За последние несколько десятилетий исследователи досуга узнали много нового о том, как досуг влияет на семьи, а в других дисциплинах изучалось влияние повседневной деятельности и свободного времени на семьи. В более широком социальном масштабе семейное единение и семейное время стали культурными лозунгами, поскольку ученые, политики, практики и сами семьи стремятся улучшить семейную жизнь и благосостояние посредством различных концепций, попадающих под эгиду семейного отдыха. Семейный досуг был определен как время, которое родители и дети проводят вместе в свободное время или в развлекательных мероприятиях.
До 1990 года ограниченное исследование было посвящено пониманию досуга в семьях, и лишь небольшой процент этого исследования был опубликован в журналах о досуге. В последующие два десятилетия произошел всплеск исследований семейного досуга. Однако современные взгляды на семейный досуг могут в значительной степени зависеть от семейных структур, функций и социального контекста. Поэтому исследователи досуга должны время от времени оценивать существующие исследования, чтобы убедиться, что они задают исследовательские вопросы и используют методы и анализы, которые затрагивают более широкие социальные проблемы, связанные с развитием структур и функций семьи, а также с изменением контекста.
То, что люди делают вместе, имеет ключевое значение для жизни, и нетривиальное количество того, что пары, родители, дети, братья и сестры и другие члены семьи делают вместе, представляет собой досуг или отдых. Исследования показывают, что семейный досуг связан с увеличением восприятия функционирования семьи, сплоченности семьи, семейных связей, адаптивности семьи, удовлетворенности семейной жизнью и семейного общения. В то же время, однако, возникла напряженность в семейном досуге, поскольку ученые критически оценили досуг в семейной жизни. Ученые отметили, что родители ценят семейный досуг и связанные с ним полезные результаты, но также признали, что это вряд ли понравится всем членам семьи. Другие напряженные отношения появились, поскольку ученые исследовали отдельные семейные роли в досуге с критической точки зрения. Изменение социального контекста, а также структуры и функций семьи проявляется в демографических тенденциях. Например, общий размер семьи уменьшается, поскольку пары вступают в брак в более старшем возрасте и имеют меньше детей. В период с 1990 по 2010 год возраст вступления в первый брак для мужчин и женщин увеличился более чем на два года с 26,1 до 28,2 года и с 23,9 до 26,1 года соответственно. Браки часто разрушаются, и растущее число семей с одним родителем создает новую динамику семьи, так как дети и родители-одиночки должны ориентироваться в своих отношениях. Аналогичным образом, многие семьи имеют несколько поколений, и старшее население представляет новую семейную динамику между бабушкой и дедушкой и внуками, взрослые, ухаживающие за пожилыми родителями, и развитие отношений между поколениями. Изменение структуры рабочей силы также влияет на структуру и функцию семьи. В частности, все больше женщин откладывают вступление в брак и деторождение, чтобы работать вне дома и получить ученые степени, сделать карьеру. Продолжающиеся демографические изменения также имеют значение для исследования семейного досуга. Эти изменения в структуре и функции семьи, а также изменение социального контекста будут иметь важные последствия для исследования семейного досуга.
Типовые характеристики семей в сфере досуга.
Такие факторы, как этническая принадлежность, семейное положение и семейная структура, жизненный этап и социальный класс, играют важную роль в семейных процессах и благосостоянии и могут иметь важные последствия для исследования семейного досуга. Хотя характеристики выборки, включенные в этот обзор, не являются исчерпывающими, они дают содержательное представление о том, кого изучают исследователи семейного досуга. При рассмотрении публикаций о семейном досуге, в которых приводятся эмпирические данные.
Содействие семейному благополучию через досуг.
