Законодательные основы административной ответственности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Законодательные основы административной ответственности

Гареев М.Р. 1
1Магнитогорский государственный технологический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Для начала необходимо указать, что понимается под административной ответственностью. Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных правонарушениях. [2]

Главным законодательным актом, определяющим законодательные основы административной деятельности, является Конституция. Конституция РФ административное и административно-процессуальное законодательство, в том числе об административных правонарушениях, относит к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ; соответственно регулирование по предметам совместного ведения осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). [1]

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г. [2]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к ответственности за совершение административного правонарушения, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к ответственности и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ включает пять разделов:

1) Общие положения. Они содержат нормы, которые выделяют административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности с присущими ей особенностями. Здесь определяются система законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение как основание административной ответственности, система и сущность административных наказаний, порядок их назначения и содержатся нормы, регулирующие общие вопросы административной ответственности.

2) Особенная часть. Здесь дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов наказания за их совершение.

3) Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

4) Производство по делам об административных правонарушениях.

5) Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. [2]

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

основанием административной ответственности является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение – это выносимое официальное порицание управляемым органом в письменной форме, установленной законодательством;

административный штраф – это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения – это принудительное изъятие с компенсацией;

конфискация орудия или предмета административного правонарушения – это принудительное изъятие без компенсации;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу, т.е. права охоты, управления транспортным средством и др.;

административный арест – это вид административного наказания в России и ряде других стран, заключающийся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, в условиях изоляции от общества;

административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация – это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях. [2]

Нормы об административной ответственности содержатся и в других нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - за нарушение банковского законодательства; [3]

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании; [4]

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) [5].

Субъекты РФ вправе принимать законодательные акты по вопросам административной ответственности за деяния, которые не нашли закрепления в КоАП РФ. Так, статьей 11.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за безбилетный проезд в пригородных поездах, в поездах местного и дальнего сообщения, на судах морского транспорта и судах внутреннего водного транспорта, безбилетный полет на судне воздушного транспорта и безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения. В свою очередь, административная ответственность за безбилетный проезд в городском общественном транспорте определяется законами субъектов РФ. [8]

Законы субъектов РФ об административной ответственности могут как регламентировать порядок привлечения к административной ответственности за определенные деяния, так и включать в себя нормы ответственности за группы разнородных административных правонарушений. В первом случае, можно сказать, что каждому деянию или группе однородных деяний, посягающих на определенную категорию общественных отношений, посвящен отдельный закон субъекта РФ. Во втором случае такой закон представляет собой по сути мини-кодексы, включающие в себя перечни разнородных административных правонарушений.[6]

Таким образом, можно сказать, что законодательная основа - это система норм, закрепляющих составы административных проступков, систему и виды административных взысканий; круг субъектов, наделенных правом применять административные взыскания и подлежащих административной ответственности.

В последние годы в законодательство об административной ответственности были введены изменения. Так, Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» оговаривал право оплаты половины взыскиваемой суммы административных штрафов налагаемых за нарушение ПДД, в случае досрочной уплаты таких штрафов. Данные изменения КоАП РФ, вступили в законную силу с 1 января 2016 года. [7]

Изменения в КоАП РФ также коснулись сферы коммунальных ресурсов. Были введены новые составы административных правонарушений в сферах электроэнергетики и теплоснабжения. В КоАП РФ были введены новые статьи 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод и 14.61. Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, а также ряд существующих раннее норм были изложены в новой редакции. [7]

Список используемой литературы:

Конституция Российской Федерации 1993 года. – М.: Омега-Л, 2016. – 64 с.

Кодекс об административных правонарушениях [http://www.consultant.ru]: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [http://www.consultant.ru]: федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [http://www.consultant.ru]: федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/

Налоговый кодекс Российской Федерации [http://www.consultant.ru]: федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

Алехин, А. П. Административное право России : учеб. для вузов / отв. ред. А.П. Алехин .-- М. : Зерцало, 2006.-- 712 с.

Друченко Т.А. О некоторых изменениях в законодательстве об административной ответственности в 2016 году // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39).

Огородников, Д. О. Проблемы законодательного регулирования административной ответственности субъектами Российской Федерации: // Тюмень, 2003.- 239 c.

Полянский, И. А. Законодательство субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях // В сб.: Роль юридического образования и науки в формировании гражданского общества и правового государства: сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 65-летию юридического факультета ХГАЭП / Под общ ред. С.В. Нарутто и В.Н. Ширяева. -- Хабаровск, 2005. -- 40 с.

Просмотров работы: 216