АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Яшина А.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы адаптации молодого специалиста часто поднимаются в современной науке и образовательной практике. Разберемся в сущности понятия «адаптация».

По мнению Р.И. Юнацкевич, профессиональная адаптация – это приспособление личности к социальной среде, в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально-психологической атмосфере в коллективе.

А. Г. Мороз считает профессиональную адаптацию сложным динамическим процессом овладения профессией и педагогическим мастерством с целью выполнения всех функций педагога образовательной организации [1].

Анализируя причины снижения адаптационного потенциала у молодых специалистов ДОО (дошкольной образовательной организации) на этапе их вхождения в профессию, многие исследователи выделяют следующие факторы, препятствующие успешной психологической адаптации педагогов: недостаточная профессиональная подготовка, слабая мотивация к профессиональному росту, отсутствие поддержки молодых специалистов со стороны администрации, неразвитость профессионально важных качеств личности. Еще одной из причин психологической дезадаптации, является то, что у молодых специалистов ДОО заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе [1]. В том случае, если они оказываются ошибочными или необоснованными, возникнет так называемый дисбаланс между внутренними ожиданиями и новой социальной ситуацией.

Для решения данных проблем необходимо использовать и развивать такой инструмент, как управление психологической адаптацией молодых педагогов. И.В. Дубровина предлагает сопровождением педагогов, представляющее систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться.

Одним из популярных и наиболее эффективных методов адаптации молодых педагогов в ДОО является наставничество [3]. Система наставничества в дошкольной образовательной организации – эторазновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более трех лет.

В ДОО система наставничества регламентируется «Положением о наставничестве». С позиции администрации детского сада наставничество является одним из методов адаптации к профессии и позволяет организации практически «воспитывать» кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными в данный момент и с учетом детско-родительского контингента, специфики конкретного педагогического коллектива и прочих аспектов [2].

Начинающему педагогическому работнику наставничество дает возможность получить поддержку опытного сотрудника, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева выделяют три этапа формирования культуры наставничества:

адаптационный – для молодого специалиста, собственно этап наставничества;

вхождение в корпоративную культуру коллектива, передача профессиональных традиций;

самоорганизация и влияние на корпоративную культуру коллектива [4].

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;

в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Важными внутренними условиями адаптации являются стратегические цели личности; основные мотивы, которые направлены на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста.

Заметим, что проблемы, с которыми сталкиваются в работе молодые специалисты в различных организациях, аналогичны и для начинающих педагогов. Так современные исследователи выделяют следующие факторы (категории), оказывающие влияние на процесс адаптации, молодого сотрудника:

среда, в которой осуществляется адаптация (престиж и привлекательность профессии, особенности организационной культуры учреждения, социально-психологический климат, особенности и условия труда, гибкость системы обучения, действующей в организации и др.;

управление процессом адаптации, включающие организационные механизмы «приспособления» нового сотрудника;

индивидуально-личностные качества сотрудника (уровень знаний, умений и навыков, возраст, семейное положение, мотивация, определяющая отношение к деятельности).

Итак, решать проблему адаптации молодого специалиста нужно продуманными действиями руководства ДОО, грамотно спланированной системой методической помощи, внедрением активных форм работы психологической службы [3].

На результативность профессиональной адаптации специалистов влияют следующие педагогические условия:

осознание смысла профессиональной адаптации молодыми специалистами как многоаспектной профессиональной самоидентификации;

усвоение молодым специалистом новой социальной роли, подготовленность к выполнению должностных обязанностей в условиях высокой нагрузки;

формирование в себе таких личностных качеств, как выносливость (умение контролировать события собственной жизни и влиять на них), самоуважение и самоэффективность;

развитие склонности личности объяснять возникновение важных жизненных событий, благодаря собственным усилиям, способствующее профилактике разочарования профессией и оптимизации протекания процесса профессиональной адаптации.

Таким образом, предыдущий опыт привычных способов деятельности молодого специалиста становится не подходящим к изменившимся условиям.

Разница в организации, задачах и условиях образовательного процесса в высшей школе и профессиональной деятельности создает своеобразный барьер, который необходимо преодолеть молодому специалисту, чтобы быть конкурентным, активно включиться в новые формы работы, успешно двигаться к цели − профессиональному и личностному становлению [1].

Вхождение в новый образ жизни, овладение новыми способами деятельности, привыкание к изменению организационной формы профессиональной работы молодого специалиста являются важными аспектами в процессе адаптации.

Список литературы

Артемьева Л.М., Оплетаева Л.М. Организация методической работы с молодыми специалистами. Управление современной школой. Завуч. 2009. №3.

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2006.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

Виноградова Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. М.: ИНФРА – М, 2018. 219 с.

Просмотров работы: 42