В профориентационном тестировании с помощью психодиагностического комплекса «Профориентатор» [3, с. 40-41] приняли участие студенты бакалавриата по направлению «Журналистика» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ).
Выборка была однородной по полу и состояла из респондентов-девушек в возрасте 17-18 лет.
Результаты студентов-журналистов по блоку «Интересы» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – результаты по блоку «Интересы» (средние значения, мода, медиана)
Наиболее выраженными являются шкалы «Искусство», «Общение», «Риск», слабо выражен фактор «Бизнес», отвергается – «Техника». Студенты демонстрируют выраженный интерес к сфере искусства, средств массовой информации и телекоммуникаций, работе с художественными образами, а именно их созданию, организации и оценке. Присутствует интерес к профессиям, связанным с активным взаимодействием и общением с людьми, различными группами и коллективами – к данной категории относится и журналистика, в особенности, её оперативно-исследовательский жанр, предполагающий создание отчёта, репортажа, интервью из центра событий [4, с. 151]. Также группа, в целом, ориентирована на результат работы, а не на её процесс, о чём свидетельствуют низкие значения фактора «Бизнес».
Следует отметить, что у студентов наблюдается явный интерес к работе в необычных, стрессовых, неопределенных ситуациях, не выражен интерес к работе, связанной с активным взаимодействием с техникой, электроникой, эксплуатацией различного оборудования. Непосредственно в профессиональной деятельности респондентов привлекает журнализм как деятельность по поиску, фиксации и публичному оперативному распространению сведений, востребованных обществом [4, с.153]. При этом непривлекательной является работа по использованию технической базы традиционных СМИ: различной техники и программного обеспечения.
Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Личность» представлены наглядно на рисунке 2.
Рисунок 2 – результаты по блоку «Личность» (средние значения, мода, медиана)
Как можно видеть на рисунке 2, среди личностных характеристик наиболее выражена активность, которая заключается в стремлении к общению с другими людьми – заводить знакомства, проявлять инициативу в межличностном взаимодействии, организовывать других. Следует отметить, что минимальное диагностированное значение фактора «Активность» – 1, максимальное – 8,9. Это говорит о том, что среди студентов направления «Журналистика» есть как ярко-выраженные экстраверты, так и интроверты, хотя по группе существует мода на активность и инициативность.
В целом же, студенты активны и решительны, им присуща уверенность в себе и высокая энергичность, высокий конкурентный потенциал, некоторая склонность к риску. Стоит отметить, что данные качества важны для профессий, предполагающих частые контакты с множеством людей, к которым относится и журналистика [5, с. 218].
В то же время часто присутствуют низкие показатели шкал «Согласие» и «Эмоциональная стабильность». Часть группы демонстрирует тревожность, некоторую эгоцентричность, склонность скептически относиться к желаниям и стремлениям других людей. В целом, студенты более склонны к соревнованию, нежели к кооперации, рациональны и независимы, привыкли ориентироваться на собственное мнение, требовательны к себе и работам своих сокурсников, что вполне соответствует освоению журналистики.
Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Интеллект» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – результаты по блоку «Интеллект» (средние значения, мода, медиана)
В целом, все факторы, отражающие структуру интеллекта, находятся в коридоре возрастной нормы. Группа демонстрирует развитую способность к концентрации и распределению внимания при выполнении поставленных задач даже в стрессовых условиях, способность к самостоятельной работе, к обучению и к интеллектуальной деятельности.
Наиболее выраженным фактором является «Абстрактная логика», которая обеспечивает способность студентов-журналистов логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывания, мыслить на понятийном уровне. Данные способности являются профессионально необходимыми в избранном студентами направлении, ведь профессия журналиста требует преимущественно интеллектуальных затрат [1, c. 95].
