегда… // Как будто ничего особенного нет вокруг неё… // И если бы она, Аня, не пришла к ней сегодня, у неё бы ничего не было, только этот её утёнок. И может, ещё час Аня бы к ней не пришла – зашла бы после уроков вместе с Мариной из их класса к ней домой или в кино – / а Катя бы так и играла…
И тогда Аня закричала скорей в окно:
- (громко) Ка-атя! // Катя-а!
И Катя тут же всё поняла / – что пришла Аня! (воодушевленно) Прямо сейчас стоит за окном, здесь! Она встрепенулась, улыбнулась и стала вдруг совсем другая. / Она стала смотреть на окно, но ещё не видела Аню / – через какую дырку Аня смотрит, / где Анин глаз. Наконец нашла / и стала совсем счастливая. / Аня подставила к окну ящик, встала на него и показала Кате через верхнюю, незакрашенную часть окна раскраску, которую ей купила, и открытку, и апельсин. Аня кричала в окно что есть силы, и Катя кое-что слышала. / А что отвечала ей Катя, Аня совсем не могла разобрать.
Рядом с Аней, у соседнего окна, стоял папа, который пришёл к другой девочке, / она лежала сзади, в конце палаты. Девочка была маленькая, у неё было заплаканное лицо, она кричала изо всех сил:
- (громко) Папа! Принеси мне веер!
- (громко, не понимая) Что? – никак не мог понять папа.
- (громко) Веер! – кричала девочка. – (громко) Хочу веер!
- (громко, удивленно) Какой веер? – наконец разобрал папа. – Зачем?
- (громко) Махаться, махаться! – показала девочка. – Он мне очень нужен!
- Хорошо, хорошо, - закивал головой папа.
Тут Аня опять посмотрела на Катино окно и увидела, что Катя держит записку, которую написала и приложила к стеклу. Аня прочитала, что Катя всё время кричала: // «СПАСИБО!»
Аня нашла в портфеле кусочек бумажки и карандаш и тоже стала прикладывать свои записки к стеклу и держать, пока Катя не прочтёт.
Так они записками и разговаривали.
И ещё, конечно, рожицами помогали – / чтобы было понятно всё.
Наконец / Кате с той стороны принесли обед, надо было расходиться.
Аня подумала, / как сейчас пойдёт домой, на троллейбус, / по шумному городу, / мимо зоопарка.
Она всё может: / везде ходить, всё делать, на всё смотреть… // не через дырочку…
(сочувственно) Аня стояла такая печальная!
Она ещё раз посмотрела на окно и тут увидела, что Катя, оказывается, приложила к стеклу новую записку: / «АННА, НЕ ГРУСТИ!»
И улыбнулась Ане в своём сереньком халате.
(ласковым, спокойным голосом) Кате было хорошо и радостно. /
К ней только что приходила Аня, ещё даже не ушла, / и всё вокруг неё там, в больнице, уже совсем другое, не грустное, / даже не чужое, потому что Аня ещё когда-нибудь придёт, / пусть и не сегодня, не очень скоро – // она есть у неё всегда.
Список литературы:
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 223 с. : ил. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-054881-6.
ИНФОУРОК библиотека материалов. URL https://infourok.ru/urok-n-bulgakov-anna-ne-grusti-1925985.html