Фигурное катание — это невероятно красивый вид спорта, заниматься которым мечтает едва ли не каждый, кто хоть раз видел выступления фигуристов. Однако одного желания мало, ведь для того, чтобы так же легко и грациозно выполнять сложнейшие элементы на льду, нужно пройти серьёзный отбор, который строится на определённых критериях. Фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения будет вестись целенаправленная подготовка к изучению совершенного владения коньком, обязательных фигур, шагов, спиралей, вращений и прыжков, т. е. всего комплекса движений фигуриста [3].
Цель работы – охарактеризовать особенности спортивного отбора детей в спортивную секцию по фигурному катанию.
Методы исследования. Для решения поставленной цели был выполнен анализ научной и методической литературы, а так же документации учебных программ спортивных школ по фигурному катанию.
Результаты исследования. Упражнения в фигурном катании относятся по классификации В. С. Фарфеля (1970 г.) к стандартным и стереотипным движениям, оценка которых производится по качественному признаку — в баллах. Стабильность элементов и их сочетаний, повторяемых в тренировочных занятиях и на соревнованиях, обеспечивается формированием двигательных динамических стереотипов. Выполнение таких движений сопровождается экономизацией энерготрат организма и высокой степенью автоматизации двигательных навыков. Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия фигурным катанием развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую, в частности, взрывную силу. С повышением квалификации юного фигуриста растет быстрота поступательных и вращательных движений, статическая выносливость при поддержании различных поз [1].
В ходе приема в спортивную школу по фигурному катанию учитываются состояние здоровья (например, отсутствие хронических заболеваний), особенности телосложения (такие, как развитие мускулатуры, характеристика костяка, жироотложения, осанка и т.д.), гибкость, а также результаты выполнения контрольных нормативов по физической и специально-технической подготовке. Контрольные упражнения на льду являются основными при определении пригодности к обучению и совершенствованию в школе фигурного катания на коньках.
При отборе юных фигуристов рекомендуют использовать комплекс следующих тестов: «пистолетик» за 20 с; прыжок в длину и высоту с места (или пятерной прыжок); бег 30 м с высокого старта; многоскоки 20 мин.; подъем в сед и подъем туловища из положения лежа на животе за 20 сек.; полидинамометрия (с 8 лет); быстрота 3—5 оборотов вокруг вертикальной оси; симметричные прыжки на двух ногах; точность поворота на 540 и 900°; проба Ромберга или Яроцкого; «продвижение по следам»; отведение ноги в сторону; наклон вперед (или мост); бег на 400 и 1500 м (с 9 лет).
Второй критерий-наличие музыкального слуха. Его отсутствие, даже при наличии хорошей физической формы может стать помехой при занятиях фигурным катанием, так как музыкальное сопровождение в фигурном катании обязательно. Его наличие определяется несложными тестами: выстукиванием ритма, ходьбой под музыку с меняющимся ритмом и темпом. Хорошим подспорьем станут занятия в музыкальной школе. Отсутствие такого опыта могут восполнить регулярные тренировки с музыкальным сопровождением.
Необходимо также помнить про обязательное наличие у будущего спортсмена устойчивой психики. Определить её наличие лишь при том условии, если спортсмен обладает психической надежностью, отличается устойчивым поведением и настроением, умением воспринимать критику педагога. Было замечено, что лучшие результаты показывают живые и уравновешенные дети, проявляющие интерес к упражнениям, требующим мгновенной реакции, быстрой смены скорости и ритма движений, обладающие устойчивостью внимания, способностью к длительным физическим и нервно-психическим напряжениям.
Ещё один немаловажный критерий — это желание заниматься фигурным катанием. Важно помнить, что при отборе обращают внимание на спортсменов, обладающих большим желанием тренироваться, волей, способностью преодолевать трудности, определенной направленностью интересов, ярко выраженным стремлением быть первым в фигурном катании, уверенностью в своих силах. Важно понимать, что ребёнок может быть подвержен влиянию родителей, друзей, сверстников и пр. Поэтому выявить отсутствие интереса удается не сразу, а лишь по истечении времени. Некоторые дети, особенно мальчики, сначала неохотно занимаются фигурным катанием, считая этот спорт для девочек.
Таким образом, синтез данных критериев может стать отправной точкой в карьере будущего чемпиона. Однако только наличие упорства, терпения и трудолюбия станет верным подспорьем на пути к успеху в этом сложном, но очень сложном виде спорта.
Список литературы:
Как происходит отбор в фигурном катании? [Электронный ресурс] Режим доступа: athockey.ru – URL: https://athockey.ru/kak-proishodit-otbor-v-figurnom-katanii/ (дата обращения: 22.12.2019)// Физкультура и спорт, 1985-271 с, илл.
Начальное обучение фигурному катанию. Под общей редакцией А. Н. Мишина [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tulup.ru/articles/85/glava_6_nachalnoe_obuchenie_figurnomu_kataniju.html. ( дата обращения: 22.12.2019).
Фигурное катание на коньках: Учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией А. Н. Мишина // Физкультура и спорт, 1985-271 с, илл. [Электронный ресурс] tulup.ru – URL: https://www.tulup.ru/articles/104/glava_16_organizacija_i_metodika_mnogoletnej_podgotovki_figuristov_v_sportivnyh_shkolah.html (дата обращения: 22.12.2019).