ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ В РОССИИ

Слота Е.А. 1, Ядрышникова А.В. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Неповторимый культурный облик каждой эпохи находит свое отражение и в праздничной сфере, репрезентирующей набор ценностей, норм, культурных образцов. В далеком прошлом наши первые предки также устраивали большие празднества для общего знакомства между собой или объединения общинного коллектива, только это происходило в другом качестве и при других условиях.

Праздник – это торжественный день, знаменующий о каком-либо важном событии и сопровождающийся различными увеселительными мероприятиями. С праздником у нас ассоциируется веселье, развлечения, изобилие гастрономических блюд, подарки или наоборот отдых. Праздники бывают у мужчин и женщин, у взрослых и детей, у врачей и учителей и др. Большое влияние на развитие современной корпоративной культуры имели процессы, которые происходили в деловом мире Америки и Европы.

Время от времени происходила демократизация общества и одновременно развитие капитализации производства. Владельцы понимали, что рабочему человеку нужна не только еда и вода. Чтобы производительность труда росла, нужно чтобы трудящийся был заинтересован в хорошем результате своей работы и делал это с удовольствием. Поэтому стали проявляться новые взаимоотношения внутри организаций и обществ, что в свою очередь привело к пониманию того, что ничто так не сближает коллектив, как радость за новые успехи организации.

В России, первое подобие корпоративных праздников, можно было наблюдать в первых объединениях художников, поэтов и т.д. Но владельцы предприятий, в отличие от западных, не учитывали интересов рабочих, что и привело в дальнейшем к массовым недовольствам рабочего класса и созданию революционных кружков.

Обрядовые и религиозные обычаи имели другие цели, однако современные корпоративные праздники можно в той или иной степени назвать традицией и больших, и маленьких компаний.

В истории России институт корпоративных праздников изначально формировался на основе кружка по интересам, которые были и политическими, и профессиональными. Именно поэтому в то время рабочие поняли, что они являются лишь средством производства, и собственник не воспринимает их желания и цели. Именно поэтому некоторые историки подчеркивают связь между нехваткой верной и грамотной корпоративной работы с трудящимися и революционными волнениями.

Во времена Советского союза корпоративные мероприятия были профессиональные. Металлургические и сельскохозяйственные предприятия, конструкторские бюро праздновали «День металлурга», «День рыбака» и т.д. Но все эти профессиональные праздники были политизированными и имели один и тот же сценарий празднования.

В 60-х гг. с наступлением «оттепели» стали популярны экскурсии, выезды на природу. Стали поощряться достижения отдельных личностей, а не всего коллектива.

Если застолью предшествует увлекательная игра, совместный поход куда-либо или активный отдых, это дает сотрудникам возможность получить новые впечатления, которые они запоминают надолго и обсуждают до следующего корпоративного праздника. В таком коллективе реже возникают конфликтные ситуации, чаще проблемы решаются быстро и без негатива, приходят нестандартные решения поставленных задач.

Корпоративные праздники в современном мире – способ подведения итогов за определенный период, способ настроить сотрудников на позитивное выполнение поставленных задач и способ сделать атмосферу в коллективе благоприятной для совместной работы.

Такое понятие, как корпоративная культура, звучит для нас вполне обычно, как будто существовало всегда. Но и у такого, на первый взгляд, простого понятия есть своя история возникновения и развития.

Первым проявлением корпоративной культуры можно назвать сборы первобытных охотников, которые делят свою добычу. В дальнейшем можно отметить цехи ремесленников, в которых тоже проявлялись первые задатки корпоративной культуры.

В XX – XXI вв. корпоративная культура запада прочно укоренилась и в нашей стране, став неотъемлемой частью успешной деятельности компаний. В России корпоративная культура постоянно развивается и совершенствуется. Руководители убедились в том, что сплоченный коллектив – это залог успеха и процветания компании.

На начальных этапах роста большинства новых российских компаний «корпоративные мероприятия» независимо от их масштаба и повода проводились в форме различных застолий, как на рабочем месте в рабочее время, так и в увеселительных заведениях в нерабочее время за счет фирмы. В этот период развития российской корпоративной культуры основными правовыми проблемами для работодателя являлись:

Не явка (опоздание) работника на следующий после «мероприятия» день.

Распитие спиртных напитков в рабочее время на рабочем месте (в т.ч. коллективно).

Повреждение имущества работодателя (либо третьих лиц, находящихся в помещениях работодателя). Традиционно: разбитые стекла и части сантехники.

Травмы различной степени тяжести, полученные сотрудниками по пути следования от места «мероприятия» к месту жительства.

Задержание правоохранительными органами в нетрезвом виде.

Личные оскорбления руководителей и сослуживцев во время проведения мероприятия.

Характерные особенности данного развития корпоративной культуры обусловлены ростом численности компании, изменением корпоративных целей и задач; влиянием культуры иностранных работодателей, перенос которой осуществляется через персонал, получивший опыт работы в зарубежных компаниях. Российская корпоративная культура находится на стадии становления и еще не достигла зрелости, свойственной японским и американским аналогам, так как в нашей стране еще нет частных корпораций, сопоставимых с такими монстрами как GeneralMotors, Ford, MC Donalds.

Таким образом, зарождение корпоративных праздников произошло еще в древних веках, в течение эволюции они изменялись, совершенствовались, но смысл и цель заключалась в сплочении рабочего коллектива.

На рубеже XIX – XX веков собственник наконец-то четко осознал весь смысл слова «мотивация», и то, как можно применить ее к бизнесу. Стало ясно, что сотрудник, который трудится не только для своего благополучия, но и для благополучия компании, то есть за определенную идею, работает эффективнее, а значит, приносит большую прибыль.

Данный факт дал толчок формированию корпоративной культуры, весьма важной частью которой, был корпоративный праздник. В современном мире корпоративные праздники организации – это одно из самых важных составляющих корпоративной культуры. Институт корпоративных праздников в России, свое формирование также начал в начале XX века, однако похож был на некий клуб по интересам. После распада Советского Союза о корпоративных праздниках на несколько лет забыли, однако уже в начале XXI века они вернулись к нам, причем, уже совсем в другом, современном обличье.

Список литературы

Александрова Е. Корпоративное мероприятие – повод отдохнуть или потратить деньги / Е. Александрова// Корпоративная культура. – 2017. –№3. – С. 25-27

Волчук С. Корпоративный праздник / С. Волчук. – СПб.: «Питер», 2006. – 160 с.

История и теория массовых праздников: Учебное пособие / Н. М.

Корпоративная праздничная культура: технологии и приемы : учеб. пособие / авт.–сост. В. В. Медведенко; Алт. гос. акад. культуры и искусств, каф. социально-культурной деятельности. – Барнаул.: Изд–во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014. – 231 с.

Корпоративная вечеринка: чтобы праздник удался / А.Д. Журавлев // Корпоративная культура. – 2015. – №2. – С. 18-19.

Просмотров работы: 57