Цель: исследовать влияние стандартной физической нагрузки на уроках физкультуры на некоторые аспекты работоспособности школьников (самочувствие. усталость, способность сосредоточить внимание).
Задачи:
Исследовать влияние стандартной физической нагрузки на уроках физкультуры на некоторые аспекты работоспособности школьников (самочувствие. усталость, способность сосредоточить внимание).
Определить влияние сочетания видов нагрузки на уроке физкультуры на работоспособность школьников на следующих уроках.
Определить оптимальное расположение уроков физкультуры в расписании уроков на день и неделю.
В период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной или недостаточной массы тела. Физические нагрузки необходимы школьникам для нормального роста и развития. Основным принципом сообразности программы уроков физкультуры в школе является учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастным его развитием. Физические нагрузки на уроке физкультуры нужно планировать так, чтобы ребёнок после него чувствовал себя бодрым и готовым к восприятию материала на других уроках.
В исследовании участвовали 10 учащихся 9 класса средней школы (мальчики) в возрасте 15-16 лет. В ходе опроса были получены следующие данные:
Физкультура по расписанию – 2 раза в неделю по одному уроку, в середине учебного дня: в четверг – 4 урок и в субботу 3 урок.
Уроки проводятся в спортивном зале. После зимних каникул будет физкультура на лыжах.
Основные виды упражнений – бег, разминка, отжимание, подтягивание на перекладине, пресс, прыжки в длину, скакалка, забрасывание мяча в кольцо.
Результаты опроса по выполнению упражнений приведены ниже.
Подтягивание на перекладине 6 раз, выполнили 7 чел., не выполнили т.к. было сложно 3 чел. Причина сложностей – слабость, лишний вес. Самочувствие нормальное – 3 чел., болят ладони (железная перекладина), сводит мышцы (забиты) – 7 чел. Устали 7 чел.
Скакалка 200 раз. выполнили все. Самочувствие нормальное – все, усталости нет – 8 чел, лёгкая усталость – 2 чел.
Прыжки в длину с места на 2 метра выполнили 9, не выполнил 1. Самочувствие нормальное – все, усталости нет – все.
Бег на время 100 метров за 12-14 секунд. справились 6, не справились 4. Самочувствие нормальное – 6, лёгкая одышка 3, сводит мышцы -4. Лёгкая усталость -7, устали -3.
Забрасывание мяча в кольцо 2 шага от трёхочковой линии, несколько попыток, справились все. Самочувствие нормальное – все, усталости нет – все.
Отжимание 25 раз (для мальчиков), выполнили 9, не выполнил 1. Устали все, болят руки, забиты мышцы -8.
Все ученики указали, что после физкультуры им сложно сосредоточить внимание, если следующим уроком идут алгебра, физика или химия. Легко усваиваются науки гуманитарного плана – история, литература.
Также все опрошенные хотели бы, чтобы уроки физкультуры были в разные дни недели, желательно последним 6 или 7 уроком.
Из данного исследования можно сделать следующие выводы:
Самыми сложными упражнениями для учеников являются подтягивание на перекладине, бег на время и отжимание. Дети устают, у многих болят руки и сводит мышцы. Данные упражнения лучше проводить в начале урока. Скакалку и забрасывание мяча в кольцо можно проводить в конце урока, т.к. усталости они не вызывают и самочувствие у детей нормальное.
Расписание желательно составлять так, чтобы после урока физкультуры шли уроки гуманитарного плана или физкультура была последним уроком. Алгебру, физику и химию лучше после физкультуре не ставить. Также желательно, чтобы уроки физкультуры были в разные дни недели.
Список использованной литературы
Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.