ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кельдимуратова А.Е. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт применения информационных технологий в сфере образования свидетельствует о том, что они позволяют повысить эффективность образовательного процесса, предоставляют педагогам те возможности оперативного обновления содержания образования и проектирования образовательной среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий, которые ранее были им недоступны.

В самом общем смысле под информационными технологиями в образовании принято понимать все технологии в сфере образования, в рамках которых используются специальные технические средства для решения педагогических задач.

Применительно к дошкольному образованию, можно сказать, что в качестве информационных технологий или информационно-коммуникационных технологий «в дошкольном образовании необходимо понимать комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте СВТ (средств вычислительной техники) в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики, коррекции) детей» [1].

Иными словами, в дошкольном образовании информационно-коммуникационные технологии – это «применение компьютеров, Интернета, телевизоров, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования» [2], т.е. тех информационных технологий, которые представляют широкие возможности для коммуникации.

При этом необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОО повышает требования к уровню профессиональной компетентности педагогов в сфере применения данных технологий в повседневной жизни и в непосредственной работе с детьми.

Исходя из требований современности и действующего российского законодательства, если в ДОО созданы условия для использования ИКТ-ресурсов, педагог ДОО должен обладать такими умениями по их использованию в профессиональной деятельности, как:

«избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

иметь полное представление об имеющихся медиа ресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;

уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;

уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения» [2].

Перечисленные умения в части использования ИКТ педагог ДОО может формировать, совершенствовать и развивать в рамках трех основных направлений своей профессиональной деятельности:

при организации образовательного процесса с детьми;

при взаимодействии ДОО (педагога) с родителями;

при организации методической работы с другими педагогами ДОО.

Рассмотрим использование ИКТ педагогами ДОО в профессиональной деятельности в рамках обозначенных направлений более подробно.

1. Применение педагогами ДОО ИКТ при организации образовательного процесса с детьми.

С точки зрения требований ФГОС ДО, в образовательном процессе применение ИКТ возможно таких образовательных областей, как:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие [3].

Можно выделить несколько преимуществ применения ИКТ педагогами ДОО при организации образовательного процесса с детьми:

возможность привлечения пассивных слушателей к активной деятельности;

активизация познавательного интереса у детей;

возможность проведения медиазанятий;

создание более ярких и наглядных иллюстративных материалов;

возможность поэтапного освоения материала;

восприятие информации через все модальности (аудиальную, визуальную, кинестетическую);

моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

значительное сокращение времени для формирования и развития языковых и речевых средств, коммуникативных умений и навыков и др.

Кроме того, одним из несомненных положительных аспектов использования ИКТ педагогами ДОО при организации образовательного процесса с детьми является возможность применения игровых занятий: посредством развлекательных, обучающих, развивающих, диагностических компьютерных игр. Безусловно, в процессе применения данных видов игр необходимо учитывать и такие аспекты, как: «количество времени, проведенного ребенком за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости» [3].

2. Применение педагогами ДОО ИКТ при взаимодействии ДОО (педагога) с родителями.

Одной из составляющих профессиональной компетентности педагога ДОО является высокий уровень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь ДОО.

Использование ИКТ педагогами ДОО при взаимодействии с родителями может выражаться в следующих аспектах:

создание группы в социальной сети или общего чата группы в мессенджере;

размещение информации на сайте ДОО или группы;

проведение виртуальных консультаций;

размещение изученных материалов для продолжения работы родителей с детьми в домашних условиях;

размещение фото и видеозаписей режимных моментов;

оформление наглядного материала, буклетов, раздаточного материала для родительских собраний;

создание мультимедийных презентаций в соответствии с тематическим планированием и др.

Применение педагогами ДОО ИКТ при взаимодействии с родителями помогает сделать это взаимодействие более интересным и информативным, основанным не только на теоретических сведениях, но и наглядной демонстрации фрагментов деятельности детей и практических материалов.

3. Применение педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с другими педагогами ДОО.

Использование педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с коллегами позволяет создать ряд неоспоримых преимуществ:

«возможность выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы» [3];

возможность общаться на разных мероприятиях, в том числе дистанционно;

увеличение сети контактов с коллегами посредством социальных сетей и мессенджеров;

посещение электронных библиотек и тематических форумов;

сокращение времени работы с бумажными носителями;

возможность хранения большего объема информации на флеш-носителях;

создание условий и возможностей для саморазвития;

обмен информацией с коллегами посредством электронной почты;

сопровождение выступлений педсоветах, семинарах или конференциях мультимедийными презентациями, фото и видео материалами;

создание красочного портфолио и др.

Применение педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с другими педагогами дает возможность выстроить свою образовательную траекторию наиболее оптимальным образом и повысить качество образовательного процесса, профессионально общаясь в широкой аудитории пользователей сети Интернет, и повышая социальный статус.

При этом использование ИКТ в образовательном процессе ДОО имеет некоторые недостатки:

«при внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья;

при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;

остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет» [4].

Подводя итог, необходимо отметить, что применение ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО дает ему потенциальные возможности внедрения новых современных технологий в образовательный процесс, кроме того, их использование в значительной степени расширяет потенциальные возможности педагогов ДОО в сфере самообразования и построения траектории личностного развития.

Список литературы:

1. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Т. Калинина, Т. Кротова, Ю. Дмитриев. – М.: МГПУ, 2016. – 230 с.

2. Стоцкая, В.Б. Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОО / В.Б. Стоцкая. – Режим доступа: http://sch799v.mskobr.ru /images/news/1038/15-16/ ikt/sem-IKT.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.).

4. Гутова, Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. – № 26. –2015. – С. 101–105.

Просмотров работы: 39