ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РАССКАЗА Н. Н. НОСОВА «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ШКОЛЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РАССКАЗА Н. Н. НОСОВА «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ШКОЛЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Александрова А.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания.

Подготовкой учителя к выразительному чтению является, составленный им, анализ произведения. Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе Школа России. Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, предлагается следующий анализ:

1. Идея сказки: не стоит поддаваться панике в непредвиденных ситуациях.

2. Образы:

Вадик – добрый и нерешительный мальчик, любит своего котёнка Ваську; Вовка – находчивый и любознательный мальчик;

Васька – маленький игривый котёнок.

3. Сюжет: наблюдение за движущейся шляпой

4. Особенности композиции:

а) завязка – «…позади них что-то плюхнулось — упало на пол»,

б) развитие действия – наблюдение за шляпой,

в) кульминация – «Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!»,

г) развязка – радостная встреча с котёнком.

5. Задача – рассказ помогает формировать нравственные качества (доброта, смелость, решительность). Учит не теряться, столкнувшись с чем-то неожиданным. Учит самим решать свои проблемы, не прибегая к помощи взрослых.

В рассказе присутствует слово незнакомое (не понятное) для детей, для того чтобы объяснить понятие этого слова нужно обратиться к словарю в конце учебника [1]:

Комод –низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей. [2]

* / - пауза

// -долгая пауза

Жирный шрифт – логическое ударение

В представленной ниже таблице отражен построчный анализ, отражающий подготовку к выразительному чтению рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» (Таблица 1)

Таблица 1

Название части

Задача чтения

Текст произведения

Часть 1 «Ожившая шляпа»

Заинтересовать детей рисующими мальчиками, котёнком и упавшей шляпой. (читать удивленно, испуганно)

Шляпа/ лежала на комоде, / котенок Васькасидел/ на полу возле комода, а Вовка и Вадиксидели за столом и раскрашивали картинки. //

Вдруг/ позади них что-топлюхнулось — упало на пол. Они обернулись / и увидели на полу возле комода /шляпу. //

Часть 2 «Испуг мальчишек»

Увлечь слушателей упавшей шляпой (читать диалоги Вовки тревожно, со страхом, заикаясь, местами громко, диалоги Вадика читать удивленно)

Вовка подошел к комоду, / нагнулся, / хотел поднять шляпу — и вдруг / как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

— Она жи-жи-живая!

Кто живая?

Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы/ бывают живые?

По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть/ на шляпу. Вдруг /шляпа поползла прямо к нему. / Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. / Вовка за ним.

Шляпа/вылезла на середину комнаты и /остановилась. Ребята смотрят на нее / и трясутся/ от страха. Тут/ шляпа повернулась / и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.

Прибежали на кухню / и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

— Куда?

— Пойду к себе домой.

— Почему?

— Шляпы бо-боюсь! / Я первый раз вижу, чтоб шляпа/ по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь /за веревочку дергает?

— Ну, пойди, посмотри.

Часть 3 «Испытание клюшкой и палкой»

Показать младшим школьникам, страх мальчишек к шляпе, но в то же время пытаются вместе найти для этой загадочной ситуации (читать тихо, спокойно, в конце части следует читать бойко, грозно с ухмылкой и чуть громче обычного голоса)

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, / я ее клюшкой тресну.

— Постой, / я тоже клюшку возьму.

— Да у нас другой клюшки нет.

— Ну, я возьму лыжную палку.

Они взяли клюшку и лыжную палку, / приоткрыли дверь / и заглянули в комнату.

Где же она? — спрашивает Вадик.

Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа /лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, /испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

Эй ты, / шляпа!

Но шляпа /не двигалась.

Часть 4 «Выстрелы картошкой»

Обратить внимание детей на смышленость и смелость мальчишек (читать обычным голосом, реплику Вовки читать с озорством, задором)

— Давай / наберем картошки/ и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее / в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик /попал. Шляпа / как подскочиткверху!

Часть 5 «Васька в шляпе»

Показать младшим школьникам, что ребята побороли свой страх и их радость, когда они узнали, что шляпа не живая, просто под ней оказался Васька, который и двигал ей (в начале читать громко, резко, затем радостно и восторженно, когда мальчишки увидели Ваську)

— Мяу! (громко) — закричало что-то. Глядь, (громко, резко) из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом/ и сам котенок выскочил.

Васька! — обрадовались ребята.

— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька/ ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

Представленный анализ может помочь учителю начальных классов при подготовке к выразительному чтению на уроке в начальной школе.

Список источников:

Климанова, Л. Ф. Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Ч.2. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С. 54-59. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoe-chtenie-2-klass-2-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/

Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11608

Просмотров работы: 608