Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, который помогает сориентироваться учащимся в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Поэтому каждый урок должен быть интересным, логичным и познавательным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом. [1]
Задача современного учителя на уроках литературного чтения – сделать так, чтобы ребёнок почувствовал потребность в чтении, мог насладиться красотой слова, понять замысел автора. Реализовать эту задачу поможет проблемное обучение, оказавшее значительное влияние на современную практику образования и получившее распространение в современной школе.[5]
Технология проблемного обучения способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Главная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему. [2] На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Для того, чтобы применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения было наиболее эффективным, учителю необходимо создавать проблемные ситуации,то есть возникающие противоречия между старым и новым, между известным и неизвестным и поиск путей их разрешения. Проблемные ситуации могут быть сформированы на любом этапе урока.
В связи с современными требованиями рассмотрим изучение сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе на основе проблемного обучения. Для начала проведём подробный анализ данной сказки.
По жанровому своеобразию «Золушка» относится к сказке, повествовательному, обычно народно-поэтическому произведению о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [3] Дети младшего школьного возраста любят сказки, потому что, читая их, ребята погружаются в мир чудес и фантастики, где их воображению нет границ. Также немаловажным для юных читателей является то, что в сказках добро всегда побеждает зло,а справедливость неизбежна — именно детским душам это очень близко и важно.
Главной героиней является Золушка – девушка трудолюбивая, добрая и бескорыстная. Она старается выполнить всё, что требует от неё злая Мачеха. В сюжете этой сказки воплощены мотивы и проблемы, которые объясняют причины большой популярности сюжета о Золушке в мировой культуре, так как эти проблемы были, есть и всегда будут актуальными как для отдельного человека, так и для всего человечества: незаслуженные страдания и несправедливость, уважение к трудолюбию как высокой человеческой добродетели; вознаграждение Золушки за ее тяжелый труд и такие моральные качества как доброта и приветливость. [4]
Сказка наполнена различными средствами художественной выразительности, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. В произведении можно встретить такие средства художественной выразительности как:
Антитеза, позволяющая ярче передать характеры, взаимоотношения персонажей, передать авторское отношение к героям. Например, в тексте приводится сопоставление описания Золушки и её мачехи. Автор показывает, что девочка в сказке «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать», а о мачехе говорит как о «сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал». Шарль Перропоказываетусловия жизни героев, подчёркивая, что главная героиня «спала на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке», а «у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.». На уроке учащимся можно предложить составить небольшой рассказ, в котором будет ярко прослеживаться противопоставление героев, ситуаций, действий и т.д.
Эпитеты, которыми насыщенно всё произведение. Они помогают оживить, сделать ярче произведение. Приведём примеры некоторых эпитетов: «бедная падчерица», «грязная и тяжелая работа», «волшебная палочка», «старое платье», «чудесный наряд», «серебряная и золотая парча», «драгоценные камни», «старенькое, поношенное платьице», «маленькая хрустальная туфелька» и т.д. На уроке проблемного обучения педагогом могут предлагаться проблемные задания, которые будут способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Примером могут служить проблемные задания, в которых необходимо подобрать синонимичный ряд эпитетов, смысл которых не должен исказиться, а также ряд антонимов, которые будут иметь противоположное значение.
Сравнения, придающие тексту особую выразительность, создающие яркий художественный образ. В сказке Золушка сравнивается с ланью: «она поднялась с места и убежала быстрее лани». Такое сравнение передаёт лёгкую, грациозную походку героини. Взяв за основу данное средство художественной выразительности, можно составить множество проблемных заданий на сравнение характеров героев, их поступков и т.д.
Кроме того в тексте есть немало историзмов и архаизмов, характерных для той эпохи: лакей, кучер, парча, и т.д. Они способствуют воссозданию колорита эпохи, в которую должны перенестись читатели. Необходимо перед прочтением произведения объяснить значение этих слов, так как учащиеся не смогут самостоятельно правильно понять их смысл.
