ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО «ЗОЛУШКА» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО «ЗОЛУШКА» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Невская М.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, который помогает сориентироваться учащимся в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Поэтому каждый урок должен быть интересным, логичным и познавательным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом. [1]

Задача современного учителя на уроках литературного чтения – сделать так, чтобы ребёнок почувствовал потребность в чтении, мог насладиться красотой слова, понять замысел автора. Реализовать эту задачу поможет проблемное обучение, оказавшее значительное влияние на современную практику образования и получившее распространение в современной школе.[5]

Технология проблемного обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Главная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. [2] На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Для того, чтобы применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения было наиболее эффективным, учителю необходимо создавать проблемные ситуации,то есть возникающие противоречия между старым и новым, между известным и неизвестным и поиск путей их разрешения. Проблемные ситуации могут быть сформированы на любом этапе урока.

В связи с современными требованиями рассмотрим изучение сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе на основе проблемного обучения. Для начала проведём подробный анализ данной сказки.

По жанровому своеобразию «Золушка» относится к сказке, повествовательному, обычно народно-поэтическому произведению о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [3] Дети младшего школьного возраста любят сказки, потому что, читая их, ребята погружаются в мир чудес и фантастики, где их воображению нет границ. Также немаловажным для юных читателей является то, что в сказках добро всегда побеждает зло,а справедливость неизбежна — именно детским душам это очень близко и важно. 

Главной героиней является Золушка – девушка трудолюбивая, добрая и бескорыстная. Она старается выполнить всё, что требует от неё злая Мачеха. В сюжете этой сказки воплощены мотивы и проблемы, которые объясняют причины большой популярности сюжета о Золушке в мировой культуре, так как эти проблемы были, есть и всегда будут актуальными как для отдельного человека, так и для всего человечества: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбию как высокой человеческой добродетели; вознаграждение Золушки за ее тяжелый труд и такие моральные качества как доброта и приветливость. [4]

Сказка наполнена различными средствами художественной выразительности, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. В произведении можно встретить такие средства художественной выразительности как:

Антитеза, позволяющая ярче передать характеры, взаимоотношения персонажей, передать авторское отношение к героям. Например, в тексте приводится сопоставление описания Золушки и её мачехи. Автор показывает, что девочка в сказке «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать», а о мачехе говорит как о «сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал». Шарль Перропоказываетусловия жизни героев, подчёркивая, что главная героиня «спала на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке», а «у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.». На уроке учащимся можно предложить составить небольшой рассказ, в котором будет ярко прослеживаться противопоставление героев, ситуаций, действий и т.д.

Эпитеты, которыми насыщенно всё произведение. Они помогают оживить, сделать ярче произведение. Приведём примеры некоторых эпитетов: «бедная падчерица», «грязная и тяжелая работа», «волшебная палочка», «старое платье», «чудесный наряд», «серебряная и золотая парча», «драгоценные камни», «старенькое, поношенное платьице», «маленькая хрустальная туфелька» и т.д. На уроке проблемного обучения педагогом могут предлагаться проблемные задания, которые будут способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Примером могут служить проблемные задания, в которых необходимо подобрать синонимичный ряд эпитетов, смысл которых не должен исказиться, а также ряд антонимов, которые будут иметь противоположное значение.

Сравнения, придающие тексту особую выразительность, создающие яркий художественный образ. В сказке Золушка сравнивается с ланью: «она поднялась с места и убежала быстрее лани». Такое сравнение передаёт лёгкую, грациозную походку героини. Взяв за основу данное средство художественной выразительности, можно составить множество проблемных заданий на сравнение характеров героев, их поступков и т.д.

Кроме того в тексте есть немало историзмов и архаизмов, характерных для той эпохи: лакей, кучер, парча, и т.д. Они способствуют воссозданию колорита эпохи, в которую должны перенестись читатели. Необходимо перед прочтением произведения объяснить значение этих слов, так как учащиеся не смогут самостоятельно правильно понять их смысл.

