В профориентационном тестировании с помощью психодиагностического комплекса «Профориентатор» [3, с. 40-41] приняли участие студенты бакалавриата по направлению «Журналистика» Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (далее – ШИГН ДВФУ).
Выборка была однородной по полу и состояла из респондентов-девушек в возрасте 17-18 лет.
Результаты студентов-журналистов по блоку «Интересы» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – результаты по блоку «Интересы» (средние значения, мода, медиана)
Наиболее выраженными являются шкалы «Искусство», «Общение», «Риск», слабо выражен фактор «Бизнес», отвергается – «Техника». Студенты демонстрируют выраженный интерес к сфере искусства, средств массовой информации и телекоммуникаций, работе с художественными образами, а именно их созданию, организации и оценке. Присутствует интерес к профессиям, связанным с активным взаимодействием и общением с людьми, различными группами и коллективами – к данной категории относится и журналистика, в особенности, её оперативно-исследовательский жанр, предполагающий создание отчёта, репортажа, интервью из центра событий [4, с. 151]. Также группа, в целом, ориентирована на результат работы, а не на её процесс, о чём свидетельствуют низкие значения фактора «Бизнес».
Следует отметить, что у студентов наблюдается явный интерес к работе в необычных, стрессовых, неопределенных ситуациях, не выражен интерес к работе, связанной с активным взаимодействием с техникой, электроникой, эксплуатацией различного оборудования. Непосредственно в профессиональной деятельности респондентов привлекает журнализм как деятельность по поиску, фиксации и публичному оперативному распространению сведений, востребованных обществом [4, с.153]. При этом непривлекательной является работа по использованию технической базы традиционных СМИ: различной техники и программного обеспечения.
Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Личность» представлены наглядно на рисунке 2.
Рисунок 2 – результаты по блоку «Личность» (средние значения, мода, медиана)
Как можно видеть на рисунке 2, среди личностных характеристик наиболее выражена активность, которая заключается в стремлении к общению с другими людьми – заводить знакомства, проявлять инициативу в межличностном взаимодействии, организовывать других. Следует отметить, что минимальное диагностированное значение фактора «Активность» – 1, максимальное – 8,9. Это говорит о том, что среди студентов направления «Журналистика» есть как ярко-выраженные экстраверты, так и интроверты, хотя по группе существует мода на активность и инициативность.
В целом же, студенты активны и решительны, им присуща уверенность в себе и высокая энергичность, высокий конкурентный потенциал, некоторая склонность к риску. Стоит отметить, что данные качества важны для профессий, предполагающих частые контакты с множеством людей, к которым относится и журналистика [5, с. 218].
В то же время часто присутствуют низкие показатели шкал «Согласие» и «Эмоциональная стабильность». Часть группы демонстрирует тревожность, некоторую эгоцентричность, склонность скептически относиться к желаниям и стремлениям других людей. В целом, студенты более склонны к соревнованию, нежели к кооперации, рациональны и независимы, привыкли ориентироваться на собственное мнение, требовательны к себе и работам своих сокурсников, что вполне соответствует освоению журналистики.
Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Интеллект» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – результаты по блоку «Интеллект» (средние значения, мода, медиана)
В целом, все факторы, отражающие структуру интеллекта, находятся в коридоре возрастной нормы. Группа демонстрирует развитую способность к концентрации и распределению внимания при выполнении поставленных задач даже в стрессовых условиях, способность к самостоятельной работе, к обучению и к интеллектуальной деятельности.
Наиболее выраженным фактором является «Абстрактная логика», которая обеспечивает способность студентов-журналистов логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывания, мыслить на понятийном уровне. Данные способности являются профессионально необходимыми в избранном студентами направлении, ведь профессия журналиста требует преимущественно интеллектуальных затрат [1, c. 95].
Следует отметить, что минимальным значением, диагностированным по фактору «Эрудиция» было 3,4, максимальным – 9,2. По фактору «Лексика» –3,1 и 10 соответственно. Подобные результаты говорят о том, что в группе есть студенты с различным уровнем способностей, профессионально важных для журналиста. Так, некоторые студенты демонстрируют широкий кругозор и высокую общую осведомленность о разных сферах жизни, некоторые – ярко-выраженную сосредоточенность на одной предметной области. Объем словарного запаса, его активность, лёгкость актуализации также варьируется от крайне высоких до крайне низких значений.
