Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт применения информационных технологий в сфере образования свидетельствует о том, что они позволяют повысить эффективность образовательного процесса, предоставляют педагогам те возможности оперативного обновления содержания образования и проектирования образовательной среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий, которые ранее были им недоступны.
В самом общем смысле под информационными технологиями в образовании принято понимать все технологии в сфере образования, в рамках которых используются специальные технические средства для решения педагогических задач.
Применительно к дошкольному образованию, можно сказать, что в качестве информационных технологий или информационно-коммуникационных технологий «в дошкольном образовании необходимо понимать комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте СВТ (средств вычислительной техники) в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики, коррекции) детей» [1].
Иными словами, в дошкольном образовании информационно-коммуникационные технологии – это «применение компьютеров, Интернета, телевизоров, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования» [2], т.е. тех информационных технологий, которые представляют широкие возможности для коммуникации.
При этом необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОО повышает требования к уровню профессиональной компетентности педагогов в сфере применения данных технологий в повседневной жизни и в непосредственной работе с детьми.
Исходя из требований современности и действующего российского законодательства, если в ДОО созданы условия для использования ИКТ-ресурсов, педагог ДОО должен обладать такими умениями по их использованию в профессиональной деятельности, как:
«избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
иметь полное представление об имеющихся медиа ресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения» [2].
Перечисленные умения в части использования ИКТ педагог ДОО может формировать, совершенствовать и развивать в рамках трех основных направлений своей профессиональной деятельности:
при организации образовательного процесса с детьми;
при взаимодействии ДОО (педагога) с родителями;
при организации методической работы с другими педагогами ДОО.
Рассмотрим использование ИКТ педагогами ДОО в профессиональной деятельности в рамках обозначенных направлений более подробно.
1. Применение педагогами ДОО ИКТ при организации образовательного процесса с детьми.
С точки зрения требований ФГОС ДО, в образовательном процессе применение ИКТ возможно таких образовательных областей, как:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие [3].
Можно выделить несколько преимуществ применения ИКТ педагогами ДОО при организации образовательного процесса с детьми:
возможность привлечения пассивных слушателей к активной деятельности;
активизация познавательного интереса у детей;
возможность проведения медиазанятий;
создание более ярких и наглядных иллюстративных материалов;
возможность поэтапного освоения материала;
восприятие информации через все модальности (аудиальную, визуальную, кинестетическую);
моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
значительное сокращение времени для формирования и развития языковых и речевых средств, коммуникативных умений и навыков и др.
Кроме того, одним из несомненных положительных аспектов использования ИКТ педагогами ДОО при организации образовательного процесса с детьми является возможность применения игровых занятий: посредством развлекательных, обучающих, развивающих, диагностических компьютерных игр. Безусловно, в процессе применения данных видов игр необходимо учитывать и такие аспекты, как: «количество времени, проведенного ребенком за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости» [3].
2. Применение педагогами ДОО ИКТ при взаимодействии ДОО (педагога) с родителями.
Одной из составляющих профессиональной компетентности педагога ДОО является высокий уровень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь ДОО.
Использование ИКТ педагогами ДОО при взаимодействии с родителями может выражаться в следующих аспектах:
создание группы в социальной сети или общего чата группы в мессенджере;
размещение информации на сайте ДОО или группы;
проведение виртуальных консультаций;
размещение изученных материалов для продолжения работы родителей с детьми в домашних условиях;
размещение фото и видеозаписей режимных моментов;
оформление наглядного материала, буклетов, раздаточного материала для родительских собраний;
создание мультимедийных презентаций в соответствии с тематическим планированием и др.
Применение педагогами ДОО ИКТ при взаимодействии с родителями помогает сделать это взаимодействие более интересным и информативным, основанным не только на теоретических сведениях, но и наглядной демонстрации фрагментов деятельности детей и практических материалов.
3. Применение педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с другими педагогами ДОО.
Использование педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с коллегами позволяет создать ряд неоспоримых преимуществ:
«возможность выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы» [3];
возможность общаться на разных мероприятиях, в том числе дистанционно;
увеличение сети контактов с коллегами посредством социальных сетей и мессенджеров;
посещение электронных библиотек и тематических форумов;
сокращение времени работы с бумажными носителями;
возможность хранения большего объема информации на флеш-носителях;
создание условий и возможностей для саморазвития;
обмен информацией с коллегами посредством электронной почты;
сопровождение выступлений педсоветах, семинарах или конференциях мультимедийными презентациями, фото и видео материалами;
создание красочного портфолио и др.
Применение педагогами ДОО ИКТ при организации методической работы с другими педагогами дает возможность выстроить свою образовательную траекторию наиболее оптимальным образом и повысить качество образовательного процесса, профессионально общаясь в широкой аудитории пользователей сети Интернет, и повышая социальный статус.
При этом использование ИКТ в образовательном процессе ДОО имеет некоторые недостатки:
«при внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья;
при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;
остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет» [4].
Подводя итог, необходимо отметить, что применение ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО дает ему потенциальные возможности внедрения новых современных технологий в образовательный процесс, кроме того, их использование в значительной степени расширяет потенциальные возможности педагогов ДОО в сфере самообразования и построения траектории личностного развития.
Список литературы:
1. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Т. Калинина, Т. Кротова, Ю. Дмитриев. – М.: МГПУ, 2016. – 230 с.
2. Стоцкая, В.Б. Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОО / В.Б. Стоцкая. – Режим доступа: http://sch799v.mskobr.ru /images/news/1038/15-16/ ikt/sem-IKT.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.).
4. Гутова, Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина // Перспективы развития информационных технологий. – № 26. –2015. – С. 101–105.