Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления [1]..
В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала [3]. Иначе говоря, возникает, часто совсем неожиданно, что-то неясное, неизвестное, тревожащее.
Проблемное обучение получило распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Оно основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1984 г. в Чикаго опытную школу. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд. В 1923 г. в СССР на основе идей Дьюи внедрялся лабораторно-бригадный метод. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуация и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [2].
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей.
Рассмотрим реализацию элементов проблемного обучения на уроке литературного чтения в начальной школе. Для примера возьмем произведение Е.А. Благининой «Посидим в тишине», которое встречается в программе «Школа России» под ред. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, учебник по литературному чтению для 2 класса (часть 2) [4]:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Перед описанием этапов работы с использованием проблемных вопросов на уроке литературного чтения, целесообразно провести анализ произведения.
Стихотворение Е.А. Благининой «Посидим в тишине», в жанровом отношении является лирическим стихотворением. В стихотворении присутствует некий лирический образ, на котором сконцентрированы чувства автора (в данном случае это образ матери), также присутствует монологическая форма (монолог маленькой девочки). Данный жанр занимает одно из центральных мест в творчестве поэтессы и является для нее типичным.
«Посидим в тишине» Е.А. Благининой тематически приближен к самой поэтессе, она с любовью и теплом вспоминает свое детство. В стихотворении ярко представлен образ маленькой девочки и ее мамы, которая уснула от усталости. Поэтесса противопоставляет всевозможные игры девочки одному событию – сну матери, подчёркивая тем самым его значимость для ребёнка.
Третье четверостишие начинается с монолога девочки лучику солнышка, которое крадется по маминой подушке. Девочка перечисляет ему все забавы, которые она могла бы совершить, но не делает этого, потому что мама спит, она устала...
Стихотворение имеет очень яркую эмоциональную окраску. Его содержание наполнено добротой, нежностью, любовью и уважением.
У большинства людей, это стихотворение вызывает трепетные чувства и возвращает их вновь в детство. Ведь у каждого человека была такая же ситуация, которая описана в стихотворении «Посидим в тишине»: когда спала мама, а нам хотелось поиграть, пошуметь, мы выбирали тишину, потому что знали, что мама устала, ей нужен отдых, а мы, как любящие дети, давали его своей маме, проявляли тепло и заботу.
Это стихотворение легкое, но в то же время оно учит детей важным качествам, а именно уважению к старшим, любви, проявлению заботы о родных и близких, это и является главной идеей произведения.
В стихотворении Е.А. Благининой представлено большое количество изобразительно-выразительных средств, каждое из которых подчеркивает мысли автора и саму идею произведения. Рассмотрим каждое более подробно:
эпитеты («пустая комната», «золотой луч», «мамина подушка») придают стихотворению эмоциональную окраску, настроение, которое хочет передать автор;
олицетворение («и сказала я лучу», «луч шепнул», «не шумят мои игрушки»). С их помощью поэтесса делает героиню близкой маленьким читателям.
анафора («я бы многого хотела: я бы песенку пропела, я б могла похохотать»), они придают строкам черты настоящей речи ребёнка;
повтор («мама спит») придают стихотворению особую выразительность и экспрессивность, и вместе с тем ненавязчиво подчёркивается главная мысль, которую хотел донести до читателей автор;
риторическое восклицание («ну и я играть не стала!», «я тоже двигаться хочу!», «да мало ль я чего хочу!»), с их помощью речь становится эмоционально окрашенной.
Также в стихотворении есть слова тематической группы – детские игрушки (волчок, мяч) и любимые детские занятия (чтение вслух, пение песенки, смех). Это позволяет читателям ассоциировать себя с девочкой, а также помогает автору донести до детей свою мысль.
Используя результаты анализа произведения, разработаем ряд проблемных вопросов, которые могут быть использованы на уроке литературного чтения в 4 классе.
Выделяются три этапа работы над произведением:
первичный синтез;
анализ;
вторичный синтез.
Во втором классе ученики впервые знакомятся с творчеством Е. А. Благининой. Поэтому целесообразней будет познакомить ребят сначала с биографией поэтессы: как она жила, о ее творчестве, а так же тематикой ее произведений.
На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к восприятию текста. Следует познакомить учащихся с содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Далее проводится эмоционально-оценочкая беседа, вопросы которой должны быть, прежде всего, направлены на выявление эмоционального воздействия на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения. Такая беседа помогает выяснить, какое впечатление произвело произведение на детей, и заинтересовать их в анализе текста.
Используем ряд вопросов, которые возможно применить на данном этапе работы для первичного восприятия:
Почему автор именно так назвала свое стихотворение?
Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение?
Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)
Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)
На этапе анализа произведения раскрывается его композиция, выясняются мотивы поведения лирических героев, устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета. Анализ не должен убивать художественное произведение. Анализ должен представлять совместный поиск учителя и учащихся.
На этапе анализа произведения учитель предлагает детям еще раз прочитать стихотворение и назвать, сколько отдельных картин они видят, о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну картину, и говорят о том, что они представили, то есть они воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора.
Работая над произведением с детьми, нужно убедиться в том, что они поняли идею произведения, поняли то, что стремился показать автор.
На этапе анализа произведения используем данные проблемные вопросы:
Как вы можете закончить предложение «когда мама спит, то я...»?
Что лучше всего делать, когда мама спит? Почему?
Как вы думаете, почему девочка не выходит из комнаты, а остается рядом с мамой?
Зачем девочка говорила все это лучу?
На этапе вторичного синтеза следует обобщить существенные черты лирического героя, сопоставить героев и оценить их, выявить идейную направленность художественного произведения.
Приведем несколько проблемных вопросов, используемых на этапе вторичного синтеза:
Почему девочка не стала играть даже тихо?
Ребята, как бы вы поступили на месте девочки?
Чему хочет научить нас автор?
Почему важно в семье любить друг друга?
Проблемное обучение ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать).
Изучение стихотворения Е.А. Благининой «Посидим в тишине» во 2 классе с использованием технологии проблемного обучения создает необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить и побуждает их к творческой деятельности.
Список использованных источников
Эффективность применения проблемного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00182981_0.html (дата обращения 21.12.2019).
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Учебник по литературному чтению для 2 класса. – М.: Просвещение, 2013.