Основные риски электронной среды - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Основные риски электронной среды

Яковлева А.С. 1, Валяева А.А. 1, Осетрова Л.В. 1, Никулина В.Ю. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время имеется много рисков, связанных с электронной средой, которые в свою очередь могут оказывать не только положительное влияние, помогая людям быстрее находить необходимую им информацию в Интернете и обучаться чему-либо, но также могут пагубно влиять на человека.

К негативной стороне электронной среды относятся: возможное формирование аддикций, игровых зависимостей, Интернет-зависимости, а также нанесение вреда здоровью человека (ухудшение зрения, информационные перегрузки, утомляемость, информационный стресс).

Все большее значение приобретает необходимость медиаобразования, что позволяет развивать критическое мышление и восприятие, а также помогает обучаться приемом защиты сознания от воздействия на него большого потока информации.

Именно в процессе медиаобразования формируется немаловажные для современного человека навыки и умения, в числе которых умение интерпретировать информацию, обрабатывать, вычленять главные мысли, трансформировать информацию, аргументировать собственные мысли, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.

Необходимо понимать, что электронная среда имеет активное развитие в сфере правового регулирования. Существует ряд законов (закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ), направленных на защиту одного из основных прав современной молодежи — информационную безопасность.

Но все мы так или иначе сталкиваемся с нарушениями информационной безопасности. На первый взгляд они могут показаться весьма безобидными, как языковое манипулирование в рекламе или некорректное использование метафор.

В электронной среде не обойтись без норм поведения, также, как и в реальном общении вне Интернета. Очень важно формировать сетевой этикет, грамотное, правильное и адекватное поведение [1].

Именно поэтому, в условиях развития электронной среды необходимы компетенции для педагогов, которые будут направлены на решение особенных задач, связанных с информационной средой, учитывать их в работе с детьми и подростками.

Итак, чтобы разобраться во всех опасностях интернет- среды, мы разделили их на несколько групп рисков: контентные, коммуникационные, электронные и потребительские [2].

1.Контентные риски

Контент - (от английского content – содержание) -это информационное наполнение ресурса, например, фото, видео, аудио и др. Но именно к рискам относят такие материалы, которые содержат в себе нецензурную лексику, насилие, агрессию, информацию, пропагандирующую суицид, наркотические вещества и т.п.

К сожалению, с контентными рисками можно встретиться везде: разнообразные сайты, социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм), видеохостинги (Youtube), блоги и т.д. Также с контентными рисками можно столкнуться и в популярных мессенджерах, таких как телеграмм, Whatsapp, Viber, и очень часто подобные материалы приходят совершенно от незнакомых людей.

Контентные риски можно разделить на две группы: незаконные и неэтиченые.

В законодательстве Российской Федерации есть ряд статей, по которым граждан, создающих, распространяющих подобный контент, можно привлечь к административной и уголовной ответственности, но даже не смотря на это, злоумышленники всё равно делают такие материалы.

К незаконным контентным рискам можно отнести: материалы, которые связаны с религиозной или расовой ненавистью (терроризм, экстремизм), также материалы, представляющие угрозу психическому и физическому здоровью человека (ненависть, агрессивное поведение), материалы, содержащие пропаганду наркотических и других веществ, азартные игры и др.

Неэтичные риски связаны с противоречиями нормам морали, принятым в обществе. Эти материалы имеют сходство с предыдущей группой, но главное отличие: они не попадают под уголовную и административную ответственность. К распространению они не запрещены, но такой контент, например, оскорбление, может нанести психологическую травму взрослому человеку, а уж ребёнку тем более.

При открытии какого-либо видео, содержащее такого рода материалы появляется надпись «Мне уже исполнилось 18 лет», которая позволяет пользователям ограничить или нет себя от такого контента.

2.Электронные риски

Электронные (кибер) риски — это возможность столкнуться с хищением личной информации, риск подвергнуться мошенничеству в интернете, заразить личные данные вирусами, получить рассылку спама, подвергнуться установке шпионских программ и т.д.

Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует множество методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это такие компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и тем данным, которые хранятся на нем. Так же они снижают скорость обмена данными с Интернетом и могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

Защита в социальных сетях — это задача, которая не так давно стала актуальна для пользователей. Взлом страниц в социальных сетях превратился в один из основных способов распространения спама в Интернете.

