Тема урока: Применение формул сокращенного умножения.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Цель урока: систематизировать знания и умения учащихся применять формулы квадрата разности, суммы и разности квадратов для преобразования многочленов.
Задачи урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и умений применять формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены.
Воспитательные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивающие: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; использовать установленные правила в контроле способа решения; выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь в процессе реальной ситуации воспроизводить и использовать формулы сокращенного умножения и умения возводить многочлен в степень;
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению
Метапредметные:
коммуникативные: уметь обрабатывать информацию; сформировать коммуникативную компетенцию учащихся; уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
познавательные: выбирать способы решения примеров в зависимости от конкретных условий;
регулятивные:ставить цель деятельности; умение организовывать себя, настраиваться на работу; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы и приемы: словесные, практические, наглядные.
Оборудование урока для учителя: раздаточный материал, компьютер, проектор, экран.
Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся и классного помещения к проведению урока.
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех сегодня. Садитесь.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите, перед вами на партах лежат оценочные листы, подпишите их. При выполнении каждого задания на уроке вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы (Приложение 1).
- Сегодня мы продолжим тему, начатую на предыдущих уроках.
- Для выполнения первого задания, вам требуется разделиться на 4 группы.
Обучающимся выдаются пазлы. Им требуется собрать пазлы по образцу, который представлен на слайде (Приложение 2). Ученики проверяют собранный ими пазл с готовым который выдаст им учитель.
- Не забудьте оценить свою работу и выставить бал в оценочную карту.
3. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке мы с вами научимся применять те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
- С какими формулами мы познакомились на предыдущих уроках? Как они называются? (формулы сокращенного умножения)
- А как мы обозначим тему нашего урока? (применение формул сокращенного умножения) Какую цель поставим для себя на этом уроке? (закрепить умение применять формулы сокращенного умножения). Запишите в тетрадях число, «Классная работа», и тему урока.
4. Устный счет.
- Следующее задание «Устный счет»:
1. Найдите квадраты выражений: 2a, 3b, 2ab, 5n
2. Найдите произведение выражений: m и n, -4b и -7a, 3а и0
3. Найдите удвоенное произведение выражений: -1 и , и , и -2.
4. Прочитайте выражения: , ; .
Ученики устно по очереди выполняют задания, появляющиеся на слайде.
- Ребята, посмотрите внимательно на 4 задание. Скажите, какие формулы сокращенного умножения вы здесь видите? Верно, квадрат суммы, квадрат разности и разность квадратов.
- Те, кто отвечал, оцените свои ответы и поставьте балл за устный счет в оценочный лист.
5. «Поле соответствий». Работа будет проходить в парах.
- Для выполнения данного задания вам требуется для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом. Вы должны соотнести цифру с буквой (Приложение 3). При правильном решении у вас получится имя великого математика. Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания.
- Молодцы ребята, вы получили имя великого математика Диофанта Александрийского. Показываю его портрет.
Историческая справка.
Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
- Оцените свою деятельность в оценочной карте.
6. Тестирование.
- Этот тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву (Приложение 4).
- После выполнения теста, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу своего одноклассника сверив с ответами, представленными на слайде.
- Не забудьте поставить себе балл за выполнение задания: «5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки и т.д. до 1 балла.
7. Домашнее задание
Проводится инструктаж по выполнению домашней работы.
В таблице даны 5 строк. Применив формулы сокращенного умножения, заполни таблицу следующим образом: на оценку «3» заполни 3 любых строки, на оценку «4» - 4 строки, на оценку «5» - заполни всю таблицу (Таблица 1).
Таблица 1
1 и 2 выражения |
Многочлен равный квадрату суммы этих выражений |
Многочлен равный квадрату разности этих выражений |
Разность квадратов этих выражений |
и |
|||
6 и |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите.
- Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке?
- Какие задания вы сегодня выполняли? Что больше всего понравилось? Появлялись ли затруднения при выполнении заданий?
Приложение 1
Оценочный лист
Ф.И.О.:
Этап урока |
Количество макс. баллов |
Баллы |
|
1. Устный счет |
4 |
||
2. Пазлы |
4 |
||
3. Поле соответствий |
7 |
||
4. Тестирование |
5 |
||
Итого |
Оценка
Критерии оценивания:
1) от 18 и более баллов – «5»;
2) от 15 до 17 баллов – «4»;
3) от 12 до 14 баллов – «3»;
4) 11 и менее баллов – повторить формулы сокращенного умножения.
Приложение 2
Разность квадратов двух выражений |
Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму |
|
Квадрат суммы двух выражений |
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения |
|
Квадрат разности двух выражений |
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения |
Приложение 3
Поле соответствий
№ формулы |
формула |
ответ |
буква |
|
1 |
О |
|||
2 |
А |
|||
3 |
И |
|||
4 |
Т |
|||
5 |
Д |
|||
6 |
Ф |
|||
7 |
Н |
Вариант 1:
1)Вычисли: 412 – 312
а) 72
б) 720
в) 730
2)Вычисли: 262 – 742
а) – 4800
б) 4800
в) – 480
3)Разложи на множители:
a4 – 8a2 + 16
а) (a2 + 4)2
б) (a – 4)2
в) (a2 – 4)2
4)Выполни действие: (х + 1)2
а) х2 + 2х + 1
б) (х3 – 4) (х3 + 4)
в) (х2 – 2) (х2 + 2х + 4)
5)Разложи на множители:
25b2 – 16c4
а) (5b – 4c2)2
б) (5b – 4c2) (5b + 4с2)
в) (5b – 4c) (5b + 4c)
Критерии оценивания:
«5» - все верно
«4» - 1- 2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Приложение 4
Вариант 2:
1)Вычисли: 762 – 242
а) – 520
б) 5200
в) 52
2)Вычисли: 832 –732
а)1560
б) 156
в) 1540
3)Разложи на множители:
4 + 4b2 + b4
а) (2 – b2)2
б) (2 + b)2
в) (2 + b2)2
4)Выполни действие: (с – 2)2
а) с2 – 4с + 4
б) (1 – c3 ) ( 1 + c3)
в) (1 – с3) ( 1 + 2с3 + с6)
5)Разложи на множители:
36x4 – 49y2
а) (6x2 – 7y)2
б) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)
в) (6x – 7y) (6x + 7y)