Эта тема включала исследования, демонстрирующие преимущества семейного досуга с точки зрения семей, пар, родителей, детей и отдельных лиц. Двумя областями развития исследований, которые способствовали перспективе преимуществ в исследованиях семейного досуга, были (а) создание основы для положительных результатов семейного досуга и (б) рассмотрение индивидуального опыта досуга в семьях. Создание основы для положительных результатов семейного досуга. Связь между общим досугом и семейной стабильностью, связями, взаимодействием и удовлетворением жизнью была основой для формирования положительных результатов семейного досуга. Пожалуй, самым значительным событием в понимании семейного досуга на основе системы льгот стали Базовая и сбалансированная модель семейного досуга, представленная, в которой указывалось, что существует прямая связь между различными видами семейного досуга и различными аспектами семейного функционирования и благополучия. Модель показывает, что есть две основные категории семейного досуга, основной и сбалансированный, которые семьи используют для удовлетворения потребностей, как в стабильности, так и в изменениях, что в конечном итоге способствует достижению результатов сплоченности и адаптивности семьи, которые являются основными компонентами функционирования семьи. Последующие исследования расширили модель, включив в нее функционирование семьи и удовлетворенность семейной жизнью и удовлетворенность основным и сбалансированным семейным досугом. Ученые далее использовали модель в качестве основы для оценки перспектив родителей и подростков в отношении семейного досуга и семейных результатов. В целом, исследования продемонстрировали положительную связь между основной и сбалансированной вовлеченностью семейного досуга и основной и сбалансированной удовлетворенностью семейным досугом, а также восприятием родителями и молодежью сплоченности, адаптивности, функционирования и удовлетворенности семьи. Основная удовлетворенность семейным отдыхом была впоследствии определена как один из самых сильных и последовательных приоритетов и положительных результатов в семье. Действительно, эта модель и последующее направление исследований дополнительно подчеркивали перспективу преимуществ и определяли семейный досуг как способ повышения благосостояния семьи. С момента своего появления в публикациях применялась модель «Ядро и баланс» в различных семейных контекстах, включая семьи с ребенком с нарушениями развития, семьи с одним родителем. В то время как большинство родителей-респондентов в вышеупомянутых исследованиях были матерями, другие исследования выделяли отцов.
Ученые изучили взгляды отцов на участие в досуге, и также использовали модель для изучения отцовства в свободное время и в спорте в семьях. По всем этим группам ученые сообщили о положительных отношениях между семейным досугом и семейными результатами с точки зрения родителей и молодежи. В целом, модель «Ядро и баланс» создает семейный досуг с точки зрения преимуществ. Ученые использовали дополнительные рамки для определения преимуществ досуга для семей. Они соединили работу с тем, как родители используют досуг целенаправленно для улучшения сплоченности, общения и семейного функционирования, а также для социализации и обучения своих детей нравственным ценностям и особенностям здорового образа жизни. Их определение целенаправленного досуга оказало влияние на общее развитие исследований семейного досуга. Например, исследователи опирались на идею целенаправленного досуга в своих исследованиях экспедиций по семейному обслуживанию в качестве условий для укрепления семьи через досуг. Укрепление семьи определило и повлияло на семьи и их идентичность даже через несколько лет после окончания исследования. Концепция укрепления семьи также охватила несколько концепций, (т.е. Крепость семьи и связь), а также концепцию целенаправленного досуга. Теория семейных систем была всеобъемлющей и направляющей основой для изучения преимуществ семейного досуга. Большая часть исследований, связанных с моделью ядра и баланса, была сформулирована в общем понимании того, что семьи лучше всего изучать целостным образом и что понимание людей зависит от понимания всей семьи. Вне исследования, в котором применялась модель «Ядро и баланс», ученые использовали теорию семейных систем для изучения основанного на средствах массовой информации отдыха и положительных семейных результатов. Наконец, использовали коллективную эффективность, расширение концепции самоэффективности, чтобы исследовать досуг как контекст для развития и улучшения взаимодействия между родителями и подростками. Ни одно дополнительное исследование не применяет систему коллективной эффективности, и будущее использование и развитие этой системы в исследованиях семейного досуга может способствовать более глубокому пониманию преимуществ семей, связанных с их отдыхом. Исследования также расширили рамки для понимания преимуществ отдыха парой. Ученые классифицировали досуг пар как индивидуальный, параллельный или совместный, каждый из которых имеет разное отношение к семейному удовлетворению.
Совместный досуг способствовал общению, взаимодействию и обмену ролями, и поэтому был положительно связан с удовлетворением в браке. С другой стороны, предполагалось, что индивидуальный досуг отрицательно влияет на удовлетворенность браком; тем не менее, исследования дали дополнительное понимание. Например, ученые продемонстрировали, что негативное влияние индивидуального досуга на удовлетворенность браком может быть смягчено супружеской поддержкой в индивидуальном беге на длинные дистанции. При изучении участия супругов в семейном отдыхе, исследование также связывало большее число равноправных пар с более позитивным восприятием семейного отдыха. Эти результаты помогли расширить существующие рамки для понимания преимуществ отдыха пары. Учитывая преимущества индивидуального отдыха в семьях.
