Основой подготовки учителя начальных классов к выразительному чтению любого произведения на уроках литературного чтения в начальной школе является анализ произведения.
Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе «Школа России»[2].
Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, мы предлагаем анализ элементов содержания и формы сказки, на базе которых необходимо строить выразительное чтение.
Идея сказки «Гуси-Лебеди» – ничто не заменит дом родной, родных и близких. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Сказка построена на образах положительных и отрицательных героев. Положительными являются следующие герои: Машенька, печка, яблоня, молочная река, мышка, братец, мать и отец. Машенька – девочка смелая, отважная, не послушная, любит своего брата, умеет исправлять свои ошибки, наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помогают волшебные герои сказки. Печка – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Яблоня – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Молочная река – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Мышка – добром отвечает на добро, помогла Машеньке. Братец – спокойный. Мать – мудрая. Отец – мудрый. Отрицательными героями являются: баба-яга и гуси-лебеди. Баба-яга – злая, хитрая, страшная. Гуси-лебеди – злые, помощники бабы-яги. Сюжет – в сказке рассказывается о том, как Гуси-лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась на улице, потом она бросилась его спасать и спасла. Построение сюжета: зачин – «Жили мужик да баба», экспозиция – «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей…», завязка – «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях», кульминация – «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками», развязка – «Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли». Задача – сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро, помогает в формировании нравственных ценностей. Сказку можно разделить на эпизоды:
Наказ родителей (показать детям, что мать и отец мудрые);
Кража братика (заинтересовать детей, вызвать тревогу за судьбу брата);
Обнаружила пропажу брата (уточнить какие действия происходят);
Узнала, кто похитил брата (уточнить какие действия происходят);
Сестрица бросилась догонять гусей-лебедей (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька и как сильно любит она своего братца);
Беседа с печкой (показать, что печка положительный герой сказки);
Беседа с яблоней (показать, что яблоня положительный герой сказки);
Беседа с молочной рекой (показать, что молочная река положительный герой сказки);
Помощь мышки (показать, что мышка положительный герой сказки);
Встреча с избушкой и помощь братцу (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька)
Помощь сестрице и братцу от молочной реки (уточнить какие действия происходят);
Помощь сестрице и братцу от яблони (уточнить какие действия происходят);
Помощь сестрице и братцу от печки (уточнить какие действия происходят);
Возвращения домой (порадовать благополучным исходом).
В сказке присутствуют слова непонятные детям. Обратимся к словарю, размещенному в конце учебника, для того чтобы объяснить значения этих слов.
Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь;
Куде́ль – пучок льна приготовленный для пряжи;
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти;
Устьице – отверстие в печи.
Ниже представлен текст сказки, в котором отражены основные позиции, необходимые при выразительном чтении произведения с учетом проделанного выше анализа.
В тексте использованы следующие условные обозначения:
Жирный шрифт – логические ударения;
Курсивным шрифтом обозначается текст, который нужно читать так, как указано в скобках;
/ – пауза;
// – долгая пауза;
↓ – понижение голоса;
↑ – повышение голоса.
(Зачин) Жили мужик да баба./ У них была дочка да сынок маленький./
(Ласково)— Доченька,↓/ — говорила мать,/ (ласково, но с наказом) — мы пойдем на работу, береги братца!↑ Не ходи со двора,/ будь умницей/ — мы купим тебе платочек./
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла,/ что ей приказывали: /посадила братца на травке под окошко, /сама побежала на улицу,/заигралась,/ загулялась./
(Читаем так, чтобы вызвать тревогу за судьбу братца) Налетели↑ гуси-лебеди,/ подхватили↑ мальчика,/ унесли↑ на крыльях.↓/
Вернулась девочка, /глядь /— братца нету!↑/ Ахнула,кинулась туда-сюда — нету!↑/
(Читаем так, чтобы вызвать жалость) Она его кликала/, слезами заливалась,/ причитывала, что худо будет от отца с матерью,/ — братец не откликнулся.↓/
Выбежала она в чистое поле и только видела:/ метнулись вдалеке гуси-лебеди /и пропали за темным лесом./ Тут она догадалась, /что они унесли ее братца:/ про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили./
Бросилась девочка догонять их./ Бежала,/ бежала,/ увидела /— стоит печь./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Печка, /печка,/ скажи, /куда гуси-лебеди полетели?/
Печка ей отвечает:/
(Читаем добрым голосом) — Съешь моего ржаного пирожка /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— Стану я ржаной пирог есть!↑ У моего батюшки и пшеничные не едятся.../
Печка ей не сказала./ Побежала девочка дальше/ — стоит яблоня./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Яблоня,/ яблоня,/скажи,/ куда гуси-лебеди полетели?/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и садовые не едятся.../
Яблоня ей не сказала. / Побежала девочка дальше./ Течет молочная река в кисельных берегах./
(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Молочная река,/ кисельные берега,/ куда гуси-лебеди полетели?
