1. Тема занятия: «Взаимное расположение двух прямых в пространстве».
2. Класс: 10.
3. Тип занятия: самостоятельная работа.
4. Цель: проверить знания по теме.
5. Задачи урока:
Образовательные:
проверить знание определений параллельных и скрещивающихся прямых;
проверить знание признаков скрещивающихся и параллельных прямых;
проверить умение применять полученные знания к решению задач.
Развивающие:
развивать у учащихся умение работать самостоятельно;
развивать логическое мышление, математическую речь.
Воспитательные:
развивать самостоятельность, самоконтроль.
Оборудование и материалы для урока: раздаточный материал.
6. План.
№ |
Комментарий |
Перечень навыков, умений, знаний, проверяемых в ходе самостоятельной работы |
Время |
|
1. |
Организационный этап. |
Учитель объясняет задания и критерии оценки. |
Создание рабочего настроения в начале урока, объяснение правил выполнения работы. |
4 минуты |
2. |
Выполнение обучающимися заданий. |
Самостоятельная работа представляет собой раздаточный материал. Задания разбиты на три блока: теоретический, практический и исследовательский. Ученикам необходимо вставить пропуски, установить соответствие между рисунками и утверждениями в теоретическом блоке (1-4 задание), решить задачи, применяя полученные знания в практическом блоке (5-7 задания), и продемонстрировать свои способности в исследовательском блоке (8 задание). |
Теоретические знания по теме: знание определений и свойств скрещивающихся и параллельных прямых; умение распознавать прямые и определять их свойства; умение решать задачи с использованием полученных знаний; развитие исследовательских навыков. |
40 минут |
3. |
Подведение итогов. |
Учитель собирает работы. |
Самоконтроль. |
1 минута |
Критерии оценки:
Номер задания |
Баллы |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
7 |
2 |
8 |
3 (дополнительно) |
Итого |
13 |
Оценка с учетом набранных баллов:
«отлично» |
9-10 |
«хорошо» |
7-8 |
«удовлетворительно» |
5-6 |
«неудовлетворительно» |
0-4 |
8 задание включает в себя использование дополнительных знаний, поэтому оценивается отдельно в 3 балла.
Приложение 1
§3
Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
Задание 1.
Определение.
Две прямые в пространстве называются параллельными, если они лежат в __________________________ и ______________________.
Определение.
Две прямые называются скрещивающимися, если они ___________ в одной плоскости.
Задание 2. Из предложенных вариантов подберите к каждому рисунку соответствующие утверждения и заполните таблицу.
а) прямые совпадают; прямые не пересекаются; прямые пересекаются;
б) прямые лежат в одной плоскости; прямые не лежат в одной плоскости;
в) прямые имеют две общие точки; прямые имеют одну общую точку; не имеют общих точек; прямые имеют бесконечное множество точек.
а) |
а) |
а) |
б) |
б) |
б) |
в) |
в) |
в) |
Таблица 1. Взаимное расположение прямых в пространстве
Задание 3. Сформулируйте признак параллельности прямых в пространстве, заполнив пропуски по смыслу. Сделайте рисунок и запись с помощью математической символики.
Две прямые_________________третьей прямой__________________________________.
Рисунок |
Запись |
Задание 4. Сформулируйте признаки скрещивающихся прямых.
Если две прямые содержат _________________________точки, не лежащие в одной плоскости, то они ________________________________________________________.
Прямая, лежащая в плоскости, ______________________ с каждой прямой, пересекающей__________________________________________________________, но не __________________________________________________________________.
Задание 5.
На рисунке 1 дан куб ABCDA1B1C1D1. Перечислите все ребра, которые:
а) пересекают ребро DD1.
Ответ:_______________________________________________________________________
б) параллельные ребру AD.
Ответ:_______________________________________________________________________
в) являются скрещивающимися с ребром DC.
Ответ:_______________________________________________________________________
Рис. 1
Задание 6.
Треугольник АВС и трапеция АВКР (АВ – основание трапеции) не лежат в одной плоскости (рис. 2). Как расположены прямые РК и MN, где MN – средняя линия треугольника АВС? (Ответ обоснуйте).
Рис. 2
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
На рисунке 3 отрезок АВ имеет с плоскостью