Результаты тестирования студентов направления «Журналистика» по блоку «Склонность к профилю обучения» отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 – результаты по блоку «Склонность к профилю обучения» (средние значения, мода, медиана)
Группа продемонстрировала склонность к обучению по творческому, лингвистическому и естественно-технологическому профилям. Наименее представлена склонность к естественно-научному профилю, т.е студенты не заинтересованы в работе с реальными природными объектами – животными, растениями.
Наиболее подходящим для студентов как активных гуманитариев с практической направленностью являются творческий и лингвистический профили [7, с. 29] предполагающие развитую общую культуру человека, уровень владения родным языком и возможность легко подбирать слова в общении с абсолютно разными людьми, возможность для самореализации себя как творческой личности путём поиска нестандартных решений и подходов, внесения творческого вклада в работу. Стоит отметить, что склонность к профилям обучения соответствует выбранному студентами направлению подготовки «Журналистика».
Результаты студентов направления «Журналистика» по блоку «Тренинговые программы» наглядно представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – результаты по блоку «Тренинговые программы» (средние значения, мода, медиана)
По результатам исследования определены зоны развития, включая мотивацию, эмоциональную саморегуляцию и интеллектуальное развитие. В целом, группе рекомендуется работа с рядом способностей для общего развития личности (вычисления, зрительная логика), у части группы приветствуется развитие словарного запаса, эрудиции. Также студентам следует уделить внимание сфере мотивации, расширению круга интересов, в том числе и профессиональных. Учитывая наличие низких значений эмоциональной стабильности в группе и, соответственно, компенсацию высокой тревожности в сфере повышенного интереса к риску, студентам-журналистам рекомендуется развивать навыки стрессоустойчивости и саморегуляции.
Сравнение идеального профиля профессии «Журналист» с усреднённым профилем студентов направления «Журналистика» отражены на рисунке 6.
Рисунок 6 – сопоставление усредненных значений шкал и идеального профиля (средние значения)
Сопоставление двух профилей показывает, что, в целом, склонность студентов к профилю обучению соответствует выбранному ими направлению «Журналистика».
Показан средний уровень эрудиции и словарного запаса, находящийся в пределах возрастной нормы, но недостаточный для овладения профессией журналиста, так как высокая культура речи и эрудированность относятся к профессионально важным качествам [2, с. 143]. Также наблюдается недостаточный интерес к знаку, подразумевающий создание текстов на родном языке; ориентация на процесс, а не на результат работы; работа в динамично развивающихся областях деятельности.
Следует подчеркнуть, что будущие журналисты владеют и рядом профессиональных компетенций, включая коммуникативные – умение общаться, налаживать эффективную коммуникацию, а также технологические – умение анализировать факты, творчески их интерпретировать, способность выполнять разные виды работ индивидуально и в команде.
Студенты демонстрируют такие профессионально значимые качества, как самостоятельность, инициативность, активность, коммуникабельность, уверенность в себе, избирательность внимания, творческая направленность.
В целом, можно говорить о том, что студенты направления «Журналистика» успешно прошли процесс первичного определения себя в профессиональном плане, владеют рядом компетенций, однако недостаточно мотивированы на овладение профессией. В этом и состоит основной конфликтный аспект усреднённого профиля студентов данного направления –группа находится на стадии поиска смысла в своем обучении, а, возможно, и в будущей профессиональной деятельности, при этом недостаточно мотивирована на образовательный процесс.
Список литературы
Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. – 2012. – №4. – С. 84-99.
Владимирова Т.Н. Профессиональное развитие студентов-журналистов: влияние социально-психологических условий // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – №2. – С. 142-147.
Дмитренко Г.А., Климова И. В., Очирова Л.А., Воронина С.Ю. Профориентационное компьютерное тестирование и консультирование обучающихся как средство для инновационного развития кадрового потенциала региона // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. – №10 (66). – С. 36-45.
Дмитровский А.Л. Жанры журналистики // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №4. – С. 149-158.
