ГАРМОНИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ГАРМОНИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Ефимьев А.С. 1, Агафонова М.С. 1, Чукаева А.Г. 1, Воротынцева А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в социально-экономическое обоснование проблемы.

Одной из самых сложных, важных и наиболее актуальных тем на данный момент является теневая экономика современного общества. Ее роль и значение на данный момент очень велико для всей современной экономики. Понятие теневой экономики (далее ТЭ) наиболее полно раскрывается при рассмотрении рыночной системы урегулирования, однако ТЭ присуща любой экономической формации.

Образование теневой экономики происходит при наличии определенных благоприятных условий, когда производителям становится невыгодно сотрудничать с государством и следовать его законам. ТЭ является нелегальной экономической деятельностью, которая затрагивает все стадии производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, ее главной задачей можно назвать извлечение наибольшей прибыли в максимально короткие сроки и в обход контроля государства, что также приводит к большим последствиям для торговой политики государства[6]. Производители ТЭ производят сбыт товаров заграницу, следовательно, они способствуют уходу капитала в другие государства, что негативно влияет на национальную экономику.

Экономическая безопасность не может обеспечить стабильность и успех экономике т.к. производители теневого сектора идут в обход законам государства. Влияние на них либо невозможно, либо сильно затруднено, что делает поддержание экономики в рамках экономической безопасности бесполезным[11].

В последние годы влияние теневой экономики на общее состояние государства и всей государственной системы достигло необычайных масштабов, вплоть до существования угрозы национальной безопасности страны. Поэтому данную тему невозможно оставить без внимания, она требует детального рассмотрения и анализа.

Торговая политика государства.

Существуют различные виды воздействия со стороны государства: политика либерализации (фритредерство) и политика протекционизма.

Политика либерализации дает производителям и потребителям экономическую свободу (свободу торговли). В рамках данной политики вмешательство государством приветствуется иностранный капитал и зарубежные товары, а также вывоз и распространение национальных товаров. Обмен товарами позволяет развивать государствам с помощью друг друга. Фритредерство встречается чаще, чем противоположна ему торговая политика – протекционизм.

Если государство придерживается политики протекционизма, то они не приемлет никаких внешнеэкономических связей с другими государствами. Экспорт и импорт блокируется благодаря введению высоких пошлинных на ввоз и вывоз товаров. Данная торговая политика направлена на развитие национальной экономики исключительно с помощью своих же средств. Такой метод тоже позволяет достигнуть хороших показателей, но встречается реже фритредерства.

Структура и характеристика теневой экономики.

Практически, как и любой вид деятельности, теневая экономика имеет свою структуру и характеристику, рассмотрим в таблице ниже три основных группы, входящих в состав ТЭ (Таблица 1). В зависимости от того, к какой из групп принадлежит осуществляемая деятельность, у нее появляются свои определенные характеристики. Степень ущерба экономике государства также зависит от вида ТЭ.

В то время как предприятия в рамках неофициальной экономики лишь скрывают от государства свои доходы, с целью неуплаты налогов и получению большей прибыли, деятельность, осуществляемая в рамках фиктивной экономики, наносит больший урон бюджету государства и другим социально-экономическим критериям, однако он проявляется не сразу, а лишь через какой-то промежуток времени. Подпольная теневая экономика наносит наибольший ущерб из-за того, что в ее рамках происходит оборот запрещенных законом веществ, а также производство и распространение оружия и другая преступная деятельность.

Таблица 1

Структура ТЭ

Группа:

Примеры:

Неофициальная экономика

Предприятия, действующие в рамках закона, но укрывающие свои доходы от контроля государства

Серая (фиктивная) экономика

Схемы мошенничества, махинации с деньгами, незаконные сделки, хищение средств и имущества и т.д.

Черная (подпольная) экономика

Запрещенная законом экономическая деятельность, в рамках которой происходит распространение и оборот незаконных веществ и других предметов т.д.

Теневая экономика может существовать на законных основаниях, но она никогда не бывает оформлена в установленном по закону порядке – это является одной из ее отличительных черт среди всех видов экономической деятельности. Как было сказано выше, целью ТЭ является получение наибольшей прибыли, при этом наносится ущерб качеству производимых благ. Помимо этого страдает бюджет государства, т.к. предприятия теневой экономики не уплачивают налоги, чтобы сосредоточить в своих руках еще большую прибыль[4].Деятельность и доход подпольных предприятий ТЭ влечет за собой ошибки в государственном планировании в отношении экономики (льготы в уплате налогов для предприятий малого бизнеса, увеличения налогового обложения для производителей-монополистов и др.).

