ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» ВО ВТОРОМ КЛАССЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» ВО ВТОРОМ КЛАССЕ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Смирнова Д.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основой подготовки учителя начальных классов к выразительному чтению любого произведения на уроках литературного чтения в начальной школе является анализ произведения.

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе «Школа России»[2].

Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, мы предлагаем анализ элементов содержания и формы сказки, на базе которых необходимо строить выразительное чтение.

Идея сказки «Гуси-Лебеди» – ничто не заменит дом родной, родных и близких. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Сказка построена на образах положительных и отрицательных героев. Положительными являются следующие герои: Машенька, печка, яблоня, молочная река, мышка, братец, мать и отец. Машенька – девочка смелая, отважная, не послушная, любит своего брата, умеет исправлять свои ошибки, наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помога­ют волшебные герои сказки. Печка – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Яблоня – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Молочная река – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Мышка – добром отвечает на добро, помогла Машеньке. Братец – спокойный. Мать – мудрая. Отец – мудрый. Отрицательными героями являются: баба-яга и гуси-лебеди. Баба-яга – злая, хитрая, страшная. Гуси-лебеди – злые, помощники бабы-яги. Сюжет – в сказке рассказывается о том, как Гуси-лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась на улице, потом она бросилась его спасать и спасла. Построение сюжета: зачин – «Жили мужик да баба», экспозиция – «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей…», завязка – «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях», кульминация – «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками», развязка – «Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли». Задачасказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро, помогает в формировании нравственных ценностей. Сказку можно разделить на эпизоды:

Наказ родителей (показать детям, что мать и отец мудрые);

Кража братика (заинтересовать детей, вызвать тревогу за судьбу брата);

Обнаружила пропажу брата (уточнить какие действия происходят);

Узнала, кто похитил брата (уточнить какие действия происходят);

Сестрица бросилась догонять гусей-лебедей (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька и как сильно любит она своего братца);

Беседа с печкой (показать, что печка положительный герой сказки);

Беседа с яблоней (показать, что яблоня положительный герой сказки);

Беседа с молочной рекой (показать, что молочная река положительный герой сказки);

Помощь мышки (показать, что мышка положительный герой сказки);

Встреча с избушкой и помощь братцу (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька)

Помощь сестрице и братцу от молочной реки (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от яблони (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от печки (уточнить какие действия происходят);

Возвращения домой (порадовать благополучным исходом).

В сказке присутствуют слова непонятные детям. Обратимся к словарю, размещенному в конце учебника, для того чтобы объяснить значения этих слов.

Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь;

Куде́ль – пучок льна приготовленный для пряжи;

Веретено – приспособление для получения нити из шерсти;

Устьице – отверстие в печи.

Ниже представлен текст сказки, в котором отражены основные позиции, необходимые при выразительном чтении произведения с учетом проделанного выше анализа.

В тексте использованы следующие условные обозначения:

Жирный шрифт – логические ударения;

Курсивным шрифтом обозначается текст, который нужно читать так, как указано в скобках;

/ – пауза;

// – долгая пауза;

↓ – понижение голоса;

↑ – повышение голоса.

(Зачин) Жили мужик да баба./ У них была дочка да сынок маленький./

(Ласково)— Доченька,↓/ — говорила мать,/ (ласково, но с наказом) — мы пойдем на работу, береги братца!↑ Не ходи со двора,/ будь умницей/ — мы купим тебе платочек./

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла,/ что ей приказывали: /посадила братца на травке под окошко, /сама побежала на улицу,/заигралась,/ загулялась./

(Читаем так, чтобы вызвать тревогу за судьбу братца) Налетели↑ гуси-лебеди,/ подхватили↑ мальчика,/ унесли↑ на крыльях.↓/

Вернулась девочка, /глядь /— братца нету!↑/ Ахнула,кинулась туда-сюда — нету!↑/

(Читаем так, чтобы вызвать жалость) Она его кликала/, слезами заливалась,/ причитывала, что худо будет от отца с матерью,/ — братец не откликнулся.↓/

Выбежала она в чистое поле и только видела:/ метнулись вдалеке гуси-лебеди /и пропали за темным лесом./ Тут она догадалась, /что они унесли ее братца:/ про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили./

