ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кувшинов М.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время отдается приоритет обучению с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Учитель должен не просто объяснить материал, но применять индивидуализацию обучения, дать возможно проявить ученикам свои способности и тем самым успешно реализовать себя в дальнейшем [4].

Рассмотрим основные характеристики студентов, обладающих различным типом темпераментом и его влияние на поведение обучающихся в учебной деятельности.

Обучающийся флегматик медлителен, нетороплив, вы­держан, не допускает импульсивных пос­тупков в сложных жизненных ситуациях. На занятиях ведет себя спокойно, не отвле­кается, за исключением тех случаев, когда после перемены ему трудно сразу переключиться на учебную деятель­ность. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, привыкает к незнакомой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Этот студент не способен «разбрасываться» — чаще всего свободное время у него полно­стью занято учебой, приготовлением к занятиям. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей ко­леи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие студенты. Из-за особенностей своей нерв­ной системы флегматик с трудом сходится с новыми людьми и с трудом отвлекается на внешние впечатления, но в отношениях всегда ровен, спокоен, в меру общителен, имеет устойчивое настроение. Его нелег­ко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор. Однако неприятности, неудачи, обиды не забываются, а как бы «застревают» в его сознании, отвлекая от реше­ния важных вопросов, мешают двигаться дальше. Нужно некоторое время, чтобы вол­нующее событие забылось, и его отрицательное влияние прекратилось. Не смотря на свое эмоцио­нальное безразличие, обучающийся с данным типом темперамента, тем не менее, тяготеет к положительным эмоциям, т.к. его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив.

Флегматик спокойный и хладнокровный студент; он последователен и обстоятелен в делах; действует осторожно и рассудительно; умеет ждать; молчаливый и не любит попусту болтать; сдержанный и терпеливый; старается доводить начатое дело до конца; не любит растрачивать попусту сил; строго придерживается выработанного распорядка жизни и работе; легко сдерживает порывы.

Положительными чертами студента-флегматика являются спокойствие в отношениях, общительность выражена в меру, не обижается, настойчиво движется к достижению цели, легко сдерживает эмоции. Отрицательными чертами является инертность, малоподвижность, медленное принятие решений, редкое проявление инициативы.

Сангвиник — обучающийся веселого нрава, живой, любознательный, ищущий, подвижный, но без резкости и порывистости. Это очень энергичный и работоспособный студент, он быстро концентрирует свое внимание и энер­гично принимается за новое дело, часто отвечает на занятиях. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник всегда рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает мно­го. Но он скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Но его легко дисциплинировать, так как такой обучающийся может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции. Сангвиник экстравертирован, и потому его больше впечатляют образы настоящего, чем прошлого и будущего. Ему свойственна доброта, готовность прийти на помощь, что проявляется в общении с однокурсниками. Такой обучающийся очень склонен к коллективизму, легко может установить контакты, общительный, доброжелательный, приветливый, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Он быстро забывает обиды, сравни­тельно легко переживает неудачи и неприятности. Сангвиник чаще других испытыва­ет положительные эмоции.

Студент-сангвиник весел и жизнерадостен; энергичен и деловит; часто не доводит начатое дело дол конца; склонен переоценивать себя; способен быстро схватывать новое; неустойчив в интересах и склонностях; легко переживает неудачи и неприятности; легко приспосабливается к разным обстоятельствам; с увлечением берется за новое дело; быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

Положительными чертами обучающегося с таким типом темперамента являются легкое приспособление к ситуации, инициативность, общительность, жизнерадостность, доброжелательность, он обладает хорошей работоспособностью. Отрицательные черты следующие – он деятелен, только если дело ему интересно; не любит однообразной работы, недостаточно настойчив, быстро отвлекается. Сангвинику подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности [6].

Обучающийся-холерик — вспыльчивый, горячий, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуж­дению, не из посторонних расчетов, а в си­лу внутренней потребности: он хочет все знать. Такому студенту свойственно критическое отноше­ние к книгам, к объяснению преподавателя. Он с жадностью берется за дело, которому и от­дается полностью, упорно добивается цели, не жалеет труда, не отступает перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими. В общении с людьми резко проявляет свое «Я», часто берет на себя роль распорядите­ля, устанавливает свои порядки, разбирает ссоры и споры, но нередко допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, способствуя тем самым конфликтным ситуациям в коллективе.

Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее. Студент-холерик неусидчивый и суетливый; невыдержанный и вспыльчивый; резкий и прямолинейный; решительный и инициативный, упрямый; находчивый в споре; работает рывками; склонный к риску; незлопамятный и необидчивый; обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

Положительными чертами холерика являются: высокая активность, энергичность, быстрое уяснение обстановки, общительность, решительность, он обладает даром убеждения, инициативен; способен со страстью отдаться делу, за которое взялся. Можно выделить и отрицательные черты – он вспыльчивый, агрессивный, прямолинейный, резко меняет эмоции, склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятствия на пути к цели, склонен перебивать собеседника, в подавленном состоянии начатую работу забрасывает [3]. Холерику больше подходит работа, требующая немедленного исполнения.

