Здоровый образ жизни среди студентов Высшей школы экономики, управления и права - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Здоровый образ жизни среди студентов Высшей школы экономики, управления и права

Суздальцева А.В. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Невозможно не согласиться с тем фактом, что культура здорового образа жизни снова набирает популярность среди современного общества. На фоне общемировых тенденций популяризации правильного питания, регулярных физических нагрузок и осознанного похода к своему телу и здоровью, население России также стало приобщаться к данным принципам.

Для начала подробнее разберем само понятие здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ). ЗОЖ – комплекс мероприятий, направленный на улучшение и сохранение здоровья, включающий в себя правильное питание, физические процедуры, ментальное здоровье и отказ от вредных привычек. Эксперты отмечают, что ЗОЖ является неотъемлемой частью программы по улучшению качества жизни населения, повышения среднего возраста населения и роста численности долгожителей. Данный вопрос поднимается и на федеральном уровне. Подход к данной теме был описан в указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. В нем содержатся такие пункты как:

- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом

- создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом.[1]

На уровне исполнительной власти в минздраве России был представлен проект стратегии «Формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».[2] Данная инициатива направлена на борьбу с такими вредными привычками как: употребление алкоголя, курение, отсутствие рационального питания и пренебрежение регулярными медицинскими осмотрами. Между тем, именно эти факторы названы основными причинами высокой смертности. Авторы стратегии утверждают, что стиль жизни и пристрастие к вредным привычкам тесно связаны с уровнем образования и местом жительства. Этот факт подтверждает актуальность выбранной темы: необходимо уделять большее внимание проблеме здоровья, а также распространению и ведению ЗОЖ студенческой молодёжи.

Повышенный интерес именно к студентам обуславливается тем, что от морального и физического настроя будущих специалистов зависит успешность их обучения, а, следовательно, и качество получаемых навыков и знаний, которые они будут применять на будущем месте работы. Именно их вклад будет приоритетным на пути развития нашего региона и страны в целом. Рассматривая факторы риска, которым подвергаются студенты, стоит отметить повышенные учебные нагрузки, стресс и нервное напряжение, особенно влияющие на здоровье студентов в период сессии, смена места жительства и темпа жизни также отрицательно сказывается на самочувствии молодого поколения. Это эмоциональное напряжение студенты часто пытаются заглушить курением, употреблением алкоголя и вредной пищи. Эти вредные привычки ненадолго помогают забыть и отложить насущные проблемы, но в дальнейшей перспективе приводят к ухудшению общего самочувствия, потери интереса к жизни и общей апатии.

Целью этой статьи является выделение мнения студентов Высшей школы экономики, управления и права по поводу культуры ЗОЖа. В нашем структурном подразделении обучаются по 4 направлениям подготовки:

Государственное и муниципальное управление;

Менеджмент;

Экономика;

Юриспруденция.

Мной был произведён сбор эмпирических данных методом опроса в онлайн форме. В опросе приняли участие студенты 1-4 курса очной формы всех направлений подготовки. Всего в опросе поучаствовали 75 человек. Ответы обучающихся позволят сформировать общее мнение студентов и их принадлежность к культуре ЗОЖа, а также внешние и внутренние барьеры, мешающие вести ЗОЖ.

Рисунок 1 – Распределение ответов студентов на вопрос «Есть ли у вас вредные привычки»

Данный вопрос поможет выяснить распространение вредных привычек среди студентов ВШЭУиП. Диаграмма показывает, что отрицательно на вопрос ответили 22 человека, что составило 29% опрошенных, положительный ответ дали 53 человека.

Рисунок 2 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие вредные привычки у Вас есть?»

Больше половины опрошенных: 39 человек (52%) назвали курение как присущую им вредную привычку, 22 человека (29%) всё так же отрицательно ответили на вопрос, употребление алкоголя и переедание отметили соответственно 6 (8%) и 8 (11%) респондентов. Благодаря ответам удалось составить список факторов, мешающих студентам вести ЗОЖ, и соответственно наносящих непоправимый вред их здоровью.

Рисунок 3 – Распределение ответов студентов на вопрос «Считаете ли Вы, что Вы ведёте ЗОЖ?»

Опрос показал, что больше половины опрошенных, а именно 55 человек (73%), утверждают, что ведёт ЗОЖ. В то же время, отрицательно на предыдущий вопрос ответили только 20 студентов (27%), следовательно, можно сделать вывод о том, что не все респонденты, считают, что вредные привычки расходятся с понятием ЗОЖ, или же считают, что их вредные привычки не являются главенствующим фактором, влияющим на их ответ.

Рисунок 4 – Распределение ответов студентов на вопрос «Какие понятия, по вашему мнению, включает в себя понятие ЗОЖ?»

Абсолютное большинство опрошенных убеждены в том, что именно совокупность всех факторов определяет ЗОЖ.

Рисунок 5 – Распределение ответов студентов на вопрос «Помогают ли Вам поддерживать ЗОЖ пары по физкультуре?»

Данная диаграмма показывает отношение студентов к занятиям физкультурой на уровне университета. Как показывают данные, не все студенты довольны качеством проходящих занятий. Возможно, стоит пересмотреть концепцию проведения занятий, но чаще всего студентов не устраивает расписание этих занятий: долгий путь из корпуса в корпус, маленький перерыв между занятиями затрудняют посещение пар.

Рисунок 6 – Распределение ответов студентов на вопрос «Считаете ли Вы, что Вы ведёте ЗОЖ?»

Данный рисунок показывает общий уровень распространения ЗОЖ среди студентов ВШЭУиП.

После проведенного опроса, можно сделать следующие выводы:

Большая часть опрошенных или стремится, или же ведёт ЗОЖ. Выявлены причины, мешающие им присоединиться, наиболее распространенной была названа курение. Также нельзя не включить такие влияющие факторы как: четкое стабильное расписание, организация и пропаганда спортивных мероприятий, оптимизация метода проведения занятий по физкультуре.

Таким образом, исходя из всех вышеперечисленных данных и ответов студентов, можно констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни среди студентов Высшей школы экономики, управления и права является актуальной. Анализ данных свидетельствует о наличии определенных проблем в этой области, главной из которых является приверженность к вредным привычкам. Но, несмотря на все негативные факторы, можно выделить положительную тенденцию: студенты стремятся к ведению ЗОЖа. Стоит подчеркнуть, что студенты Высшей школы экономики, управления и права регулярно участвую в университетских спортивных соревнованиях, что свидетельствует о наличии мотивации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" – Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 / (Дата обращения 20.12.2019).

2 Официальный сайт ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Проект стратегии «Формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» – Режим доступа : https://www.gnicpm.ru/UserFiles/stragedy_project_fin_2512.pdf (Дата обращения: 20.12.2019)

Просмотров работы: 10