ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Фетистов А.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ИвГУ, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В широком смысле лидерство можно рассматривать как искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер – это человек, управляющий коллективом, направляющий все усилия команды на достижение наивысших спортивных результатов. Это наиболее авторитетная личность, которая была избрана самой группой и имеет полномочия принимать наиболее важные решения в значимых для группы ситуациях. Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мнение лидера и мнение его подопечных может либо не совпадать, либо команда будет не готова принять его. Только мнение коллектива и отношение к лидеру показывает настоящие возможности командующего. Лидер должен уметь ставить перед командой цель и организовывать пути её достижения. Особенно интересными нам представляются условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной команде. Выделение лидеров спортивной группы поможет тренеру сделать более эффективной свою деятельность. Кроме этого тренер может напрямую влиять на становление лидеров, перемещая этих людей на ключевые позиции в команде, тем самым способствуя формированию у них лидерских качеств.

Эмпирической базой нашего исследования являлась спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва №8 г. Иваново. В качестве испытуемых выступили спортсмены-легкоатлеты в количестве 10 человек (возраст варьировался от 15 до 20 лет); спортивная квалификация испытуемых – от 1 юношеского до 1 взрослого разряда.

В начале исследования мы провели тестирование по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого. Оно позволило нам изучить представление испытуемых о себе и оценку собственных способностей в группе. Мы выявили, что наиболее сильно качества лидера выражены у двоих человек (К.З. и Н.П.), что может говорить об их перспективе в становлении лидерами.

Далее мы использовали тест на выявление способностей быть лидером. Целью его применения было оценить, готовы ли сами испытуемые принять на себя роль лидера. Ярко выраженная готовность стать лидером проявилась у троих человек (Н.П., А.П. и Д.М.). У остальных же ребят в группе готовность стать лидером либо выражена слабо, либо вообще отсутствует.

Так же для выявления особенностей и формы проявления лидерских качеств в группе спортсменов было проведено наблюдение. Для данного наблюдения были поставлены следующие задачи: 1) выявить типичные качества, проявляющиеся в общении и взаимодействии в коллективе; 2) определить отношение членов команды друг к другу. Мы наблюдали за группой во время тренировочного процесса, во время их общения и реакции на высказывания или замечания друг друга. Мы наблюдали за командой во время тренировочного процесса, во время общения спортсменов, выделяя их реакции на высказывания или замечания друг друга.

По результатам наблюдения объективным претендентом на роль лидера стал Н.П. В его поведении и взаимоотношениях с коллективом были отмечены такие качества как: активность, инициативность, общительность и работоспособность. Была видна его готовность взять на себя ответственность, его огромное желание добиться наивысших результатов с командой. Было так же отмечено его положительное взаимодействие с командой, и положительная реакция команды на его действия. Заметно было, как спортсмены пытались повторять упражнения за ним, советовались или же просто отмечали хорошее выполнение.

После сопоставления результатов двух тестов и наблюдения в группе спортсменов мы выявили, что не все испытуемые, чьи результаты теста показали способности и благоприятные возможности к становлению лидером, подтвердили это на практике. Особенности проявления лидерских качеств заключаются в том, что лидеры всегда более активны и общительны, они всегда находятся в центре внимания окружающих, а их мнение является наиболее важным для коллектива.

Учет лидерских позиций спортсменов в тренировочном процессе позволит тренеру продуктивно выполнять свою работу и организовать эффективное взаимодействие в команде.

Просмотров работы: 11