Меланхолик — это чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный обучающийся. Он не может долго участвовать в подвижных играх, что связано с небольшим запасом сил, с повышенной утомляемостью. Такой обучающийся склонен к аккуратности, которая может доходить до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повы­шенной ранимостью и впечатлительностью, что толкает его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказывают на него психическое давление. В таких ситуациях студент может растеряться, не най­ти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, поэтому продвижение к успеху для него значительно усложняется. Такой студент легко уязвим, он тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне старается это не показывать. Он склонен к замкнутости, старается избегать общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке. В общении он мягок, тактичен, деликатен, чуток и отзывчив: он прекрасно понимает чувства других людей, так как сам раним, поэтому тонко чувствует боль, которую может причинить другим. Эмоциональные состояния у него возникают медленно, но отличаются глубиной, большой си­лой и длительностью, такие обучающиеся компенсируют высокую чувствительность нервной системы выраженными художественными и интеллектуальными способностями.

Студент-меланхолик стеснителен и застенчив; он теряется в новой обстановке; затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми [5]. Положительными чертами меланхолика является искренность, он хорошо выполняет монотонную работу, отрицательными – его можно легко ранить, замкнутость, болезненность переживания неудачи и наказания, недооценивает свои силы и переоценивает препятствия. Ему больше всего подходит работа ровная, требующая усидчивости и терпения [7, с. 66].

Можно отметить, что рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но у каждого конкретного индивида преобладает тот или иной вид темперамента [8, с. 23].

Для исследования типов темперамента обучающихся нами были проведено эмпирическое исследование со студентами Шуйского филиала ИвГУ. Объем выборки составил 15 человек (18-19 лет). Испытуемые являются студентами 1 курса. В исследовании мы использовали следующие методы исследования:

Наблюдение.

Цель применения – выявить тип темперамента испытуемых в учебной деятельности.

Тестирование:

Методика «Определение преобладающего типа темперамента» [1]. Цель применения – выявление преобладающего типа темперамента и представленности в нем свойств других типов. 

Тест‑опросник для диагностики свойств и типа темперамента (ЕРQ, форма А) (Г. Айзенк) [2].Цель применения – определение типа темперамента обучающихся.

Тест «Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми» (автор методики В.М. Русалов) [2]. Цель применения – определить свойства темперамента человека в практической деятельности и в общении с людьми.

Определение типа темперамента по карикатуре датского художник Х. Бидструпа (тест про шляпу). Цель применения – определить тип темперамента по преобладающему типу поведения в представленной ситуации.

Рассмотрим результаты исследования, полученные по разным методикам исследования типа темперамента.

В процессе наблюдения за студентами мы пришли к следующим выводам:

К сангвиникам относятся те студенты, которые легко включаются в работу; на замечания преподавателя (например, про разговоры на занятии) отвечают, что так делать больше не будут, но через некоторое время опять начинают делать то же самое; при обсуждении важных вопросов говорят быстро, с жаром, но при этом прислушиваясь к мнению других; быстро сдают контрольную работу, даже если она не закончена, на ошибки в ней реагируют спокойно; трудную задачу, которая сразу не получается, бросают, но потом снова продолжают работу; если после занятий им предлагают в чём-то поучаствовать, то быстро соглашаются; в незнакомой обстановке проявляют максимум активности, легко и быстро получают необходимые сведения для ориентировки, быстро принимают решения.

Обучающиеся, относящиеся к типу темперамента «холерик» в ситуации, когда необходимо быстро принимать решения действуют со страстью; возмущаются тем, что ему делает замечания преподаватель; при обсуждении важных вопросов говорят быстро, но других не слушают; если не успевают вовремя сдать контрольную работу торопятся ее закончить, если узнали, что в контрольной допущена ошибка возмущаются; трудную задачу решают упорно и настойчиво, но время от времени резко выражают возмущение; возмущаются когда им предлагают задержаться в институте после пар для выполнения дополнительных заданий; в незнакомой обстановке проявляют активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получают, но решения принимают быстро.

Студент-флегматик в ситуации, требующей принятия быстрого решения действует спокойно, без лишних слов; замечания преподавателя выслушивает и реагирует на них спокойно; с друзьями при обсуждении важных вопросов говорит медленно, спокойно, но уверенно; если не успевает выполнить контрольную, то решает спокойно, пока преподаватель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; если задание не получается сразу спокойно его решает; при предложении после института задержаться остается без возражений; в незнакомой обстановке спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит.

Обучающийся «меланхолик» в ситуации, когда необходимо быстро действовать действует робко, неуверенно; если преподаватель сделает замечания молчит, но обижается; обсуждает важные вопросы с большим волнением и сомнением; незаконченную работу сдает без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения; при решении трудной задачи проявляет неуверенность, растерянность; неохотно соглашается участвовать в дополнительных мероприятиях, проявляет неуверенность в своих силах; в незнакомой обстановке робко себя ведет, решения принимает неуверенно.

