В настоящее время актуальным для изучения предметов естественно-научного цикла является использование современных технологий обучения, которые сочетают интерактивность компьютерных технологий и наглядность окружающего мира. Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра, создающая наилучшие условия развития, самореализации членов учебно- воспитательного процесса. Интерактивные игры позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности субъектов педагогического взаимодействия и способствуют осознанному усвоению этих форм[3,с.296].
Квест – одна из наиболее распространенных форм современных игр. Само слово происходит от английского quest и означает «поиск, искомый предмет». Данный термин стали употреблять в сфере компьютерных игр с 1980-х годов. С тех пор одной из разновидностей квест-игр в реальности стали городские квесты, которые могут проводиться не только на улицах, но и в парках, библиотеках, музеях и т.д.[3,с.199]. Квесты на сегодняшний день – достаточно новое явление, поэтому данный аспект недостаточно разработан в теории. Внедряя квесты в образовательный процесс, обучение становится не просто разнообразным, живым и интересным: квесты вовлекают обучающихся в активный познавательный процесс, формируют навыки исследовательской деятельности, умение находить несколько способов выхода из проблемной ситуации[2].
Квест - это ролевая или ситуационная игра, в процессе которой необходимо решать загадки, головоломки, проявлять творчество и смекалку, чтобы добиться конечной цели, например найти клад или построить город будущего[2,с.148]. Квесту, как большиству игр присущи четыре черты [1,с.126]:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса, а не только от результата.
Творческий, импровизационный характер деятельности.
Эмоциональная приподнятость в процессе днятельности.
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В качестве особой формы интеллектуальной активности квест предполагает поиск информации (нахождение различных подсказок) и решение поставленных перед игроками задач. Информационный поиск предшествует решению, но все же главной целью выступает способность применения информации в качестве ключа для решения поставленных задач и достижения игровой цели. Условия решения задачи – моделируемая игровая ситуация, неожиданная для игроков, поэтому квест предполагает умение адаптироваться к новым условиям и принятие самостоятельных решений в ограниченное время. Таким образом квесты способствуют развитию аналитического и творческого мышления игроков, способствуют формированию навыков решения задач и умений работать в команде[4,с.295].
И.Н. Сокол предлагает подробную классификацию квестов, приведём её здесь в сокращении [5,с.138-140]. Образовательные квесты различаются:
по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты, медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные);
по режиму проведения (в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме);
по сроку реализации (краткосрочные, долгосрочные);
по форме работы (групповые, индивидуальные);
по предметному содержанию (моноквест, межпредметный квест);
по структуре сюжетов (линейные, нелинейные, кольцевые);
по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда).
Подача информации через действие в квестах значительно облегчает освоение сведений и приобретение определенных умений за счет отсутствия разрыва во времени между получением информации и возможностью её применения на практике. При таковой организации игры информация подается такими порциями и таким образом, чтобы игроки-обучающиеся могли незамедлительно использовать ее в игровых действиях[3,с.311].
Кроме познавательных задач квест-экскурсия всегда носит развлекательный характер. Этим обусловлены соответствующие сложности подготовки экскурсии. В частности, содержание экскурсии должно не просто содержать справочнопутевую информацию для участников. Легенда квест-экскурсии должна быть настолько увлекательной, чтобы поддерживать азарт участников на протяжении всего маршрута. Здесь имеет большое значение анимационная составляющая квеста. Квест-экскурсии очень вариативны и могут проводиться в различных формах. Основой квеста является список заданий, выполняя которые, участники продвигаются по маршруту, знакомясь с фактами и материалами по теме экскурсии. Квест-экскурсии могут быть пешеходными или проводиться с использованием различных видов транспорта: автомобильного, велосипедного. Участникам квеста запрещается пользоваться любым иным транспортом, не предусмотренным программой квест-экскурсии[4,с.182].
