УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

УСРЕДНЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ЖУРНАЛИСТИКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В профориентационном тестировании с помощью психодиагностического комплекса «Профориентатор» [3, с. 40-41] приняли участие студенты бакалавриата по направлению «Журналистика» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ).

Выборка была однородной по полу и состояла из респондентов-девушек в возрасте 17-18 лет.

Результаты студентов-журналистов по блоку «Интересы» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – результаты по блоку «Интересы» (средние значения, мода, медиана)

Наиболее выраженными являются шкалы «Искусство», «Общение», «Риск», слабо выражен фактор «Бизнес», отвергается – «Техника». Студенты демонстрируют выраженный интерес к сфере искусства, средств массовой информации и телекоммуникаций, работе с художественными образами, а именно их созданию, организации и оценке. Присутствует интерес к профессиям, связанным с активным взаимодействием и общением с людьми, различными группами и коллективами – к данной категории относится и журналистика, в особенности, её оперативно-исследовательский жанр, предполагающий создание отчёта, репортажа, интервью из центра событий [4, с. 151]. Также группа, в целом, ориентирована на результат работы, а не на её процесс, о чём свидетельствуют низкие значения фактора «Бизнес».

Следует отметить, что у студентов наблюдается явный интерес к работе в необычных, стрессовых, неопределенных ситуациях, не выражен интерес к работе, связанной с активным взаимодействием с техникой, электроникой, эксплуатацией различного оборудования. Непосредственно в профессиональной деятельности респондентов привлекает журнализм как деятельность по поиску, фиксации и публичному оперативному распространению сведений, востребованных обществом [4, с.153]. При этом непривлекательной является работа по использованию технической базы традиционных СМИ: различной техники и программного обеспечения.

Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Личность» представлены наглядно на рисунке 2.

Рисунок 2 – результаты по блоку «Личность» (средние значения, мода, медиана)

Как можно видеть на рисунке 2, среди личностных характеристик наиболее выражена активность, которая заключается в стремлении к общению с другими людьми – заводить знакомства, проявлять инициативу в межличностном взаимодействии, организовывать других. Следует отметить, что минимальное диагностированное значение фактора «Активность» – 1, максимальное – 8,9. Это говорит о том, что среди студентов направления «Журналистика» есть как ярко-выраженные экстраверты, так и интроверты, хотя по группе существует мода на активность и инициативность.

В целом же, студенты активны и решительны, им присуща уверенность в себе и высокая энергичность, высокий конкурентный потенциал, некоторая склонность к риску. Стоит отметить, что данные качества важны для профессий, предполагающих частые контакты с множеством людей, к которым относится и журналистика [5, с. 218].

В то же время часто присутствуют низкие показатели шкал «Согласие» и «Эмоциональная стабильность». Часть группы демонстрирует тревожность, некоторую эгоцентричность, склонность скептически относиться к желаниям и стремлениям других людей. В целом, студенты более склонны к соревнованию, нежели к кооперации, рациональны и независимы, привыкли ориентироваться на собственное мнение, требовательны к себе и работам своих сокурсников, что вполне соответствует освоению журналистики.

Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Интеллект» представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – результаты по блоку «Интеллект» (средние значения, мода, медиана)

В целом, все факторы, отражающие структуру интеллекта, находятся в коридоре возрастной нормы. Группа демонстрирует развитую способность к концентрации и распределению внимания при выполнении поставленных задач даже в стрессовых условиях, способность к самостоятельной работе, к обучению и к интеллектуальной деятельности.

Наиболее выраженным фактором является «Абстрактная логика», которая обеспечивает способность студентов-журналистов логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывания, мыслить на понятийном уровне. Данные способности являются профессионально необходимыми в избранном студентами направлении, ведь профессия журналиста требует преимущественно интеллектуальных затрат [1, c. 95].

Следует отметить, что минимальным значением, диагностированным по фактору «Эрудиция» было 3,4, максимальным – 9,2. По фактору «Лексика» –3,1 и 10 соответственно. Подобные результаты говорят о том, что в группе есть студенты с различным уровнем способностей, профессионально важных для журналиста. Так, некоторые студенты демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, некоторые – ярко-выраженную сосредоточенность на одной предметной области. Объем словарного запаса, его активность, лёгкость актуализации также варьируется от крайне высоких до крайне низких значений.

Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Склонность к профилю обучения» отражены на рисунке 4.

Рисунок 4 – результаты по блоку «Склонность к профилю обучения» (средние значения, мода, медиана)

Группа продемонстрировала склонность к обучению по творческому, лингвистическому и естественно-технологическому профилям. Наименее представлена склонность к естественно-научному профилю, т.е студенты не заинтересованы в работе с реальными природными объектами – животными, растениями.

Наиболее подходящим для студентов как активных гуманитариев с практической направленностью являются творческий и лингвистический профили [7, с. 29] предполагающие развитую общую культуру человека, уровень владения родным языком и возможность легко подбирать слова в общении с абсолютно разными людьми, возможность для самореализации себя как творческой личности путём поиска нестандартных решений и подходов, внесения творческого вклада в работу. Стоит отметить, что склонность к профилям обучения соответствует выбранному студентами направлению подготовки «Журналистика».

Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Тренинговые программы» наглядно представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – результаты по блоку «Тренинговые программы» (средние значения, мода, медиана)

По результатам исследования определены зоны развития, включая мотивацию, эмоциональную саморегуляцию и интеллектуальное развитие. В целом, группе рекомендуется работа с рядом способностей для общего развития личности (вычисления, зрительная логика), у части группы приветствуется развитие словарного запаса, эрудиции. Также студентам следует уделить внимание сфере мотивации, расширению круга интересов, в том числе и профессиональных. Учитывая наличие низких значений эмоциональной стабильности в группе и, соответственно, компенсацию высокой тревожности в сфере повышенного интереса к риску, студентам-журналистам рекомендуется развивать навыки стрессоустойчивости и саморегуляции.

Сравнение идеального профиля профессии «Журналист» с усреднённым профилем студентов направления «Журналистика» отражены на рисунке 6.

Рисунок 6 – сопоставление усредненных значений шкал и идеального профиля (средние значения)

Сопоставление двух профилей показывает, что, в целом, склонность студентов к профилю обучению соответствует выбранному ими направлению «Журналистика».

Показан средний уровень эрудиции и словарного запаса, находящийся в пределах возрастной нормы, но недостаточный для овладения профессией журналиста, так как высокая культура речи и эрудированность относятся к профессионально важным качествам [2, с. 143]. Также наблюдается недостаточный интерес к знаку, подразумевающий создание текстов на родном языке; ориентация на процесс, а не на результат работы; работа в динамично развивающихся областях деятельности.

Следует подчеркнуть, что будущие журналисты владеют и рядом профессиональных компетенций, включая коммуникативные – умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, а также технологические – умение анализировать факты, творчески их интерпретировать, способность выполнять разные виды работ индивидуально и в команде.

Студенты демонстрируют такие профессионально значимые качества, как самостоятельность, инициативность, активность, коммуникабельность, уверенность в себе, избирательность внимания, творческая направленность.

В целом, можно говорить о том, что студенты направления «Журналистика» успешно прошли процесс первичного определения себя в профессиональном плане, владеют рядом компетенций, однако недостаточно мотивированы на овладение профессией. В этом и состоит основной конфликтный аспект усреднённого профиля студентов данного направления –группа находится на стадии поиска смысла в своем обучении, а, возможно, и в будущей профессиональной деятельности, при этом недостаточно мотивирована на образовательный процесс.

Список литературы

Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. – 2012. – №4. – С. 84-99.

Владимирова Т.Н. Профессиональное развитие студентов-журналистов: влияние социально-психологических условий // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – №2. – С. 142-147.

Дмитренко Г.А., Климова И. В., Очирова Л.А., Воронина С.Ю. Профориентационное компьютерное тестирование и консультирование обучающихся как средство для инновационного развития кадрового потенциала региона // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. – №10 (66). – С. 36-45.

Дмитровский А.Л. Жанры журналистики // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №4. – С. 149-158.

Тулупов В.В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике // Вестник КГУ. – 2014. – №7. – С. 214-219.

Черепанова Т.В. Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №3. – С. 153-157.

Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. –СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 480 с.

Приложение «Описательные статистики»

Фактор

Ср. знач.

Медиана

Мода

Min

Max

Интересы

Техника

3,6

3,1

1,5

1,5

6,2

Наука

4,8

4,5

4,5

2,4

9,8

Искусство

7,8

7,8

7,5

5,6

9,5

Общение

6,6

7,0

7,7

3,4

8,1

Бизнес

3,6

3,2

3,2

1,0

7,0

Знак

4,1

4,0

4,9

1,4

8,4

Природа

5,0

5,3

4,5

2,1

7,7

Риск

6,3

6,1

7,6

2,4

9,4

Личностные характеристики

Активность

6,6

6,9

6,9

1,0

8,9

Согласие

5,7

6,7

2,7

1,9

9,0

Самоконтроль

4,8

5,1

6,5

1,1

8,5

Эмоц. стабильность

5,2

5,2

4,4

2,9

8,6

Интеллект

Вычисления

5,0

5,1

5,1

1,1

9,8

Лексика

6,1

6,1

4,6

3,1

10,0

Эрудиция

6,1

5,9

5,0

3,4

9,2

Зрительная логика

5,3

5,2

4,3

1,6

9,8

Абстрактная логика

6,7

6,7

6,7

3,2

10,0

Внимание

6,3

6,2

6,2

3,8

9,3

Общий балл

5,9

6,0

5,0

3,5

7,8

Склонность к обучению

Инженерный

4,5

4,0

3,2

2,9

7,2

Физико-матем.

4,9

4,3

3,8

2,6

7,5

Естественнонауч.

5,7

6,0

6,3

4,2

7,1

Естеств.-технолог.

4,3

4,0

3,3

2,5

7,7

Творческий

7,0

7,1

8,7

4,1

8,7

Лингвистический

7,0

6,8

6,6

5,4

8,5

Обществ.-гуманитар.

6,9

7,1

6,1

4,9

8,2

Финанс.-экономич.

5,1

4,8

4,8

3,3

8,1

Информ.-технолог.

4,6

4,4

3,6

3,1

7,1

Тренинговые программы

Об.балл мотивация

5,2

5,3

3,9

3,3

7,0

Мотивация

2,9

3,0

1,4

1,2

5,4

Интеллект. развитие

3,1

2,8

2,0

1,4

5,6

Коммуник. навыки

4,7

4,4

3,8

1,2

10,0

Лидерство и отношения

5,0

5,2

3,0

1,2

8,2

Самоорганизация

4,3

3,8

3,0

1,6

9,8

Эмоц. саморегуляция

3,5

3,2

3,2

1,6

7,2

Просмотров работы: 5