Масштабы ТЭ.

Масштабы ТЭ в последние годы значительно выросли: по данным опроса практически половина всего населения России (44,8%) имеет отношение к теневому сектору экономики. Все эти люди выступают либо как потребители товаров и услуг, произведенных в ТЭ, либо как предприниматели, осуществляющие свою деятельность в нелегальной экономике. Причины занятости такого количества населения в ТЭ различны, мы приведем ниже лишь некоторые из них.

Представители малого бизнеса, могут уходить в теневую экономику не только ради сохранения большего дохода путем неуплаты налогов, но и из-за сложности официальной регистрации предприятия[2]. Также предприниматели не хотят полностью доверяться законодательству. Наличие бюрократии и несовершенной конкуренции в экономическом секторе тоже являются причинами приоритета ТЭ среди данной группы населения, т.к. они сильно препятствуют нормальному развитию бизнеса.

Кризис и безработица выступают ключевыми факторами перехода рабочего населения в теневой сектор. Нехватка рабочих мест и должностей в официально зарегистрированных предприятиях и государственных учреждениях провоцируют уход квалифицированных кадров в ТЭ. Предприниматели официально не регистрируют рабочих, не заводят им трудовые книжки, не обеспечивают безопасный труд и т.д., но специалисты и неквалифицированные кадры готовы жертвовать социальными гарантиями ради получения нормальной заработной платы.

Отрицательное влияние и последствия ТЭ.

Несмотря на то, что теневая экономика имеет ряд положительных функций, таких как снижение социальной напряженности в обществе, сглаживание общего уровня доходов населения, появление дополнительных рабочих мест, сглаживание резких перепадов в экономическом состоянии страны и д.р., отрицательное влияние ее очень велико.

В первую очередь страдает государственная система. Неуплата налогов влечет за собой дефицит бюджета, что в свою очередь не позволяет осуществлять планируемые задачи в различных секторах управления[9]. Отсутствует достаточное количество средств для производства общественных благ и поддержания военного сектора. Государство не может правильно стимулировать экономику т.к. не может контролировать все экономические процессы. Неофициальные предприятия не платят налоги, что вызывает увеличение налогового гнета над добросовестным и законопослушным населением и ухудшение благосостояния населения.

Деятельность в рамках ТЭ воздействует на денежно-кредитную систему государства, стимулирует инфляцию, влияет на курс национальной валюты, а также увеличивает инвестиционные риски, что приводит к общей нестабильности всей системы[3]. Это наносит вред таким субъектам, как государство, банки, инвесторы, акционеры, вкладчики и др.

Предприятия теневой экономики также используют ресурсы для производства товаров и услуг, при этом «забирая» их у официально зарегистрированных и предпринимателей.

При этом теневой сектор наносит колоссальный вред экологии страны из-за таких явлений, как браконьерство. Масштабы незаконного отлова редкой рыбы и животных поистине пугающие. Но стремление к получению наибольшей прибыли любым путем перекрывает всякое желание заботиться об окружающей среде. Также из-за неофициального сектора экономики не происходит восполнения национальных ресурсов, что в будущем тоже влечет за собой серьезные последствия.

Товары и услуги, производимые теневым сектором, не отличаются высоким уровнем качества, из-за того, что и так пользуются спросом среди потребителей и являются более доступными и занимают доминирующее положение на рынке[7]. Как уже было сказано выше, ТЭ растет из-за наличия несовершенной конкуренции, при этом она сама же ее порождает. Как следствие, отсутствует полноценная свободная конкуренция как на рынке товаров и услуг, так и на бирже труда и все большее количество субъектов уходит в теневую экономику[10]. Предприятия ТЭ не стимулируют другие производства к уменьшению издержек, использованию меньшего количества ресурсов и увеличению качества производимых благ путем внедрения достижений научно-технического прогресса (НТП)[1].

Предприниматели ТЭ как бы существуют отдельно от государства, но используют его ресурсы, при этом часто предпочитая иностранный рынок национальному[7]. Как правило, большая часть доходов теневого сектора уходит зарубеж, что, конечно же, не приводит к хорошим последствиям для экономики страны[8].