Бросилась девочка догонять их./ Бежала,/ бежала,/ увидела /— стоит печь./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Печка, /печка,/ скажи, /куда гуси-лебеди полетели?/

Печка ей отвечает:/

(Читаем добрым голосом) — Съешь моего ржаного пирожка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— Стану я ржаной пирог есть!↑ У моего батюшки и пшеничные не едятся.../

Печка ей не сказала./ Побежала девочка дальше/ — стоит яблоня./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Яблоня,/ яблоня,/скажи,/ куда гуси-лебеди полетели?/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и садовые не едятся.../

Яблоня ей не сказала. / Побежала девочка дальше./ Течет молочная река в кисельных берегах./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Молочная река,/ кисельные берега,/ куда гуси-лебеди полетели?

(Читаем добрым голосом) — Поешь моего простого киселька с молочком /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и сливочки не едятся.../

Долго она бегала по полям, по лесам./ День клонится к вечеру, делать нечего/ — надо идти домой./ (Замедленно, удивленно)Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке,/ об одном окошке, /кругом себя поворачивается./

В избушке старая баба-яга прядет кудель./ А на лавочке сидит братец,/ играет серебряными яблочками./

Девочка вошла в избушку:/

(Читаем тоненьким голосом)— Здравствуй,/ бабушка!↑/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?/

(Читаем тоненьким голосом)— Я по мхам,/ по болотам ходила,/ платье измочила, /пришла погреться./

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Садись покуда кудель прясть./

Баба-яга дала ей веретено,/ а сама ушла./ Девочка прядет /— вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:/

(Писклявым голосом)— Девица,/ девица,/ дай мне кашки, /я тебе добренькое скажу./

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:/

(Писклявым голосом)— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается./

Девочка сидит ни жива ни мертва, /плачет,/ а мышка ей опять:/

(Писклявым голосом)— Не дожидайся, /бери братца, /беги,/ а я за тебя кудель попряду./

Девочка взяла братца и побежала. /А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Девица, прядешь ли?/

Мышка ей отвечает:/

(Писклявым голосом)— Пряду, бабушка.../

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой./ А в избушке нет никого./ Баба-яга закричала:/

(Громко, приказным голосом)—Гуси-лебеди!↑ Летите в погоню!↑ Сестра братца унесла!↑../

Сестра с братцем добежала до молочной реки./ (Вызвать тревогу)Видит /— летят гуси-лебеди./

(Тоненьким просящим голосом)— Речка↑,/ матушка, /спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего простого киселька./

Девочка поела и спасибо сказала./ Река укрыла ее под кисельным бережком./

Гуси-лебеди не увидали, /пролетели мимо./

Девочка с братцем опять побежала./ (Вызвать тревогу)А гуси-лебеди воротились, /летят навстречу,/ вот-вот увидят./ Что делать?/ Беда!/ Стоит яблоня.../

(Тоненьким просящим голосом)— Яблоня↑,/ матушка,/ спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка./

Девочка поскорее съела и спасибо сказала./ Яблоня ее заслонила ветвями,/ прикрыла листами./

Гуси-лебеди не увидали,/ пролетели мимо./

Девочка опять побежала. /Бежит,/ бежит,/ уж недалеко осталось./ (Вызвать тревогу)Тут гуси-лебеди увидели ее, /загоготали /— налетают,/ крыльями бьют,/ того гляди,/ братца из рук вырвут./

Добежала девочка до печки:

(Тоненьким просящим голосом)— Печка↑,/ матушка,/ спрячь меня!

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот,/ а сама с братцем — в печь, /села в устьице./

Гуси-лебеди полетали-полетали,/ покричали-покричали /и ни с чем улетели к бабе-яге./

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой./

А тут и отец с матерью пришли.//

Литература

1.Базаря, О. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-hudozhestvenyi-analiz-ruskoi-narodnoi-skazki-gusi-lebedi.html (дата обращения 16.12.2019).

2. Климанова, Л. Ф. . Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – Ч.1. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С 48-53. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoe-chtenie-2-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/ (дата обращения 16.12.2019).

3. Чернышова, М. Анализ сказки «Гуси-Лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/analiz_skazki_gusi___lebedi-232053 (дата обращения 16.12.2019).

Просмотров работы: 370