Маркетинг в малом бизнесе обязателен на 100%. Без него бизнес никогда не станет большим и даже средним. Думать, что сначала заработаете денег, а потом займетесь маркетингом – это большая ошибка. Тысячи малых бизнесов используют данную тактику десятилетиями, но так и не смогли вырасти. Они мечтают стать большими, но мечты без хорошего маркетинга остаются мечтами [2].
Если вы хотите вырасти, то первое, чем нужно заняться – маркетинг. Сотни малых бизнесов смогли быстро стать средними и большими. Но это в 100% случаев достигалось только за счет качественного маркетинга. Чтобы расти, нужен мощный поток клиентов, а его без маркетинга получить невозможно. Если маркетинг в малом бизнесе применяется – тогда рост 100% гарантирован [4].
Даже просто выживать, чтобы не закрыться, и то сложно без маркетинга. Маркетинг можно, но все равно нежелательно, игнорировать тогда, когда спрос больше чем предложение. Но сейчас таких рынков почти нет. Почти на всех рынках сейчас наблюдается избыток предложения. Поэтому клиентов надо мотивировать на то, чтобы они выбирали и покупали именно ваши товары или услуги.
Маркетинг в малом бизнесе играет важную роль. Во-первых, с его помощью легче находить много клиентов. Других инструментов для этого не существует. Во-вторых, можно находить новые возможности для роста. Именно с помощью маркетинга ищутся ходовые товары или услуги, либо разрабатываются. Если он не применяется, то очень часто бизнес потом занимается тем, что не продается.
В третьих, маркетинг в малом бизнесе – способ нарастить продажи. С его помощью можно оказывать поддержку продажам. В четвертых, маркетинг позволяет ставить более высокие цены на товары и услуги и тем самым иметь выше прибыль. Это достигается разными способами и один из них – упаковка и позиционирование товаров и услуг. Второй способ – создание своего личного рынка [2].
Наличие личного рынка – главное условие для роста бизнеса. Без маркетинга можно работать только на чужих рынках, что предполагает высокий уровень конкуренции, постоянное нервное напряжение. Свой рынок – это гарантия большого числа клиентов, больших объемов продаж и полного отсутствия конкурентов. Один из инструментов для построения своего рынка – леграмма рынка [1].
Маркетинг в малом бизнесе можно организовать разными способами. Есть три основных варианта. Первый – полный аутсорсинг маркетинга. При этом способе свои маркетологи не нанимаются и не используются. Все маркетинговые процессы отдаются маркетологу или компании, которые имеет 100% доверие. Они обслуживают весь маркетинг, предоставляют его под ключ.
Второй способ организовать маркетинг в малом бизнесе – гибридный. При этом подходе маркетинг частично отдается на аутсорсинг, но и нанимаются свои маркетологи. Нанятые специалисты по маркетингу в данном случае выступают координаторами, которые курируют маркетинг на аутсорсинге. Все остальное делают внешние маркетологи, либо же какая-то компания.
Третий способ – нанять в штат всех необходимых специалистов. При этом подходе достигается 100% контроль маркетинговой деятельности, но за это приходится платить. Основные статьи затрат – это заработная плата специалистам и бюджет на исследования и продвижения. Это самый дорогой способ. Его стоит применять тем, кому важно иметь максимальный контроль маркетинга.
Разработка маркетинговой стратегии – важная задача для малого бизнеса. Решить ее можно самостоятельно, если есть нужные специалисты. Если таковых нет, тогда ее разработку нужно заказывать у профессионалов. Они сделают все под ключ. Вам останется только заняться ее реализацией. Используя стратегию, маркетинг в малом бизнесе можно организовать на очень высоком уровне.
Многие разрабатывают маркетинговую стратегию и кладут в архив. Это большая и опасная ошибка. Пошаговый план, который является ее частью, должен быть обязательно реализован. Только так можно получить результат. Многие боятся использовать маркетинг, потому что нет плана. Стратегия все меняет. С ее помощью маркетинг реализуется легко, просто и дает хороший результат [2].
