ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Муравлева А.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Конституцией Российской Федерации важнейшими задачами государственных органов, организаций и граждан являются неуклонное и последовательное укрепление законности, охрана правопорядка, прав и свобод человека и гражданина. Всё это может осуществляться только с помощью государственного надзора.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц [8]. В настоящее время в Российской Федерации существует три типа надзора:

судебный;

прокурорский;

административный.

Последний – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.

Под административным надзором понимается вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления [3].

В системе регулятивного административного надзора можно выделить следующие разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:

1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил.

2) государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти.

3) разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности [10].

Государственными контролирующими и надзорными органами являются: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Контрольно-ревизионное управление Минфина России.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел.

Поговорим о регулировании надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данный административный надзор обеспечивается Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

На данный момент с 25 сентября 2019 года был ободрен Советом Федераций Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 331-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон», «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В своей статье Шиян В.И.,[10] пишет об этих изменениях:

1) в статье 5:

а) в части 4 после слов «лишения свободы» дополнено словами «принудительными работами либо», слова «в виде ограничения» заменено словами «в виде принудительных работ либо ограничения»;

б) часть 5 дополнено пунктом 5 следующего содержания:

5) осуждения поднадзорного лица к принудительным работам;

2) статью 7 изложили в следующей редакции:

Статья 7. Продление административного надзора:

Административный надзор может быть продлен судом в случае:

1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;

3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;

4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) пункт 5 части 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:

уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения не позднее чем за три рабочих дня до его перемены, а также в течение трех рабочих дней  о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона [6].

На данный момент, надзор за бывшими заключенными усилен. Об этом в своей статье пишут Астахова А.О., и Галимова М.А [7].

Этот Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.

Федеральный закон определяет порядок осуществления административного надзора в отношении граждан, осуждённых к уголовному наказанию в виде принудительных работ. В частности, устанавливается, что в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ, а в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам течение срока административного надзора приостанавливается.

Одновременно расширен перечень оснований для продления судом административного надзора. К таким основаниям отнесены осуждение поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осуждённого от общества, осуждение поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания, а также применение к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества. Кроме того, уточнены сроки уведомления органа внутренних дел поднадзорным лицом о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения и о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения в случае отсутствия поднадзорного лица по исключительным личным обстоятельствам.

Литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Российская газета, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // СЗ РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921 Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.

Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 30.11.2009) // СЗ РФ, 24.01.2005, N 4, ст. 305.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 26.04.2010) // СЗ РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.

Приказ МВД РФ от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (ред. от 31.12.2009) // СЗ РФ, "Российская газета", N 122, 07.07.2009.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 331-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс]: Гарант.ру – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1296862/ .

Астахова А.О., Галимова М.А. Правовое регулирование постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, по законодательству государств - участников Содружества независимых государств // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2015. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-postpenitentsiarnogo-kontrolya-za-litsami-osvobozhdennymi-iz-mest-lisheniya-svobody-po-zakonodatelstvu (дата обращения: 25.12.2019).

Бахрах, Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

Макарейко Н.В. «Государственный надзор: понятие, виды, характеристика» [Электронный ресурс]: Jurisprudence.Club– Режим доступа: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/215-gosudarstvennyiy-nadzor-ponyatie-vidyi.html.

Макарейко Н.В. «Административное право. Учебное пособие для вузов» [Электронный ресурс]: StudFiles – Режим доступа: https://jurisprudence.club/administrativnoe-uchebnik/215-gosudarstvennyiy-nadzor-ponyatie-vidyi.html .

Шиян В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-voprosy-osuschestvleniya-administrativnogo-nadzora (дата обращения: 25.12.2019).

Просмотров работы: 27