Квесты могут проводиться в следующих видах:
1. С непосредственным участием экскурсовода. В этом случае каждое задание экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично и сопровождает команды по точкам квеста;
2. Участники получают на руки сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);
3. С дистанционной выдачей заданий. В этом случае участники получают задания при помощи смартфона или планшета [5,с.236].
Квест позволяет развивать активное познание на уроках, способствует развитию мышления, помогает преодолевать проблемы и трудности, а именно: решить, распутать, придумать, уметь применять свои знания на практике в нестандартных ситуациях, то есть актуализировать знания, учит мыслить логически, развивает интерактивные возможности[6,с.55].
Организация квеста требует соответствующего оформления. К примеру, на улице его можно минимизировать, украсив лишь отдельные участки и зоны, но так, чтобы в них не было подсказок к выполнению предстоящих заданий. С помощью анаграмм можно зашифровать ключевые ориентиры первой точки, где будет спрятан первый кусочек карты, 529 вместе с которым они получают новое задание. Таким заданием можно сделать ребус, в результате расшифровки которого появляется загадка. Отгадав её, дети получают местоположение второго кусочка с новым заданием. Затем, шифрованная с помощью азбуки Морзе записка (Катя Матюшкина. Кот Да Винчи. Нашествие лунатиков). Следующим заданием может стать восстановление изображения.
Нами был разработан комлекс квестов,направленных на формирование навыков экологически грамотного поведения в природе у детей младшего школьного возраста. Комплекс разработан в соответствии с темами уроков программы «Школа России» для 2 класса, типом урока, организационной формой проведения,этапом урока и временем проведения квеста(см.табл.1).
Таблица 1
Название квеста |
Тема урока |
Тип урока |
Организационная форма квеста |
Этап урока |
Время проведения |
«Как живёт осень?» |
«В гости к осени» |
Комбинированный |
Экскурсия на пришкольный участок |
Актуализация знаний, изучение нового |
25 мин. |
«Берегите воду» |
«Про воду» |
Изучение нового |
Путешествие по станциям в классе |
Изучение нового |
20 мин. |
«Берегись опасностей на воде и в лесу» |
«На воде и в лесу» |
Комбинированный |
Путешествие по станциям в классе |
Изучение нового |
15 мин. |
«Найди клад» |
«Ориентирование на местности» |
Комбинированный |
Путешествие по станциям на пришкольном участке |
Актуализация знаний,изучение нового,закрепление изученного |
30 мин. |
«Как живёт весна?» |
«В гости к весне» |
Комбинированный |
Экскурсия на пришкольный участок |
Актуализация знаний, изучение нового |
25 мин. |
Таким образом, квест возможно проводить не только как внеклассное мероприятие, но и в урочное время. Квест можно разработать в соответствии с любой программой и формой проведения, соблюдая условия: заблаговременная подготовка, соотнесение с планируемыми результаты программы, темой урока, временем проведения(не более 40 мин.).
Список литературы:
Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования[Текст] /М.Н.Гуслова//М.: Издательский центр «Академия»,2013.-288с.
2. Использование технологии веб-квеста в учебном процессе [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/05/16/ispolzovanie-tekhnologii-veb-kvest-v-uchebnom-protsesse (Дата обращения: 23.10.2018г.)
Петрищева, Л.П. Образовательные квесты как метод интерактивного обучения в современной школе [Текст]/Л.П. Петрищева, Е.Е. Попова// Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Под общ. ред. В.Я. Никульшина.- 2016.- С. 295.
Сенченко, И.Н. Образовательные квесты: опыт проведения и научно-практический потенциал [Текст]/И.Н. Сенченко// Гуманитарные и социальные науки. 2017.- № 6. -С. 293-299.
Сокол, И.Н. Классификация квестов [Текст]/И.Н. Сокол// Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С. 138-140.
Стекленева, С.Ю. Значение экологического воспитания в процессе преподавания географии в учебных заведениях [Текст]/С.Ю. Стекленева// Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый.- 2014.- С. 150-152.