Понимание индивидуального досуга в семьях может быть чем-то вроде оксюморон, поскольку исследования продемонстрировали внутреннюю взаимосвязанность досуга в семьях. Например, личные взгляды родителей на ценность досуга сформировали индивидуальные взгляды подростков на участие в спорте, природный отдых и общее использование свободного времени. Взрослые братья и сестры также взаимно влияли на досуг и чувство контроля, хотя не обязательно на досуг или знания. Тем не менее, достижения в области исследований продемонстрировали необходимость выявления и изучения преимуществ индивидуального отдыха в семьях. Например, досуг был основным контекстом, в котором отцы строили отношения со своими детьми, даже когда отцы не жили со своими детьми, занимаясь спортом со своими детьми. Когда матери отнимали время у своих детей и участвовали в программе групповых упражнений, они сообщали об улучшении ощущений благополучия и повышении способности справляться со своими обязанностями в качестве матерей. Индивидуальный отдых в семьях также связан с семейными выгодами. В частности, когда дети из малообеспеченных семей получали индивидуальные, ориентированные на ребенка отпуска, предоставляемые неправительственными организациями (НПО), они и их семьи получали социальные льготы. В целом, тема содействия семейному благополучию посредством досуга продемонстрировала рост изучения основ для понимания преимуществ семейного досуга и ценности индивидуального опыта.
Расходы и ограничения на семейный отдых.
Дополнительные исследования документировали расходы и ограничения семей или отдельных членов семьи, связанные с их досугом. Интересно, что это было особенно очевидно, поскольку ученые рассматривали семью как стоимость или ограничение для отдельной семьи.
Ученые также рассматривали ограничения подростков в семейном досуге. Подростки сообщали о более низком уровне внутренней мотивации и положительных эмоций в семейном досуге, что свидетельствует о более высоком уровне воспринимаемых ограничений. Влияние родителей и их мониторинг также ограничивали участие подростков в досуге и зависимость подростков от родителей в доступе и поездке к местам отдыха также была сдерживающей. Аналогичным образом, решения о покупке и потребительское поведение на отдыхе с большей вероятностью будут определены как роль родителей. В этом смысле родители стали привратниками досуга подростков, который подростки воспринимали как ограничение. В дополнение к построению рамок для понимания семейных ролей, ученые также начали изучать внешние социальные и структурные ограничения, которые увеличили стоимость семейного досуга для некоторых групп населения. Например, семьи с ребенком-инвалидом сталкивались с более высокой степенью ограничений в досуге, особенно в отношении участия молодежи в спортивных мероприятиях, времени и расписании досуга и планировании отпуска. Эти семьи внесли несколько корректировок и адаптаций, которые создали процесс досуга, уникальный для этих семей. Наконец, семьи, живущие в сельской местности, также адаптировали свой досуг, чтобы учесть структурные ограничения. В целом, рамки для изучения затрат и ограничений на семейный досуг расширились в ширину и глубину, поскольку ученые применили новые взгляды на семейные роли, а также социальный и структурный контексты.
Изучение социальных идеологий.
Пересечение социальных идеологий и семейного досуга также стало контекстом затрат и ограничений семейного досуга. Изучение социальных идеологий, окружающих женщин, и их семейных ролей подтолкнуло к дополнительным исследованиям, посвященным изучению более широкого круга социальных идеологий, ограничивающих семейный досуг. Ученые определили семейный досуг как механизм для потенциального воспроизводства родительских идеологий. Например, организованные молодежные спортивные состязания были определены как место для заметных или публичных родительских практик (то есть интенсивного материнства и вовлеченного отцовства), которые создавали ожидания для хорошего воспитания детей. Для матерей преобладающая этика ухода часто негативно сказывалась на их личном и семейном досуге. На самом деле, работа по созданию семейного досуга всегда была более интенсивной для женщин, чем для мужчин, и мужчины достигли большей удовлетворенности от родителей благодаря досугу, чем женщины. Это несоответствие можно лучше понять, изучив идеологии воспитания. Изменения в мужественности и структуре семьи изменили идеологию отцовства и были описаны с точки зрения основанного на досуге воспитания, тогда как идеологии материнства отделяли родительство от досуга. Идеология отцовства или быть хорошим отцом требовали проводить время с детьми и использовать досуг (например, спорт), чтобы быть хорошим отцом. Отцы сообщали о своих чувствах в свободное время со своими детьми и о предполагаемых ожиданиях в соответствии с социальными и культурными определениями отцовства.