В частности, теперь вирусное ПО (программное обеспечение), которое рассылает спам в социальной сети может быть установлено на ваш компьютер с любого сайта.

И от вашего лица могут регулярно рассылаться абсолютно любые сообщения, избавиться от которых не поможет ни одна защита самого сайта.

Хотя бы просто по той причине, что в этом случае потребуется не защита вашей страницы, а современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера [3].

3.Потребительские риски

Потребительские риски – злоупотребление правами потребителя в сети. Они включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.

Зачастую, дети совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением.

Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками)..

4.Коммуникационные риски

Коммуникационные риски не только связаны с общением между пользователями такой глобальной сети, как Интернет, но и могут включать в себя риск подвергнуться оскорблениям со стороны других таких же пользователей Интернета. Риски могут быть абсолютно разными, например, незаконные контакты (груминг), киберпреследования, кибербуллинг и другие. Это распространено в различных мессенджерах (например, Google talk, Skype), социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогов и так далее.

Многие люди используют сайты для общения с пользой, обладая добрыми намерениями, но существуют люди, для которых различные чат-системы-это место, где можно выплеснуть свою негативную энергию на других пользователей и остаться анонимным. Иногда взрослые люди выманивают из детей личные данные (банковского счета родителей, адрес), деньги, могут заставить предоставить пароли от персональных страниц в Интернете, при этом эти люди выдают себя за таких же детей. Чаще всего этому подвергнуты подростки.

Мошенники могут оказаться педофилами. Представляясь сверстником, они стараются сначала наладить контакт с подростком, а затем настаивают на личной встрече в уединенном месте.

Стать на место жертвы может каждый, это может случиться внезапно, и никто от этого не застрахован. Практически каждому пользователю той или иной сети порой приходили оскорбительные сообщения от людей, которых пользователи даже могли не знать. Приходят не только оскорбления и нападки, но и различного рода непристойные предложения. Это может случиться в любом уголке Интернета, где есть возможность переписки.

По классификации Черкасенко О.С. коммуникационные риски включают:

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя: домогательство и груминг.

Домогательство — поведение, причиняющее вред и дискомфорт, нарушающее неприкосновенность частной жизни. Такое поведение заключается в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.

Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Киберпреследование (или кибербуллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Такие унижения могут исходить либо от одного человека, либо от группы людей.

Атаки могут быть как на одну социальную сеть человека, так и на остальные мессенджеры пользователя. Могут быть распространены случаи преследования в социальных сетях и на других ресурсах.

Недоброжелатели могут взломать личную страничку пользователя, украсть личную информацию: документы, видео, фотографии, какие-то личные сообщения.

Кибербуллинг — весьма распространенное явление не только среди российских подростков, но и по всему миру. Многие подростки могут сказать, что они подвергались буллингу в социальных сетях [4].

Часто кибербуллинг может начинаться в отношениях с людьми в реальном мире, тогда жертва знает своих оскорбителей лично. Когда же буллинг берет свое в интернете, очень важно удостовериться, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком и домогательство.

В наше время очень важно следить за безопасностью в сети Интернет. Необходимо уметь использовать технические средства, чтобы ограничивать вредоносную и негативную информацию, в особенности, если пользователем устройства, подключенного к Интернету, является ребенок.

Регулярно устанавливайте обновления на тех гаджетах, компьютерах, которыми вы пользуйтесь. Проверяйте электронную почту на наличие спама и другого «лишнего» материала. Соблюдайте осторожность при пользовании и передаче личных данных, фотоматериалов или видеоматериалов.

Защититься от всех рисков электронной среды сложно, но возможно, если вы сможете видеть их в сети и уметь не попасть под их влияние.

Список литературы

О. В. Сюнтюренко научная статья «Цифровая среда: тренды и риски развития» // сборник «Научно- техническая информация» №2. М: 2015.

Интернет-риски // http://detionline.com/helpline/risks (дата обращения: 10.12.2019).

В.С. Овчинский Россия и вызовы цифровой среды // М: Спецкнига, 2014. С. 40.

О.С. Черкасенко ФЕНОМЕН КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ, ичность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). Новосибирск: СибАК, 2015.

Просмотров работы: 2393