Подготовка к выразительному чтению стихотворения "Пороша" во втором классе на уроке литературного чтения - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Подготовка к выразительному чтению стихотворения "Пороша" во втором классе на уроке литературного чтения

Старикова А.А. 1
1ФГБУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» изучается в общеобразовательной школе во втором классе, для дополнительного чтения, по программе Школа России [1]

Подготовка по выразительному чтению необходима учителю как при подготовке к уроку, так и во время урока. Рассмотрим основные элементы анализа стихотворения «Пороша»

Идея: «Единство природы и человека»

Главные образы: Лес; Сосна; Дорога; Конь; Серые вороны; Дятел;

Сюжет: Описание того что видит и слышит человек, который едет верхом на коне.

4) Построение сюжета:

а) завязка — «Еду. Тихо. Слышны звоны…»

б) развитие действия —

в) кульминация —

г) развязка — «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.»

5) Задача чтения: Показать слушателю красоту и таинственность зимнего леса.

Первое четверостишие следует читать приглушенно, спокойно ровным темпом голоса. Также, стоит выделить голосом третью строчку, показывая тем самым, что тишину леса нарушают, раскричавшиеся, вороны. Второе четверостишие нужно читать таинственно и загадочно, ровным и спокойным голосом, не делая акценты на слова. В следующих двух строчках голосом нужно изобразить старушку, для этого строчки нужно прочитать сиплым голосом при этом немного крехтя. Такое прочтение даст маленькому слушателю представление старой сосны, которая под тяжестью снега нагнулась и скрипит. Последующие две строчки следует прочитать не торопливо обычным голосом, при этом делая акцент на слове «над самою макушкой» – т.е. очень-очень высоко.

При этом при прочтении первой, из этих двух строчек, повышать голос, а при прочтении второй понижать. Также после слова «дятел» можно сделать психологическую паузу. Что бы дети могли в полной мере представить всю картину происходящего. Последние четре строчки нужно прочитать немного радостно, делая логическое ударение на словах «скачет» и «много» – эти слова подчеркивают, что конь себя чувствует вольно, так как вокруг него очень просторно. «Бесконечная дорога…» – здесь, необходимо сделать акцент чтобы вызвать у слушателя ощущение очень длинной дороги у которой нет конца, в том числе и то что красота и великолепие природы тоже бесконечны.

Чтобы в образе слушателя возникла картина таинственного и прекрасного зимнего леса и дороги, необходимо это стихотворение читать спокойно, умеренным темпом, соблюдая паузы и логические ударения. Перед выразительным прочтением стихотворения необходимо разъяснить незнакомые слова и условные обозначения:

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Шаль – большой вязаный или тканный платок с каймой. [4]

Условные обозначения

/ – короткая пауза;

// – длинная пауза;

Скачет – логическое ударение;

ꜛ – повышение голоса;

ꜜ – понижение голоса;

С. Есенин Пороша

Еду. // Тихо.// Слышны звоны/

Под копытом на снегу. ꜜ// (приглушенно, спокойно)

Только серые вороны ꜛ

Расшумелись на лугу.ꜜ //

Заколдован невидимкой,ꜛ / (таинственно)

Дремлет лес под сказку сна. ꜜ//

Словно белою косынкой ꜛ

Подвязалася сосна.ꜜ // (загадочно)

Понагнулась, как старушка, / (крехтя как старуха)

Оперлася на клюку, /

А над самою макушкой ꜛ

Долбит дятел / на суку. //ꜜ

Скачет конь, ꜛ/ простору много.ꜛ //(

Валит снег ꜛ/ и стелет шаль. ꜛ // Бесконечная (протяжно) дорога/

Убегает лентой вдаль.ꜜ //

Список литературы:

1. Хрестоматия для начальной школы. 1-4 класс. – Москва: Росмен, 2016. 400 с.

2. Нспортал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/06/30/sovety-pedagogamrazvitie-rechi-detey-s-onr-pri-oznakomlenii-s

3. Грамота.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gramota.ru/

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с

Просмотров работы: 241