Из-за халатности производителей ТЭ происходит нарушение прав потребителя и работника, т.к. закон не может защитить эти субъекты из-за их причастности к теневому сектору.

Одной из серьезнейших проблем экономики является коррупция. Теневой сектор также способствует увеличению ее масштабов, при этом ТЭ может существовать только в условиях коррупции в значительном числе органов власти. Поэтому невозможно отрицать взаимосвязь этих явлений. С ростом коррупции в стране происходит и рост преступности в различных сферах, т.к. одно непосредственно вытекает из другого из-за отсутствия должного контроля.

Из социальных последствий ТЭ можно выделить нанесение нравственного и морального вреда обществу. Субъекты выходят из-под контроля государства и не получают за это наказания, отсюда появляется мнение, что им дозволено все.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что из-за теневой экономики значительно деформируется весь механизм рынка, государство и его экономика не могут нормально развиваться в сложившихся условиях. Падает уровень инвестиционной привлекательности страны: зарубежные инвесторы считают невыгодным и опасным вкладываться в экономику этого государства. Страна не может занимать хорошее положение на международной арене, она лишается выгодных экономических связей с другими государствами[5].

Выводы и предложения.

Рассмотрено и проанализировано негативное влияние ТЭ на экономику государства в целом. Таким образом доминантным фактором, стимулирующим процветание теневой экономики, является пораженная коррупцией система государственного контроля и управления. Специалисты часто связывают этот порок с завышенным налогообложением,которое подталкивает граждан искать обходные пути. Нельзя не упомянуть и о социальном факторе, безработный, не имея средств к существованию, чаще готов взяться за работу и без трудового договора, этим и пользуются недобросовестных работодатели.

Теневая экономика наносит большой ущерб государству, но он она, к сожалению, распространена во многих современных государствах.

Нам необходимо применять меры по защите торговых отношений внутри страны и зарубежом, т.к. торговля поможет укрепить само государство. Теневая экономика сильно тормозит развитие во всех сферах внутри государства, а также влияет на торговую политику, игнорируя намеченный план развития государства и налаживая свои собственные связи, которые тоже наносят ущерб государству[11].

Полностью избавиться от ТЭ невозможно, но существуют способы для уменьшения ее масштабов. Такая область научного знания, как экономическая безопасность способствует гармонизации торговой политики государства и борьбе с ТЭ, которая является серьезной угрозой для внешней и внутренней экономики. Проведение следующего ряда мероприятий поможет улучшить экономическую ситуацию в стране и повысить ее значимость на международной арене.

Мероприятия по борьбе с теневым сектором:

Устранение одного из ключевых факторов – коррупции, путем привлечения к ответственности должностных лиц. Существует ряд организаций, относящихся к экономической безопасности, которые стремятся к защите экономики от теневого сектора. Одной из них является Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). Оно занимается нормативно правовым регулированием в области экономической безопасности, а также осуществляет функции МВД по выработке и реализации государственной политики и поддержание стабильности экономики государства[11]. Одной из главных функций ГУЭБиПК является борьба коррупцией в различных секторах экономики.

Проведение профилактики криза и кризисных ситуаций. Государство обязано прогнозировать критические ситуации в экономике и заранее принимать меры по их предотвращению. Это позволит устранить благоприятную среду для развития ТЭ и уменьшит ее масштабы.

Улучшение благосостояния населения и сглаживание социально-экономического неравенства. Рычаги влияния государства в различных сферах позволяют контролировать общую социально-экономическую ситуацию в государстве. Изменения в налоговой политике сказываются на стоимости товаров, а следовательно на их спросе и доступности[3]. Чем больше экономических благ доступно населению, чем больше люди могут себе позволить в данной экономической ситуации, тем выше уровень жизни и благосостояния населения.

Изменения системы налогообложения. Как было сказано выше, существует прямая зависимость между государственным регулированием в экономической сфере и ситуацией в социальной сфере. Однако изменения налоговой системы не только положительно повлияет на социальную ситуацию в стране, но и обеспечит предпринимателям стабильное положение и развитие без ухода в ТЭ, что повысит привлекательность легальной экономики.

