Мемориал. Образ и ландшафт - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Мемориал. Образ и ландшафт

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мемориальные парки. Общая характеристика.

Мемориальные сады и парки – создаются для ознакомления с историческими ландшафтами, событиями, жизнью знаменитых людей. Они имеют большое идеологическое значение и относятся к культурно-познавательной группе парков. В них проводится воспитательная работа с использованием средств монументальной пропаганды, организуются торжественные мероприятия, имеющие идейно-воспитательную и познавательную направленность. Мемориальные парки являются также объектами кратковременного отдыха, туристско-экскурсионного обслуживания.

История возникновения произведений мемориального характера восходит еще к древним временам. Однако процесс формирования приемов и принципов создания мемориально-ландшафтных композиций начинается в Европе и России лишь во второй половине 18 столетия. Именно тогда возникают пейзажные парки героико-романтического характера, в объемно-пространственной композиции которых используются мемориальные объекты. В русской архитектурной практике мемориальная тема наиболее ярко реализовалась на территории дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: Павловске и Царском Селе. Именно, здесь в парках принадлежавших императорской фамилии начинает создаваться будущая мемориальная программа русского паркостроения.

Первые мемориальные парки в России были заложены Петром 1 (Петергоф. Стрельна в честь победы над шведами в Северной войне и Екатерининский парк в Пушкине, где представлен комплекс памятников, посвящённых победам в русско- турецких войнах).

Тенденции проектирования современных мемо­риальных парков:

максимальное сохранение подлинности памят­ного места (Михайловское-Тригорское);

музеефикация архитектурных объектов (Дом Павлова в Волгограде);

включение в комплекс мемориала музейной экспозиции (дом-музей в Ялте);

пространственное расширение мемориалов, объ­единение их в крупные тематически и простран­ственно развитые структуры (мемориальное кольцо вокруг г. Ленинграда),

взаимопроникновение и взаимообогащение раз­нопрофильных музейных экспозиций (например, экспозиции, посвященные декабристам и Чайков­скому в Каменке на Украине).

Архитектурно-планировочные задачи проекти­рования мемориальных парков и комплексов:

создание архитектуры, адекватной идейному со­держанию;

тактичное включение архитектуры в среду при минимальном искажении ландшафта;

применение передового» подхода к проектиро­ванию (объект в данной среде);

Таблица. 1 Создание мемориальных парков и объектов тре­бует решения особых идейных и композицион­ных задач, поэтому важно определить место про­ектируемого объекта в градостроительной иерархии.

Архитектурно-планировочная характеристика

Размещение в системе расселения

Иерархический уровень градостроительной организа­ции

Примеры

Мемориальный объект

Локальный участок в городе, населенном пункте и на межселенной территории

Планировочный район, общегородской, межселенный, уникальный

Памятник, мемориальный знак, братская могила, скульпткрная группа

Архитектурно-планировочный или скульптурный ансамбль

Локальный участок в городе, населенном пункте, на межселенной территории

Общегородской, межселенный, уникальный

Пискаревское кладбище (Ленинград);

Трептов парк (Берлин)

Мемориально-парковый или музейно-мемориальный ансамбль

Развитая планировочная структура в городе и на межселенной территории

Общегородской, межселенный, уникальный

Марсово поле, Поликуровский холм (Ялта), памятник героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Мемориально-парковый или мемориально-лесо-парковый комплекс, Музейно-мемориальный комплекс

Развитая планировочная структура в городе, населенном пункте и на межселенной терри­тории

общегородской, межселенный, уникальный

Ясная Поляна, Исторический бульвар (Севастополь)

Мемориальные ланд­шафтно-планировочные комплексы

Развитая ландшафтно-планировочная структкра на межселенной терри­тории

Уникальный

Михайловское-Тригорское, ланд­шафтно-планировочный ансамбль «Полтавская битва», Бородинское поле

Мемориальный парк, как правило, размещается в соответствии с планом монументальной пропаганды в различных планировочных элементах города по принципу наиболее эффективной подачи и решение эстетических и идейных задач т. е. выбор места не зависит от содержания объекта или связан с ним чисто символически или «адрес­но». В других случаях мемориал размещается в памятном месте, в увязке с историческим ландшафтом, т. е. само место размещения является музейным пространством.

В первом случае предоставляется большая свобода выбора композиционных приемов, во втором – более глубокие выразительные возможности.

Функциональное зонирование территории.

В мемориальных парках число функциональных зон следует ограничить. Устройство зон отдыха может привести к снижению той роли, которую выполняют мемориалы. В мемориальных парках с объектами траурного содержания, размещение зрелищных сооружений и устройств - исключается. Самим мемориалам отводится спокойный, ровный рельеф. Необходимо устройство одной или нескольких площадок для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Главная зона ме­мориальных парков – экспозиционная. Ее объемно-пространственное решение определяет специфику мемориального объекта. Маршруты движения сходны с музейными, их схемы должны учитывать все типы посещений – экскурсионные, одиночные, по интересам, ознакомительные – и могут проектироваться по замкнутому и линейному свободным принципам.