Изучение социальных идеологий также помогло ученым определить и сосредоточиться на семьях не благополучных. Семьи асоциальные определялись как формирующиеся семейные структуры или структуры меньшинств, или ранее не исследованные роли и отношения. Несколько ученых ответили на этот призыв. Например, ученые изучали семейный досуг среди семей с одним родителем семей, живущих с низкими доходами или живущих в бедности, вдовы, отцы-нерезиденты семьи, в которых человек жил с инвалидностью, пожилые люди и бабушка с дедушкой), семьи с отцовским злоупотреблением алкоголем, семьи, имеющие дело с серьезными заболеваниями, такими как рак. В подавляющем большинстве случаев ранее выявленные исследования показали, что такие семьи имели особый опыт досуга из более широко изучаемой благополучной семьи, среднего класса, с двумя родителями. Это было обнаружено, когда ученые начали более глубоко рассматривать контексты семейного досуга, имея в виду социальные, системные и структурные элементы или процессы, которые были похожи и уникальны в ходе досуга в разных семьях. С этой точки зрения досуг для семей, живущих за чертой бедности, стал функцией взаимодействия между нормативными социальными ценностями, касающимися многих характеристик. Ученые исследовали переходы на разных этапах жизни, в частности, изучая взаимосвязи между переходами в жизни, важностью досуга и благополучием мужчин и женщин. В целом, эта тема привлекла внимание к необходимости дополнительных исследований семей, не относящихся к среднему классу. Ученые также определили и рассмотрели некоторые маргинальные семейные роли. Как отмечалось, женские взгляды на исследования в области досуга в основном отсутствовали, и направление исследований помогло ученым добиться значительного прогресса в признании и признании женских взглядов. Интересно, что исследования, изучающие взгляды женщин и матерей, заставили ученых признать, что голоса отцов также отсутствуют. В статье, являющейся частью специального выпуска об отцовстве и досуге, отмечается, что изменения в структуре семьи и социальных ожиданиях отцовства обусловили необходимость уделять больше внимания исследованию сложностей идеологий воспитания, особенно среди отцов. Другие роли получили меньше внимания. Роли бабушек и дедушек были изучены в ограниченном количестве исследований, в то время как роли братьев и сестер практически отсутствовали в этом обсуждении и оставались не изученными. Интересно, что научный ответ на необходимость включения большего разнообразия семейных структур и отношений - хотя и оказывает существенный рост объема исследований - как представляется, не идентифицировал всеобъемлющую или связную структуру для понимания уникального жизненного опыта этих групп населения. Продолжение работы в этой области, руководствуясь предыдущими исследованиями, может способствовать такому важному концептуальному развитию.
Исследователи отметили, что многие структурные и социально-демографические показатели, особенно социально-экономический статус, оказали значительное влияние на семейный досуг. Поэтому ученые, занимающиеся семейным досугом, должны учитывать эти важные показатели при разработке исследований и представлении результатов. Увеличение выборочного разнообразия. Они также рекомендовали включить более широкий диапазон типов семей и размеров семьи. Точно так же они предложили изучить различные семейные структуры и типы. Эти шаги в направлении увеличения разнообразия выборок имеют решающее значение, поскольку изучение в значительной степени однородных выборок семей может непреднамеренно ограничить обобщаемость и применимость того, что известно о семейном досуге. Это может также способствовать воспроизведению социальных идеологий, таких как идеал среднего класса, и семейного досуга как идиллического и исключительно веселого занятия. Исследователи должны и впредь быть осведомленными и чувствительными к семейным структурам и ролям, которые были упущены из виду.
Будущие исследователи должны продолжать искать семейный досуг в ненормативном контексте и исследовать досуг в семьях с низким доходом или в рабочих классах, семьях национальных меньшинств, семьи, в которых родитель или ребенок имеет инвалидность, и семьи с одним родителем. Ученые должны конкретно рассмотреть потенциальные различия в процессах и результатах семейного досуга в этих недостаточно изученных группах населения. Такой подход позволит ученым лучше понять, как эти семьи воспринимают семейный досуг, трудности, с которыми они сталкиваются, и выгоды, которые они получают от участия в семейном досуге.