Важность присутствия маркетинга в малом бизнесе хорошо прослеживается на примере целесообразности открытия нового книжного магазина. В связи с развитием современных информационных технологий, в настоящий момент большинство людей, которые читают различную литературу, всё меньше и меньше зависят от книг на бумажном носителе. Соответственно, предполагая, что данная тенденция в ближайшем будущем будет ещё больше нарастать, выдвигается гипотеза о том, что открытие нового книжного магазина – дело весьма рискованное, которое, скорее всего, не принесёт ожидаемых доходов. К тому же из-за повышенного темпа современной жизни люди обладают всё меньшим количеством времени для чтения книг.
Решить проблему поможет опрос, который будет состоять из нескольких вопросов с одним из вариантов ответов. Этот опрос поможет определить сколько свободного времени у населения, читают ли они книги на электронном носителе или в бумажном варианте, сколько в среднем книг они прочитывают за месяц, что укажет на целесообразность открытия книжного магазина.
После проведения опроса было установлено, что 69% людей имеет всего лишь около 2-х часов свободного времени. Скорее всего, это связано с всё убыстряющимся стилем жизни современных людей. Поэтому можно предположить, что эта группа людей вряд ли будет тратить своё свободное время на чтение книг, т.к. у них, наверное, есть более важные дела. Однако другая часть респондентов (29%) имеет достаточно большой отрезок свободного времени в день. Так что среди этих людей точно есть те, кто любит читать книги на досуге. Соответственно, эту группу можно рассматривать в качестве потенциальных покупателей. Последняя часть опрашиваемых (5%), которая имеет более 6 часов свободного времени – это также потенциальные покупатели книг в книжном магазине. У них достаточно много свободного времени, чтобы читать книги. Однако их удельный вес слишком мал.
Очень небольшой количество опрошенных предпочитает только книги на бумажном носителе. Сейчас большинство читателей либо полностью перешли «на цифру» либо находятся на переходном этапе. И это не удивительно, т.к. всё больше и больше информации сегодня хранится в электронном варианте. Оставшиеся количество (17%) процентов «консерваторы» – это в большей степени люди старшего возраста, которые не привыкли работать с электронными устройствами. Довольно много людей на сегодняшний момент читает книги в электронном варианте. Этот факт, подтверждённый статистическими данными и позволяет сделать вывод о том, что открытие нового книжного магазина – это весьма рискованная идея для малого бизнеса. Лишь небольшой количество людей средних лет и пожилого возраста стоит рассматривать как потенциальных покупателей. А в долгосрочной перспективе расчёт и на эту категорию людей находится под большим вопросом.
Также, после опроса выяснилось, что большинство людей успевают прочитать за месяц, в лучшем случае, только одну книгу. Это ещё раз подтверждает предположения о том, что современный ритм жизни не даёт возможностей, чтобы в спокойной обстановке прочесть то или иное литературное произведение. Среди выше указанных респондентов были и те, кто говорил о том, что ему удаётся читать книги только по пути на работу или учёбу. При таком развитие, книги на бумажном носителе «проигрывают» в удобстве своим электронным аналогам. Современные люди читают не слишком много, что не является положительным фактом, особенно для компании, которая намеревается открыть новый книжный магазин.
На основе полученной информации после проведения опроса можно отметить что, открытие нового книжного магазина – это большой риск, который состоит из различных составляющих:
1) отсутствие заинтересованности у большей части населения;
2) наличие товара–заменителя в виде электронных книг (причём бесплатных);
3) отсутствие большого интереса к чтению книг;
4) нехватка свободного времени .
Практика показывает, что малый бизнес может расти только при наличии стратегии маркетинга. Без нее будут метания, пустые траты денег и разочарования от маркетинга. Все это связано с тем, что маркетинг - системная технология, которая работает только в том случае, если применяется стратегия маркетинга. Чем лучше стратегия, тем быстрее малый бизнес превращается в средний или большой [3].
Список литературы
Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2014. №7, 78с.
И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев «Маркетинг в малом бизнесе» - Москва, “Юнити”, 2016г. – 122 с.
Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: Инфра-М, 2010. - 387 с.
Герасимчук В.Г. Маркетинг. - М.: Гардарики, 2009 - 537 с.
Маркетинговое исследование на тему «Целесообразность открытия книжного магазина».