ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Бармина М.В. 1
1ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Все методы стимулирования инновационной деятельности представлены двумя группами методов - экономическими (в основе которых лежит применение соответствующих денежно-стоимостных регуляторов) и организационно-правовыми (содержащими комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание организационных условий для осуществления и активизации инновационной деятельности).

В свою очередь, экономические методы представлены прямыми (бюджетное стимулирование, кредитное стимулирование) и косвенными (налоговое стимулирование, стимулирование воспроизводственных процессов, страховое стимулирование, таможенное стимулирование) методами.

В пределах каждой группы методов используются соответствующие им инструменты, посредством которых происходит непосредственное воздействие на инноваторов и обеспечиваются требуемые результаты этого воздействия. В частности, инструментами бюджетного стимулирования выступают субсидии на поддержку научных мероприятий, гранты на научные исследования и разработки инновационной направленности, федеральные целевые программы в области инноваций, финансирование участия в международном сотрудничестве в области инноваций, прямые инвестиции в капитал инновационных компаний, приобретение долей (акций, паев) в их уставном капитале, приобретение конвертируемых долговых обязательств инновационных компаний.

Под стимулированием инновационной деятельности понимают совокупность форм и методов побуждения хозяйствующих субъектов к внедрению инноваций с целью повышения конкурентоспособной продукции (услуг) [1].

Классификация форм и методов стимулирования инновационной деятельности означает их распределение на конкретные группы по определенным классификационным признакам. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы, ее главную особенность.

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме [2].

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая – со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредитование и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инновационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные [3]. Прямые методыгосударственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методамвоздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспечения.

Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятий на прямые и косвенные методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т. д.), другие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. [4].

Кадровая и товарная формы поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка предполагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных предприятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение результатов инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИП на рынок (внутренний и внешний).

Список литературы:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

2. Федеральный Закон №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принят Государственной думой 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г.

3. Гудова, О.С. Развитие экономических механизмов стимулирования инновационной активности организаций высокотехнологичного сектора экономики России [Текст]: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями). - М., 2012. - 24 с.

4. Прохода, И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №3. С. 206-209.

Просмотров работы: 12