Следует отметить значение досуга и отдыха для всех членов семьи, а не только для одного или обоих родителей. Тем не менее, некоторые важные семейные отношения все еще игнорируются. Например, перспективы бабушки и дедушки были включены только в несколько исследований, а братья и сестры только периферийно. Отсутствие братьев и сестер в исследованиях семейного досуга означает, что модели и структуры, объясняющие сообщаемые преимущества и ограничения семейного досуга, были в значительной степени основаны на исследованиях с участием пар и отношений между родителями и детьми и ограничены относительно ограниченным диапазоном этапов жизни, что делает такие рамки потенциально неполными. Социальные тенденции еще более подчеркивают важность понимания родственных отношений, поскольку дети теперь с большей вероятностью будут жить в семье с родным братом, чем с отцом. Более того, есть некоторые признаки того, что совместные досуговые мероприятия в семье - в той степени, в которой братья и сестры участвуют в совместной деятельности - связаны с положительными качествами взаимоотношений между братьями и сестрами. Если отношения между братьями и сестрами самые продолжительные, то необходимо больше исследований, чтобы выяснить, как можно использовать досуг в семьях для продвижения позитивных, стабильных и устойчивых отношений между братьями и сестрами на всех этапах жизни. Точно так же этапы жизни, о которых сообщается в литературе, рассматриваемой здесь, были довольно однородными, и часто исследователи допускали совпадение или не теоретически различали этапы развития детей. Переходы через жизненные этапы также рассматривались редко, но они обеспечивают важный контекст для понимания процессов и результатов семейного досуга. Изучение как более широкого круга теоретически различных этапов жизни, так и переходов между этапами жизни будет иметь важные последствия для дальнейшей социальной значимости исследований семейного досуга.
Основываясь на существующих концептуальных рамках и исследованиях, сфера семейного досуга может усилить свою актуальность и обеспечить значительный междисциплинарный вклад. Будущие исследования могут использовать существующие основы и теорию семейного досуга для решения социальных проблем, таких как физическое и психологическое здоровье и благополучие семей. Например, дети из семей с одним родителем чаще подвержены риску для здоровья и социальным правонарушениям. Некоторые виды семейного досуга, такие как регулярный семейные праздники, связаны со снижением подростковых правонарушений, особенно когда отношения между родителями и детьми являются положительными, если поддерживается в семьях активный образ жизни и досуг подростков, это снижает риск проблем со здоровьем. Это всего лишь несколько возможностей для продвижения семейного досуга в качестве решения важной социальной проблемы посредством исследований.
Модель и теория развития. Концептуализация семейного досуга по своей сути противоречива, и хотя цель не состояла в том, чтобы создать дихотомию положительных и отрицательных аспектов семейного досуга, исследования, по-видимому, концентрируются вокруг концов спектра: либо преимуществ, либо ограничения или расходы на семейный отдых. Создание более сплоченной концептуальной модели, охватывающей как выгоды, так и издержки семьи, а также учитывающей жизненный опыт различных семейных структур и отношений, должно стать предметом будущих исследований. Социально-экологические модели могут быть одним из способов, которым будущие исследования могут связать исследования по все более широкому диапазону типов семьи, отношений и этапов жизни. Социально-экологические модели также отражают индивидуальные, диадические и системные перспективы и опыт, существующие в семьях, а также среду, в которой работают семьи. В других областях, таких как семейные исследования, ученые изучили взаимодействие между множеством социальных контекстов, в которых существуют люди. Авторы продемонстрировали, что контекст и индивидуальные и семейные характеристики играют важную роль в семейном досуге. Действительно, действие заключается во взаимодействиях, и будущие исследования семейного досуга должны продолжать расширяться после предыдущих исследований взаимодействия между различными уровнями системы, в которых существуют семьи, которые формируются и определяются человеческим поведением. В целом, чтобы будущие исследования продолжали концептуальную и модельную разработку, которая стремится соединить и охватить основные темы: содействие благополучию семьи через досуг, стоимость и ограничения семейного досуга и семейный досуг в различных моделях семьи.
В целом, в рамках более широкой концепции досуга семейный досуг является весьма актуальным социальным явлением. Исследования семейного досуга представляют собой сложное переплетение человеческого поведения, семейных процессов, социальных и системных воздействий и очень важны для благополучия семьи. Поэтому исследователи должны заботиться о «реальных условиях жизни», в которых существуют семьи, которые влияют на их досуг, чтобы обеспечить постоянную актуальность и способность к реализации.
Список литературы:
Дейли К. Проводить время с детьми: значение семейного времени для отцов // Семейные отношения. – № 4, 2016. – С. 466–476.
Черчилль С., Кларк В., Прочаска-Кью К., Кресуэлл Дж. У. и Онтаи-Грзебик Л. Как развлекаются сельские малообеспеченные семьи: обоснованное теоретическое исследование // Журнал исследований досуга.– № 39 (2), 2007. – С. 271–294.