Тулупов В.В. Профессиональные стандарты, роли и деструктуризация в журналистике // Вестник КГУ. – 2014. – №7. – С. 214-219.
Черепанова Т.В. Этапы и факторы профессиональной идентификации студентов-журналистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – №3. – С. 153-157.
Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. –СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 480 с.
Приложение «Описательные статистики»
| Фактор | Ср. знач. | Медиана | Мода | Min | Max | 
| Интересы | |||||
| Техника | 3,6 | 3,1 | 1,5 | 1,5 | 6,2 | 
| Наука | 4,8 | 4,5 | 4,5 | 2,4 | 9,8 | 
| Искусство | 7,8 | 7,8 | 7,5 | 5,6 | 9,5 | 
| Общение | 6,6 | 7,0 | 7,7 | 3,4 | 8,1 | 
| Бизнес | 3,6 | 3,2 | 3,2 | 1,0 | 7,0 | 
| Знак | 4,1 | 4,0 | 4,9 | 1,4 | 8,4 | 
| Природа | 5,0 | 5,3 | 4,5 | 2,1 | 7,7 | 
| Риск | 6,3 | 6,1 | 7,6 | 2,4 | 9,4 | 
| Личностные характеристики | |||||
| Активность | 6,6 | 6,9 | 6,9 | 1,0 | 8,9 | 
| Согласие | 5,7 | 6,7 | 2,7 | 1,9 | 9,0 | 
| Самоконтроль | 4,8 | 5,1 | 6,5 | 1,1 | 8,5 | 
| Эмоц. стабильность | 5,2 | 5,2 | 4,4 | 2,9 | 8,6 | 
| Интеллект | |||||
| Вычисления | 5,0 | 5,1 | 5,1 | 1,1 | 9,8 | 
| Лексика | 6,1 | 6,1 | 4,6 | 3,1 | 10,0 | 
| Эрудиция | 6,1 | 5,9 | 5,0 | 3,4 | 9,2 | 
| Зрительная логика | 5,3 | 5,2 | 4,3 | 1,6 | 9,8 | 
| Абстрактная логика | 6,7 | 6,7 | 6,7 | 3,2 | 10,0 | 
| Внимание | 6,3 | 6,2 | 6,2 | 3,8 | 9,3 | 
| Общий балл | 5,9 | 6,0 | 5,0 | 3,5 | 7,8 | 
| Склонность к обучению | |||||
| Инженерный | 4,5 | 4,0 | 3,2 | 2,9 | 7,2 | 
| Физико-матем. | 4,9 | 4,3 | 3,8 | 2,6 | 7,5 | 
| Естественнонауч. | 5,7 | 6,0 | 6,3 | 4,2 | 7,1 | 
| Естеств.-технолог. | 4,3 | 4,0 | 3,3 | 2,5 | 7,7 | 
| Творческий | 7,0 | 7,1 | 8,7 | 4,1 | 8,7 | 
| Лингвистический | 7,0 | 6,8 | 6,6 | 5,4 | 8,5 | 
| Обществ.-гуманитар. | 6,9 | 7,1 | 6,1 | 4,9 | 8,2 | 
| Финанс.-экономич. | 5,1 | 4,8 | 4,8 | 3,3 | 8,1 | 
| Информ.-технолог. | 4,6 | 4,4 | 3,6 | 3,1 | 7,1 | 
| Тренинговые программы | |||||
| Об.балл мотивация | 5,2 | 5,3 | 3,9 | 3,3 | 7,0 | 
| Мотивация | 2,9 | 3,0 | 1,4 | 1,2 | 5,4 | 
| Интеллект. развитие | 3,1 | 2,8 | 2,0 | 1,4 | 5,6 | 
| Коммуник. навыки | 4,7 | 4,4 | 3,8 | 1,2 | 10,0 | 
| Лидерство и отношения | 5,0 | 5,2 | 3,0 | 1,2 | 8,2 | 
| Самоорганизация | 4,3 | 3,8 | 3,0 | 1,6 | 9,8 | 
| Эмоц. саморегуляция | 3,5 | 3,2 | 3,2 | 1,6 | 7,2 |