Воспитательная работа социального педагога с подростками - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Воспитательная работа социального педагога с подростками

Скрёбова Д.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В образовательных учреждениях особая роль отводится воспитательной работе с детьми, особенно с подростками, так как данный возраст является переходным от детства к взрослости. В этом возрасте происходит смена ситуации развития, возникает устойчивое стремление к самостоятельности, независимости, акцент смещается с учебной деятельности на эмоционально-личностное общение со сверстниками, также происходят физиологические и психологические новообразования, характеризующие процесс взросления.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение методики воспитательной работы социального педагога с подростками, было проведено с учащимися 7 класса в составе 18 человек, возраст которых составил 13-14 лет на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Китовская средняя школа» поселок Китово Шуйского района Ивановской области.

Вначале мы изучили документацию и выяснили какие должностные обязанности закреплены за социальным педагогом, познакомились с программами и проектами, реализуемыми в деятельности специалиста, ознакомились с перечнем учреждений, с которыми осуществляется взаимодействие. Также мы рассмотрели методику работы социального педагога по духовно-нравственному воспитанию, которая включает в себя последовательную реализацию этапов воспитательной работы в данном направлении.

Затем мы провели психодиагностику, используя методику для изучения социализированности личности учащегося (автор М. И. Рожков), целью которой является изучение уровня адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности и социализированности учащихся [3, с.64]. При обработке результатов во внимание принимались 4 основных коэффициента, а на их основании определялся уровень социализированности учащихся в целом. В результате полученных данных было выявлено 7 учащихся (39 %) с высоким показателем уровня социализированности, 11 учащихся (61 %) со средним уровнем, с низким уровнем – 0 учащихся. Данные результаты свидетельствуют о стремлении учащихся к получению знаний, развитию интеллектуальных способностей и развитие творческого потенциала. Но также это сигнализирует о неопределенности жизненного выбора, поэтому испытуемые могут быть подвержены ситуативному влиянию.

Затем мы применили методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнь (автор А. А. Андреев) [2, с.108]. При обработке результатов по данной методике были получены следующие данные: 4 учащихся (22 %) - высокий уровень удовлетворенности, 9 учащихся (50 %) - средний, 5 учащихся (28 %) - низкий уровень. На основе этих данных можно сделать вывод, что большинство учащихся идут в школу без радости, но в школе они обычно находятся в хорошем настроении. Также большинство считает, что в их классе хороший классный руководитель, а к школьным учителям всегда можно обратиться за помощью в трудный момент. Учащиеся в большинстве случаев могут свободно высказать свое мнение в классе, а также могут развивать свои способности в школе. Учащиеся имеют выделяют любимый предмет, а также в большинстве своем считают, что школа помогает подготовиться к самостоятельной жизни.

Мы выявили, что в образовательном учреждении создаются условия для реализации ребенком своих способностей не только в учебной деятельности, но и в различных кружках, секциях. Так же учащимся предоставляется участие в различных мероприятиях школьного и регионального уровня. А вот выявленный низкий уровень коэффициента удовлетворенности указывает на необходимость проведения дополнительной воспитательной работы социальным педагогом с подростками. Данный показатель может указывать на существование каких-либо препятствий при взаимодействии и обучении учащихся в школьной среде.

На следующем этапе нашего исследования мы разработали комплекс мероприятий по организации воспитательной работы с подростками в деятельности социального педагога. Целью данного комплекса является создание условий для развития и улучшения способностей учащихся, раскрытие их потенциала и нравственное совершенствование.

Библиографический список

Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б. П. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

Просмотров работы: 27