Развитие сферы малого бизнеса в более благоприятных условиях и проведение реформы, по итогам которой система регистрации и контроля предприятий станет простой, понятной и прозрачной. Малый бизнес всегда требует государственной поддержки, т.к. молодым предприятиям тяжело быть конкурентоспособными на рынке, где уже осуществляют свою деятельность множество крупных организаций[10]. Помимо введения налоговых льгот для малого бизнеса государству необходимо упростить процедуру регистрации новых предприятий[9]. Это важно потому, что малые предприятия способствуют хорошей конкуренции на рынке, а также развитию всей экономики государства. А большое количество молодых предприятий будет развиваться и осуществлять свою деятельность в рамках теневой экономики, из-за неспособности пройти полную процедуру регистрации по закону, то это приведет к строго противоположным последствиям.

Устранение проблем с нехваткой рабочих мест для квалифицированных кадров. Современная ситуация на рынке труда достаточно сложная, юным специалистам, только что окончившим ВУЗ практически невозможно найти работу по своей специальности. Количество рабочих мест невелико, а также сложность при трудоустройстве создает отсутствие опыта работы у выпускников, что делает их менее конкурентоспособными на рынке и труда. Однако более опытным кадрам тоже сложно найти рабочее место и большинство вынуждено работать не по своей специальности и за более низкую заработную плату. Все эти факторы негативно влияют на рост и стабильность экономики. Создание благоприятной среды для предприятий легальной экономики позволит увеличить количество доступных вакансий. В результате квалифицированные кадры станут преимущественно возвращаться из ТЭ в легальную.

Стимулирование предприятий к возвращению в легальный сектор экономики. Разработка нового плана регулирования экономики позволит повысить привлекательность честной и законной деятельности на рынке[6]. Если легальные предприятия получат ряд значимых преимуществ, а также гарантию стабильного развития, то деятельность в теневой экономике станет невыгодна. Предприниматели не станут рисковать и идти против закона, если не будут получать при этом преимуществ[2].

Создание механизмов, препятствующих уходу в теневую экономику. Ужесточение системы наказаний для субъектов ТЭ является одним из барьеров для перехода предприятий в теневой сектор. Если осуществление деятельность станет более рискованным, и уже не будет оправдывать получаемую незаконным путем прибыль, то предприниматели захотят вернуться на законную сторону, а субъекты легальной экономики не будут уходить в ТЭ из-за угрозы серьезного наказания со стороны государства[2].

Все предложенные выше пути борьбы с теневой экономикой непосредственно связаны друг с другом: преобразования в одной сфере повлекут за собой улучшения в другой. Государству стоит уделить больше внимания теневому сектору, т.к. уменьшение масштабов ТЭ и гармонизация торговой политики принесет много положительных последствий таких как: улучшение общей экономической ситуации в государстве, стабильность экономической сферы жизни, улучшение торговых отношений внутри страны и за рубежом, повышение уровня жизни благосостояния населения (улучшения в социально сфере жизни).

Список литературы.

Агафонова М.С., Бочарникова Ю.А. Совершенствование мотивации к труду как условие эффективной деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. № T2. С. 416-420.

Агафонова М.С.Формирование элементов механизма регулирования экономического поведения фирм в России // Научное обозрение. 2008. № 5. С. 59-62.

Косой Н.С., Агафонова М.С., Половинкин И.С., Регулирование инвестиционной активности регионов методами налоговой политики // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 173-176.

Орлова В.Д., Агафонова М.С. Налог. Налог на прибыль. Налогообложение. Подоходный налог // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. – С.

Агафонова М.С. Современные международные отношения и инновационные технологии // Успехи современного естествознания. 2012. № 1. С. 101.

Агафонова М.С., НосковаА.А.Проблемы прибыли и экономического роста в условиях неопределенности // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 137.

Агафонова М.С.Экономические отношения фирмы с различными субъектами// Журнал экономической теории. 2007. -  № 4. - С. 161-163

Агафонова М.С.Формирование внешних экономических отношений фирмы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008.  - № 49. - С. 15-18.

Баркалов С.А., Бекирова О.Н., Санина Н.В., Агафонова М.С. Моделирование налоговой системы для предприятия // Учебно-методический комплекс / ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронеж, 2018

Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 141-142.

Агафонова М.С., Баутина Е.В. Механизм раскрытия источников внешних и внутренних угроз экономической безопасности // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 12. С. 81-89.

Просмотров работы: 9