Используя результаты анализа сказки, подберём к каждому этапу урока проблемные вопросы и задания, с помощью которых учащиеся глубже проникнут в суть произведения, поймут основную его мысль и научатся рассуждать.
Выделяются три этапа работы над произведением:
1) первичный синтез,
2) анализ,
3) вторичный синтез.
Для начала необходимо познакомить учащихся с самим автором произведения. Рассказать о его жизни, творчестве. Сначала можно показать портрет писателя, чтобы учащиеся имели представление о его образе. Далее следует рассказать его краткую биографию: даты жизни, место рождения и смерти, информацию об его семье, окружении, образовании, интересах, увлечениях, достижениях. А затем следует перейти к его творчеству. Можно поинтересоваться у детей, знают ли они его произведения, возможно, кто-то уже знаком с его творчеством. После обсуждения переходим к знакомству со сказкой «Золушка».
На этапе первичного синтеза проходит подготовка к восприятию текста. Следует начать беседу с рассуждения над названием сказки. Необходимо задавать проблемные и наводящие вопросы, например: «Почему так называется сказка?», «Кто прячется за этим названием?», «О чём будет говориться в сказке?» и т.д. Данный приём вызывает у читателей желание размышлять о том, как название может быть связано с темой и идеей, побуждает детей к прочтению произведений.
Также учащимся можно дать проблемное задание, смысл которого состоит в том, чтобы прочитать первые абзацы произведения и предположить, как будут развиваться действия в произведении. Например: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая».
Следующее проблемное задание направлено на то, чтобы учащиеся смогли определить по прочитанному фрагменту произведения, к какой части сюжета он может относиться. Например, данный фрагмент относится к развитию действия: «Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице».
Также перед прочтением произведения необходимо объяснить значение устаревших слов: историзмов и архаизмов, которые неизвестны читателям. Например: «Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном».Лакей – это слуга в господском доме, гостинице или в другом публичном заведении. [3] «Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами». Кучер – это человек, который управляет упряжными лошадьми. [3] После проделанной работы над устаревшими словами следует приступать к прочтению самого произведения.
На этапе анализа происходит установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт, раскрытие композиции произведения, анализ изобразительных средств, раскрытие конкретного содержания и оценка мотивов поведения героев.
На этом этапе необходимо включать в беседу такие проблемные вопросы и задания, как: 1) Какие сказочные слова есть в тексте? 2) Как меняется настроение на протяжении всего чтения произведения? 3) Как вы думаете, почему Золушка выполняла все указания мачехи и сестёр? 4) Какими качествами наделяет автор Золушку, её мачеху и сводных сестёр? 5) Представьте, что Золушка, убегая из дворца, не обронила хрустальную туфельку. Как принц сможет отыскать Золушку?
На этапе вторичного синтеза происходит уточнение идеи произведения, обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, а также осмысление учащимся их читательской позиции. Подберём ряд проблемных вопросов и заданий, которые сформируют итоговое понимание сказки и смогут помочь сделать для учащихся правильные выводы: 1) Справедливый ли конец сказки? 2) Чему учит данное произведение? 3) Какие герои вызывают уважение? 4) На чьей стороне Шарль Перро? 6) Обладаете ли вы такими же качествами, как у Золушки? В чём они проявляются? 7) Золушка простила своих сестёр и предложила стать друзьями. Как бы вы поступили на её месте?
Использование методов проблемного обучения на уроке литературного чтения при изучении сказки Шарля Перро «Золушка» в 3 классе будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности. [1] Поэтому необходимо включать проблемное обучение в образовательный процесс.
Литература
1. Магурьян, Н. А. Проблемные ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Н. А. Магурьян. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vystuplieniie_iz_opyta_raboty_probliemnyie_situatsii_na_urokakh_litieraturnogho_
2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО / Е. Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2011.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.
4. Пирматова, О. Методика изучения сказок на уроках внеклассного чтения в начальных классах // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2013.
5. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148–157.