Следует отметить, что минимальным значением, диагностированным по фактору «Эрудиция» было 3,4, максимальным – 9,2. По фактору «Лексика» –3,1 и 10 соответственно. Подобные результаты говорят о том, что в группе есть студенты с различным уровнем способностей, профессионально важных для журналиста. Так, некоторые студенты демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, некоторые – ярко-выраженную сосредоточенность на одной предметной области. Объем словарного запаса, его активность, лёгкость актуализации также варьируется от крайне высоких до крайне низких значений.
Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Склонность к профилю обучения» отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 – результаты по блоку «Склонность к профилю обучения» (средние значения, мода, медиана)
Группа продемонстрировала склонность к обучению по творческому, лингвистическому и естественно-технологическому профилям. Наименее представлена склонность к естественно-научному профилю, т.е студенты не заинтересованы в работе с реальными природными объектами – животными, растениями.
Наиболее подходящим для студентов как активных гуманитариев с практической направленностью являются творческий и лингвистический профили [7, с. 29] предполагающие развитую общую культуру человека, уровень владения родным языком и возможность легко подбирать слова в общении с абсолютно разными людьми, возможность для самореализации себя как творческой личности путём поиска нестандартных решений и подходов, внесения творческого вклада в работу. Стоит отметить, что склонность к профилям обучения соответствует выбранному студентами направлению подготовки «Журналистика».
Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Тренинговые программы» наглядно представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – результаты по блоку «Тренинговые программы» (средние значения, мода, медиана)
По результатам исследования определены зоны развития, включая мотивацию, эмоциональную саморегуляцию и интеллектуальное развитие. В целом, группе рекомендуется работа с рядом способностей для общего развития личности (вычисления, зрительная логика), у части группы приветствуется развитие словарного запаса, эрудиции. Также студентам следует уделить внимание сфере мотивации, расширению круга интересов, в том числе и профессиональных. Учитывая наличие низких значений эмоциональной стабильности в группе и, соответственно, компенсацию высокой тревожности в сфере повышенного интереса к риску, студентам-журналистам рекомендуется развивать навыки стрессоустойчивости и саморегуляции.
Сравнение идеального профиля профессии «Журналист» с усреднённым профилем студентов направления «Журналистика» отражены на рисунке 6.
Рисунок 6 – сопоставление усредненных значений шкал и идеального профиля (средние значения)
Сопоставление двух профилей показывает, что, в целом, склонность студентов к профилю обучению соответствует выбранному ими направлению «Журналистика».
Показан средний уровень эрудиции и словарного запаса, находящийся в пределах возрастной нормы, но недостаточный для овладения профессией журналиста, так как высокая культура речи и эрудированность относятся к профессионально важным качествам [2, с. 143]. Также наблюдается недостаточный интерес к знаку, подразумевающий создание текстов на родном языке; ориентация на процесс, а не на результат работы; работа в динамично развивающихся областях деятельности.
Следует подчеркнуть, что будущие журналисты владеют и рядом профессиональных компетенций, включая коммуникативные – умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, а также технологические – умение анализировать факты, творчески их интерпретировать, способность выполнять разные виды работ индивидуально и в команде.
Студенты демонстрируют такие профессионально значимые качества, как самостоятельность, инициативность, активность, коммуникабельность, уверенность в себе, избирательность внимания, творческая направленность.
В целом, можно говорить о том, что студенты направления «Журналистика» успешно прошли процесс первичного определения себя в профессиональном плане, владеют рядом компетенций, однако недостаточно мотивированы на овладение профессией. В этом и состоит основной конфликтный аспект усреднённого профиля студентов данного направления –группа находится на стадии поиска смысла в своем обучении, а, возможно, и в будущей профессиональной деятельности, при этом недостаточно мотивирована на образовательный процесс.
Список литературы
Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. – 2012. – №4. – С. 84-99.
Владимирова Т.Н. Профессиональное развитие студентов-журналистов: влияние социально-психологических условий // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – №2. – С. 142-147.
