В современном мире изменения происходят в различных сферах жизни человека: в экономике, политике и т.д. Мир меняется, меняются люди и их мышление. То, чему и как учили раньше не всегда является актуальным в данный момент для современного человека. Потребности в образовании меняются с каждым годом, и в замен привычному традиционному обучению приходит проблемное.
Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология направлена на развитие творческих способностей, речи, способствует формированию самостоятельного мышления. Технология проблемного обучения актуальна и универсальна для любого предметного урока.
Проблемное обучение разрабатывалась в СССР в 60-х годах 20 века в качестве альтернативы массовому обучению. В 90-х годах в проблемном обучении произошли некоторые изменения : ввелись игровые методы, программирование.
В своих трудах проблемное обучение описывали такие ученые , как В.М. Вергасов, Т.А. Ильина, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В. Оконь и др. Исходной основой при разработке проблемного обучения стали положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).[3]
Особенность проблемного обучения состоит в том, что учитель должен на уроке организовать самостоятельную познавательную деятельность ученика.
Отличие проблемного обучения от традиционного, прежде всего, состоит в постановке цели и организацией процесса усвоения знаний. Перед учениками ставится проблема, которую они должны самостоятельно решить.
Целями проблемного обучения являются:
- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;
- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Проблемное обучение выполняет также функцию развития у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Известно, что воспроизведенные на практике умения, знания в рамках проблемной ситуации способствуют их лучшему усвоению и более быстрому закреплению. Практическое применение знаний средствами традиционной педагогики, без решения проблемной ситуации, уступает в качестве усвоения учебного материала.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.
К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.
Проблемные ситуации, появляются тогда, когда учителем даются такие вопросы, на который ученик либо затрудняется ответить, либо ответа он не знает ответа вообще. Данный приём хорошо подходит для уроков литературного чтения.
Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса:
Почему: ? (Какова причина: ?)
Что изменилось бы, если бы: ?
Что объединяет: и: ?
Какие условия необходимы, чтобы: ?
Какой вывод можно сделать?
Это вопросы, которые не только учитель задаёт ученику, но и ученик - учителю.
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Возьмём, к примеру, рассказ Льва Толстого «Котёнок», изучаемого во 2 классе про программе «Школы России».
Рассказ начинается с того, что брат и сестра – Вася и Катя, никак не могли найти свою кошку. Как оказалось, она была на крыше амбара, где ухаживала за своими котятами. Катя и Вася кормили и следили за котятами до тех пор, пока мама не раздала котят соседям, но одного котёнка она всё же оставила ребятам.
Как-то раз Катя и Вася взяли с собой котёнка в лес. Они веселились, играли с котёнком, но потом отвлеклись на щавель и совсем забыли про своего любимца. Затем ребят привлёк лай собак и оклик охотника: «Назад!». Охотничьи собаки побежали на котёнка. Катя очень испугалась и убежала, на Вася не побоялся собак и накрыл собой маленького друга.
Главная мысль рассказа заключается в том, человек, даже будучи маленьким, должен нести ответственность за тех, кого приручил. Нужно не только кормить и играть со своим питомцем, но и защищать его в трудную минуту.
Автор рассказа особо не описывает главных героев. Большее внимание уделялось их поступкам, тем самым характеризуя Катю и Васю. В рассказе Вася положительно показывает себя в той ситуации, когда спас котёнка от гибели. Катя же испугалась и убежала, бросив котёнка. В рассказе показаны два разных действия в одной ситуации.
Для того, чтобы лучше познакомить младших школьников с данным произведением, необходимо составить проблемные вопросы к каждому этапу урока.
На этапе первичного синтеза необходимо подготовить детей к первичному восприятию. Для правильного восприятия содержания произведения учащимся необходимо иметь определенный запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности.
На данном этапе можно поработать над названием рассказа до его прочтения, познакомить детей с биографией автора.
Для создания проблемной ситуации на данном этапе можно задать ученикам следующие вопросы:
Ребята, как вы думаете, почему рассказ так называется? Только ли о котёнке пойдет речь?
Почему мы должны заботиться о животных?
А может ли животное стать нашим другом? Есть ли у вас домашние питомцы?
Ребята, посмотрите на иллюстрацию к нашему рассказу? Какие чувства она вызывает?
Далее следует переходить к первичному восприятию текста. Для младших школьников лучший путь восприятия произведения лежит через выразительное чтение учителя, либо прослушивание аудиозаписи.
Проверка первичного восприятия осуществляется с помощью беседы. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с проблемными вопросами:
Понравилось ли Вам произведение?
Какой момент показался самым напряжённым?
За кого вы волновались, когда слушали рассказ?
Назовите главных героев рассказа.
Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Также целесообразно на данном этапе проводить словарную работу. Она необходима для правильного восприятия содержания текста. В процессе чтения дети встречаются не только с новыми для них словами, но и с новым значением знакомого слова, с устойчивыми словосочетаниями разговорного или книжного употребления.
Самый распространенный прием анализа – постановка проблемных вопросов:
Самостоятельно прочитайте текст и подчеркните неизвестные вам слова.
Как котёнок оказался один?
Какая опасность угрожала котёнку?
Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак?
Какой поступок совершил Вася?
Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку?
Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод рассказа изобразил художник?
Заключительный этап работы – вторичный синтез. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное вопросы учителя:
Чему учит нас рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»?
Как отреагировали дети, когда увидели котёнка, окруженного собаками?
Кто из ребят виновен в том, что котёнок попал в беду?
Почему нельзя забывать о братьях наших меньших?
Как поступили бы вы в такой ситуации?
В заключении можно сказать, что приёмы проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальных классах является эффективными. В этом мы убедились на примере рассказа «Котёнок». Ученики не просто читают произведения и отвечают на поставленные учителем вопросы, но и как бы «проживают» вместе с героями произведений ситуации. Проблемное обучение учит младших школьников анализировать поступки героев, творчески подходить к поставленным проблемам. Систематичное применение технологии проблемного обучения приводит к тому, ребёнок учится решать проблемные ситуации. Между младшими школьниками и учителем возникают доверительные и уважительные отношения.
Список литературы
Вакуленко, Е. А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения / Е. А.//Начальная школа – 2012. – № 5. – С. 44-46.
Максимова, В. Н. Проблемный подход к обучению / В. Н. Максимова – Л., 1973. – *** с.
Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения / М. И. Махмутов – М., 1977. – *** с.
Хохлова, Н. Н. Проблемно – диалоговое обучение на уроках литературного чтения(2019 г ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/03/29/problemno-dialogovoe-obuchenie-na-urokah-literaturnogo-chteniya(дата обращения 24.12.2019).