(Читаем добрым голосом) — Поешь моего простого киселька с молочком /— скажу./
(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и сливочки не едятся.../
Долго она бегала по полям, по лесам./ День клонится к вечеру, делать нечего/ — надо идти домой./ (Замедленно, удивленно)Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке,/ об одном окошке, /кругом себя поворачивается./
В избушке старая баба-яга прядет кудель./ А на лавочке сидит братец,/ играет серебряными яблочками./
Девочка вошла в избушку:/
(Читаем тоненьким голосом)— Здравствуй,/ бабушка!↑/
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?/
(Читаем тоненьким голосом)— Я по мхам,/ по болотам ходила,/ платье измочила, /пришла погреться./
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Садись покуда кудель прясть./
Баба-яга дала ей веретено,/ а сама ушла./ Девочка прядет /— вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:/
(Писклявым голосом)— Девица,/ девица,/ дай мне кашки, /я тебе добренькое скажу./
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:/
(Писклявым голосом)— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается./
Девочка сидит ни жива ни мертва, /плачет,/ а мышка ей опять:/
(Писклявым голосом)— Не дожидайся, /бери братца, /беги,/ а я за тебя кудель попряду./
Девочка взяла братца и побежала. /А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:/
(Читаем кряхтя, низким голосом)— Девица, прядешь ли?/
Мышка ей отвечает:/
(Писклявым голосом)— Пряду, бабушка.../
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой./ А в избушке нет никого./ Баба-яга закричала:/
(Громко, приказным голосом)—Гуси-лебеди!↑ Летите в погоню!↑ Сестра братца унесла!↑../
Сестра с братцем добежала до молочной реки./ (Вызвать тревогу)Видит /— летят гуси-лебеди./
(Тоненьким просящим голосом)— Речка↑,/ матушка, /спрячь меня!/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего простого киселька./
Девочка поела и спасибо сказала./ Река укрыла ее под кисельным бережком./
Гуси-лебеди не увидали, /пролетели мимо./
Девочка с братцем опять побежала./ (Вызвать тревогу)А гуси-лебеди воротились, /летят навстречу,/ вот-вот увидят./ Что делать?/ Беда!/ Стоит яблоня.../
(Тоненьким просящим голосом)— Яблоня↑,/ матушка,/ спрячь меня!/
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка./
Девочка поскорее съела и спасибо сказала./ Яблоня ее заслонила ветвями,/ прикрыла листами./
Гуси-лебеди не увидали,/ пролетели мимо./
Девочка опять побежала. /Бежит,/ бежит,/ уж недалеко осталось./ (Вызвать тревогу)Тут гуси-лебеди увидели ее, /загоготали /— налетают,/ крыльями бьют,/ того гляди,/ братца из рук вырвут./
Добежала девочка до печки:
(Тоненьким просящим голосом)— Печка↑,/ матушка,/ спрячь меня!
(Читаем добрым голосом)— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот,/ а сама с братцем — в печь, /села в устьице./
Гуси-лебеди полетали-полетали,/ покричали-покричали /и ни с чем улетели к бабе-яге./
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой./
А тут и отец с матерью пришли.//
Литература
1.Базаря, О. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-hudozhestvenyi-analiz-ruskoi-narodnoi-skazki-gusi-lebedi.html (дата обращения 16.12.2019).
2. Климанова, Л. Ф. . Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – Ч.1. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С 48-53. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoe-chtenie-2-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/ (дата обращения 16.12.2019).
3. Чернышова, М. Анализ сказки «Гуси-Лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/analiz_skazki_gusi___lebedi-232053 (дата обращения 16.12.2019).