Дмитренко Г.А., Климова И. В., Очирова Л.А., Воронина С.Ю. Профориентационное компьютерное тестирование и консультирование обучающихся как средство для инновационного развития кадрового потенциала региона // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. – №10 (66). – С. 36-45.
Дмитровский А.Л. Жанры журналистики // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №4. – С. 149-158.
Тулупов В.В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике // Вестник КГУ. – 2014. – №7. – С. 214-219.
Черепанова Т.В. Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №3. – С. 153-157.
Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. –СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 480 с.
Приложение «Описательные статистики»
Фактор |
Ср. знач. |
Медиана |
Мода |
Min |
Max |
Интересы |
|||||
Техника |
3,6 |
3,1 |
1,5 |
1,5 |
6,2 |
Наука |
4,8 |
4,5 |
4,5 |
2,4 |
9,8 |
Искусство |
7,8 |
7,8 |
7,5 |
5,6 |
9,5 |
Общение |
6,6 |
7,0 |
7,7 |
3,4 |
8,1 |
Бизнес |
3,6 |
3,2 |
3,2 |
1,0 |
7,0 |
Знак |
4,1 |
4,0 |
4,9 |
1,4 |
8,4 |
Природа |
5,0 |
5,3 |
4,5 |
2,1 |
7,7 |
Риск |
6,3 |
6,1 |
7,6 |
2,4 |
9,4 |
Личностные характеристики |
|||||
Активность |
6,6 |
6,9 |
6,9 |
1,0 |
8,9 |
Согласие |
5,7 |
6,7 |
2,7 |
1,9 |
9,0 |
Самоконтроль |
4,8 |
5,1 |
6,5 |
1,1 |
8,5 |
Эмоц. стабильность |
5,2 |
5,2 |
4,4 |
2,9 |
8,6 |
Интеллект |
|||||
Вычисления |
5,0 |
5,1 |
5,1 |
1,1 |
9,8 |
Лексика |
6,1 |
6,1 |
4,6 |
3,1 |
10,0 |
Эрудиция |
6,1 |
5,9 |
5,0 |
3,4 |
9,2 |
Зрительная логика |
5,3 |
5,2 |
4,3 |
1,6 |
9,8 |
Абстрактная логика |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
3,2 |
10,0 |
Внимание |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
3,8 |
9,3 |
Общий балл |
5,9 |
6,0 |
5,0 |
3,5 |
7,8 |
Склонность к обучению |
|||||
Инженерный |
4,5 |
4,0 |
3,2 |
2,9 |
7,2 |
Физико-матем. |
4,9 |
4,3 |
3,8 |
2,6 |
7,5 |
Естественнонауч. |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
4,2 |
7,1 |
Естеств.-технолог. |
4,3 |
4,0 |
3,3 |
2,5 |
7,7 |
Творческий |
7,0 |
7,1 |
8,7 |
4,1 |
8,7 |
Лингвистический |
7,0 |
6,8 |
6,6 |
5,4 |
8,5 |
Обществ.-гуманитар. |
6,9 |
7,1 |
6,1 |
4,9 |
8,2 |
Финанс.-экономич. |
5,1 |
4,8 |
4,8 |
3,3 |
8,1 |
Информ.-технолог. |
4,6 |
4,4 |
3,6 |
3,1 |
7,1 |
Тренинговые программы |
|||||
Об.балл мотивация |
5,2 |
5,3 |
3,9 |
3,3 |
7,0 |
Мотивация |
2,9 |
3,0 |
1,4 |
1,2 |
5,4 |
Интеллект. развитие |
3,1 |
2,8 |
2,0 |
1,4 |
5,6 |
Коммуник. навыки |
4,7 |
4,4 |
3,8 |
1,2 |
10,0 |
Лидерство и отношения |
5,0 |
5,2 |
3,0 |
1,2 |
8,2 |
Самоорганизация |
4,3 |
3,8 |
3,0 |
1,6 |
9,8 |
Эмоц. саморегуляция |
3,5 |
3,2 |
3,2 |
1,6 |
7,2 |