АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Савеных К.А. 1
1МГТУ им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств – юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства.

Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти административно-правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения.

К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным спорам, касающимся прав физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения.

Процедурное производство выражается в том, что органы исполнительной власти, решая при отсутствии административного спора определенные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решаемого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нормальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.[9]

Видами административно-процедурных производств являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления; другие виды производств организационно-процедурного характера.

Действующее в настоящее время законодательство выделяет в судебной системе следующие составные части: Конституционный Суд Российской Федерации; систем федеральных судов общей юрисдикции и система федеральных арбитражных судов, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи.

Старилов Ю.Н. утверждает, что в настоящий период в России, несмотря на все имеющиеся юридические предпосылки, административное судопроизводство (правосудие) не выделено в самостоятельную ветвь, административные суды не созданы, хотя в юридической литературе обоснованы весьма веские причины их формирования. В России идея административного судопроизводства весьма далека не только от правового, но и от логического завершения.

Конституционное выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельной формы правосудия позволяет констатировать необходимость законодательного развития такого важнейшего процессуального института. В связи с чем в юридической литературе учеными-административистами неоднократно поднимались проблемы судебной защиты прав и свобод граждан и законных интересов их объединений от неправильных действий и решений государственной администрации и ее должностных лиц. [10]

Поднимая проблемы административной юстиции, следует учитывать ряд факторов, таких как российские правовые традиции, материальные и организационные возможности, уровень гарантированности прав и свобод граждан, имеющиеся средства правовой защиты и другие. Но если в целом рассматривать государственное регулирование в России, то следует отметить, что все обстоятельства свидетельствуют в пользу создания административных судов в Российской Федерации, так как российская правовая система близка континентальной модели правовых систем, в которых учреждены административные юстиции (например, административная юстиция Франции, административные суды в Германии).

Также Старостин С.А. в своей статье поднимает проблему о современном понимании административного процесса. Он рассматривается не как производное от материального административного права, хотя очевидна их неразрывная связь и взаимодействие, а как самостоятельная отрасль права.[11]

Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для ее рассмотрения также с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. Именно в таком аспекте определяется функционально-компетенционное содержание судебной власти [Error: Reference source not found]. При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.[3]

Необходимость в такой процессуальной форме деятельности государственных органов (исполнительных, судебных) возникает при решении административно-правовых споров и применении, когда требуется, мер государственного воздействия за совершенные проступки.

Объектом процесса в таких случаях являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права – административного, трудового, финансового, гражданского и другими, если они находятся в сфере правомочий органов государственного управления – исполнительной власти.

Субъект такого вида административного процесса – это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различны, поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников процесса различно, зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.[4]

Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган, осуществляющий государственно-властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях – суд, судья. Эти компетентные органы вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, – они оформляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления («властвующая» сторона) не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы): граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры , а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.[5]

Порядок разрешения дел в сфере исполнительной власти исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к его стадиям).

Принципами административного процесса являются: законность; объективность; равенство сторон перед законом; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; гласность; открытость; экономичность; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений.[6]

Сущность административно-юрисдикционного производства можно показать на примере рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Общие нормы, регулирующие этот вид производства, содержатся в КоАП. Особенности производства по отдельным категориям административных правонарушений предусматриваются рядом специальных норм.[2]

Задачи производства по делам об административных правонарушениях состоят, главным образом, в своевременном, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в точном соответствии с законом и обеспечении исполнения вынесенного постановления, а в конечном итоге – в укреплении законности и правопорядка.

Данный вид производства включает в себя определенные стадии. Стадией считается такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов. Укрупнено к стадиям относятся: обязательная – административное расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; безусловно обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

В стадии административного расследования совершаются такие процессуальные действия, как собирание и фиксирование (документация) доказательств, оформление протокола о возбуждении дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка, о чем составляется протокол. Согласно КоАП, правом составлять протоколы обладают работники милиции и государственных надзорных органов, инспектора государственных инспекций, общественные контролеры и некоторые другие правомочные лица. Как важную гарантию законности КоАП предусматривает обязательные реквизиты протокола и случаи, когда он не составляется. Установлены и меры обеспечения производства по делам, в частности административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.[2]

Чтобы обеспечить установление истины по делу, КоАП определяет процедуру его подготовки, порядок и сроки рассмотрения. Дело рассматривается по подведомственности, в присутствии правонарушителя, а в его отсутствие – лишь в случаях, когда он был своевременно извещен и от него не поступило просьбы об отложении дела. Рассмотрев дело, орган (должностное лицо) выносит постановление о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством. Постановление объявляется немедленно, его копия вручается или высылается лицу в течение трех дней. Данное постановление – индивидуальный акт управления и поэтому должно отвечать всем требованиям, к нему предъявляемым.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим. Обжалование осуществляется в административном и судебном порядке в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также путем обращения за защитой в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

Раздел V КоАП подробно регулирует порядок исполнения постановления о наложении административных взысканий. Его соблюдение также является гарантией защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Исполнение постановления состоит в практической реализации административного взыскания, назначенного нарушителю; оно возлагается на различные органы, указанные в КоАП. Соответствующие производства различаются в зависимости от мер административного взыскания. Например, при исполнении постановления о наложении штрафа могут быть два варианта – добровольный и принудительный. Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение органами внутренних дел.[2]

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1.

Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. - 698с.

Административное право / Под ред. С.А. Новиков. - М.: Приоритет. 2003. - 128с.

Административное право. - М.: Питер, 2016. - 256 c.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2011.

Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. 2011. N 5.

Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право: Учебник /. - М. : Проспект : Велби, 2003. - 477 с.

Масленников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях - М., 2011. С. 72.

Старилов Ю.Н. Административная юстиция: Проблемы теории. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2011. С. 97 - 130.

Старостин С.А. Административный процесс в едином юридическом процессе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. №8. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnyy-protsess-v-edinom-yuridicheskom-protsesse

Просмотров работы: 1566