Используя результаты анализа сказки, подберём к каждому этапу урока проблемные вопросы и задания, с помощью которых учащиеся глубже проникнут в суть произведения, поймут основную его мысль и научатся рассуждать.

Выделяются три этапа работы над произведением:

1) первичный синтез,

2) анализ,

3) вторичный синтез.

Для начала необходимо познакомить учащихся с самим автором произведения. Рассказать о его жизни, творчестве. Сначала можно показать портрет писателя, чтобы учащиеся имели представление о его образе. Далее следует рассказать его краткую биографию: даты жизни, место рождения и смерти, информацию об его семье, окружении, образовании, интересах, увлечениях, достижениях. А затем следует перейти к его творчеству. Можно поинтересоваться у детей, знают ли они его произведения, возможно, кто-то уже знаком с его творчеством. После обсуждения переходим к знакомству со сказкой «Золушка».

На этапе первичного синтеза проходит подготовка к восприятию текста. Следует начать беседу с рассуждения над названием сказки. Необходимо задавать проблемные и наводящие вопросы, например: «Почему так называется сказка?», «Кто прячется за этим названием?», «О чём будет говориться в сказке?» и т.д. Данный приём вызывает у читателей желание размышлять о том, как название может быть связано с темой и идеей, побуждает детей к прочтению произведений.

Также учащимся можно дать проблемное задание, смысл которого состоит в том, чтобы прочитать первые абзацы произведения и предположить, как будут развиваться действия в произведении. Например: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая».

Следующее проблемное задание направлено на то, чтобы учащиеся смогли определить по прочитанному фрагменту произведения, к какой части сюжета он может относиться. Например, данный фрагмент относится к развитию действия: «Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице».

Также перед прочтением произведения необходимо объяснить значение устаревших слов: историзмов и архаизмов, которые неизвестны читателям. Например: «Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном».Лакей – это слуга в господском доме, гостинице или в другом публичном заведении. [3] «Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами». Кучер – это человек, который управляет упряжными лошадьми. [3] После проделанной работы над устаревшими словами следует приступать к прочтению самого произведения.

На этапе анализа происходит установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт, раскрытие композиции произведения, анализ изобразительных средств, раскрытие конкретного содержания и оценка мотивов поведения героев.

На этом этапе необходимо включать в беседу такие проблемные вопросы и задания, как: 1) Какие сказочные слова есть в тексте? 2) Как меняется настроение на протяжении всего чтения произведения? 3) Как вы думаете, почему Золушка выполняла все указания мачехи и сестёр? 4) Какими качествами наделяет автор Золушку, её мачеху и сводных сестёр? 5) Представьте, что Золушка, убегая из дворца, не обронила хрус­тальную туфельку. Как принц сможет отыскать Золушку?

На этапе вторичного синтеза происходит уточнение идеи произведения, обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, а также осмысление учащимся их читательской позиции. Подберём ряд проблемных вопросов и заданий, которые сформируют итоговое понимание сказки и смогут помочь сделать для учащихся правильные выводы: 1) Справедливый ли конец сказки? 2) Чему учит данное произведение? 3) Какие герои вызывают уважение? 4) На чьей стороне Шарль Перро? 6) Обладаете ли вы такими же качествами, как у Золушки? В чём они проявляются? 7) Золушка простила своих сестёр и предложила стать друзьями. Как бы вы поступили на её месте?

Использование методов проблемного обучения на уроке литературного чтения при изучении сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности. [1] Поэтому необходимо включать проблемное обучение в образовательный процесс.

Литература

1. Магурьян, Н. А. Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Н. А. Магурьян. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vystuplieniie_iz_opyta_raboty_probliemnyie_situatsii_na_urokakh_litieraturnogho_

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО / Е. Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2011.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.

4. Пирматова, О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2013.

5. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148–157.

Просмотров работы: 941