В группе наблюдаемых присутствуют все типы темпераментов, но необходимо отметить, что так как чистые типы темперамента встречаются редко, в разных условиях у одного типа темперамента могут проявляться черты другого темперамента. Это зависит, например, от важности решения поставленной перед ним задачи или от необходимости произвести благоприятное впечатление на студентов и преподавателей.

Методика «Определение преобладающего типа темперамента» показала, что типы темпераментов среди отпрошенных присутствуют примерно в равных количествах. Преобладает смешанный тип холерик/сангвиник – 27% (4 человека); флегматик/сангвиник–19% (3 человека); меланхолик/сангвиник, флегматик представлены в равных долях – 15% (2 человека) и флегматик/меланхолик, меланхолик, сангвиник и холерик – по 6 % (1 человек).

Таким образом, в различных обстоятельствах студенты принимают решение, соответствующие пограничным типам темперамента и к чистым типам темперамента отнесли себя только 33 % опрошенных (5 человек).

Результаты теста‑опросника для диагностики свойств и типа темперамента (ЕРQ, форма А) (Г. Айзенк): 40% (6 человек) по результатам исследования были отнесены к типу темперамента «меланхолик», 33 % (5 человек) – «сангвиник», 27 % (4 человека) – холерик. Необходимо отметить, что 2 человека занимали пограничное состояние между холериком и сангвиником (при расчетах мы отнесли их к холерикам) и 1 между меланхоликом и холериком (мы отнесли его к меланхоликам).

Таким образом, можно сделать вывод о примерно равных распределениях типов темпераментов в группе, но необходимо отметить отсутствие такого типа темперамента как «флегматик», что свидетельствует о погрешностях данной методики и о субъективности ответов самих испытуемых.

Тест «Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми» (автор методики В.М. Русалов) показал следующее: по отношению к работе типы темпераментов распределились примерно поровну (кроме флегматиков) – 35 % (5 человек) отнесли себя к сангвиникам, 35 % (5 человек) – к холерикам, 24 % (4 человека) – к меланхоликам, 6 % (1 человек) – к флегматикам.

В общении с людьми произошло перераспределение – 40 % (5 человек) – к сангвиникам, одинаковое количество обучающихся – соответственно по 24 % (по 4 человека) отнесли себя к флегматикам и холерикам, 12 % (2 человека) – к меланхоликам. При этом, необходимо отметить, что одни и те же испытуемые проявляют себя в разных ситуациях по-разному, что показывает обычно более ответственное отношение к работе, стремление представить себя в лучшем свете перед коллегами и расслабленное отношение с друзьями.

Определение типа темперамента по карикатуре датского художник Х. Бидструпа (тест про шляпу) показало, что наибольшее число обучающихся - 40% (6 человек) отнесли себя к флегматикам; 32% испытуемых (5 человек) отнесли себя к сангвиникам, 21 % (3 человека) – к меланхоликам и 7 % (1 человек) – к холерикам. Таким образом, легко и спокойно относятся к проблемам наибольшее количество студентов, расстроятся 3 студента и 1 человек будет сильно возмущаться. Но здесь необходимо отметить, что в общении с другими людьми человек всегда стремится показать себя с лучшей стороны, и, даже испытывая определенные эмоции, человек не всегда будет вести себя как ему хочется и предпочтет обратить все в шутку.

Подводя итог, необходимо отметить, что чистых типов темпераментов практически не существует, что доказало и наше исследование. Люди ведут себя в разных ситуациях по-разному, стремясь подчеркнуть перед другими свои лучшие стороны, может быть даже наперекор своим внутренним ощущениям, также поведение зависит от настроения и ситуации, в которую человек попал. Вместе с тем, тип темперамента влияет на поведение обучающихся и обязательно должен учитываться учителем при работе на уроке.

Список использованной литературы

Ивашкин, В.С. Психологическое изучение школьников / В.С. Ивашкин. Владимир, 1990. – 109 с.

Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 701 с.

Козьяков, Р.В. Психология и педагогика: учебник / Р.В. Козьяков. – М.: Директ-Медиа, 2013. – Ч. 1. Психология. - 358 с. - ISBN 978-5-4458-4897-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214208.

Кувшинов, М.С. Особенности поведения обучающихся с разным типом темперамента. // Материалы ХI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»-2019. – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018012326

Молчанов, С.Н. Теории темперамента / С.Н. Молчанов. – Москва: Лаборатория книги, 2011. – 157 с. - ISBN 978-5-504-00696-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142525.

Психофизиология профессиональной деятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро и др. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 546 с. : ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-4637-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131.

Симонов, В. Обучение на основе темперамента школьника: [дифференциация обучения] / В. Симонов, Н. Деревякина, А. Донсков // Директор школы. – 2007. – №8. – С. 66-70.

Шапиро, С.А. Характерология личности: учебное пособие / С.А. Шапиро, Э.С. Мандрусова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 179 с.

Просмотров работы: 466