Планировочная организация экспозиционной зоны предполагает организацию маршрутных колец в соответствии с составом элементов объемно-пространственной композиции и особенностями их восприятия. Основные элементы располагаются ближе к входной зоне и должны доминировать в ландшафте. Остальные элементы следует располагать по заданной программе с учетом особенностей восприятия. Элементы, используемые для массовых мероприятий (ритуальных, литературных чтений, митингов), размещаются компактно по отношению друг к другу, чтобы создать условия для пребывания больших масс народа.

На границе функциональных зон и за пределами основной экспозиции возможны более свободные объемно-пространственные и архитектурные построения, не нарушающие характера основной зоны.

Входная зона должна получить развитое объемно-планировочное решение для работы с посетителем. Здесь целесообразно разместить крупноразмерные элементы – символы. Обеспечиваются условия для научно-методической, кинолекционной, библиотечной работы.

Планировочная структура мемориальных парков зависит от величины, размещения, содержания этих объектов (таблица 2, 3).

Таблица 2. Примерные показатели зонирования и элементы парка-мемориала.

Территория

Емкость, чел/га

Размер площади, м2

Мемориальная зона: во время митингов после митингов

2000-3000 100-130

500-5000 -

Зона осмотра

-

100-300

Площадки возложения венков

-

25-100

Площадки с твердым покрытием для проведения: митингов лекций экскурсий и возложения венков

- - -

1,0 2,0 2,0

Территории для прогулок и отдыха

-

3,0

Таблица 3. Баланс территории и примерные показатели зон мемориального парка.

Зона

Распределение посетителей, % от общего количества

Норма площади на одного посетителя, м2

Соотношение площадей, % от общей площади

Мемориальная

15-50

100-150

20-25

Тихого отдыха

45-50

100-150

50-55

Культурно-информационная

10-15

25-35

4-5 10-15

Физкультурно-оздоровительная

12-15

70-100

5-7

Детская

8-10

50-70

1-3

Хозяйственная

По проекту

По проекту

По проекту

В парках «нетраурной» тематики возможно увеличение единовременной емкости за счет размещения 25-30 % посетителей на устойчивом газонном покрытии полян, предназначенных для проведения массовых мероприятий.

Ландшафтная организация территории.

Для мемориальных парков характерны синтез архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и садово-паркового искусства, монументально-торжественный характер архитектуры, создание определенного настроения, регулярная трактовка отдельных композиций, специфический характер растительности, строго продуманный график движения.

Приемы планировки и организации ландшафта должны быть просты и логичны. Насаждения включают в себя виды растений с выразительными архитектоническими формами и традиционной семантикой (хвойные, пирамидальные, лиственные с правильными плотными кронами), стриженные боскеты, изгороди и стенки, большие площади партерных газонов, низкие цветники строгих тонов и очертаний. В историко-культурных заповедниках принципиальное значение для мемориальности насаждений имеют видовой состав и размещение, образ ландшафта и входящих в него пейзажей, качество и сохранность элементов декоративного оформления – скульптуры, парковой мебели, малых архитектурных форм, а так же размещение видовых точек, просматриваемых перспектив.

При проектировании мемориальных парков необходимо решать следующие вопросы:

пластичное включение мемориального парка в окружающую среду с установлением планировочных и пространственных связей с ближайшими архитектурными и ландшафтными ансамблями;

достижение круглодичной выразительности мемориальной композиции как торжественного, так и траурного содержания средствам архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства;

последовательное визуальное раскрытие содержания мемориала с точек обхода, расположенных на основных путях подхода к центру композиции;

подбор древесно-кустарниковых и цветочно-травянистых растений, формой и цветом соответствующих идейно-тематическому содержанию мемориального парка.

Значение мемориальных парков.

Значение мемориальных монументов и парков вокруг них в генеральном плане развития города очень высоко. Они играют важную роль в формировании силуэта города. В зависимости от монумента подбирается и соответствующая территория. Например, монумент торжественного содержания следует размещать на возвышенном месте, хорошо просматриваемом с самых разных точек города. Крупные же мемориальные комплексы траурного содержания не должны доминировать.

Как показывает практика, многие мемориальные парки своим появлением обязаны тем событиям, которые происходили на этой территории в то или иное историческое время. Если парку отведена исторически обусловленная территория, прежде всего необходимо провести тщательный анализ, чтобы выявить историческую и эстетическую ценность сохранившихся мемориальных сооружений и других элементов. Это позволит определить, насколько возможно их использовать в архитектурно-планировочной композиции парка. Если объекты не подходят по тематике и не представляют исторической ценности, то лучше от них освободиться. Необходимо изучить природные особенности, дать пейзажную эстетическую характеристику ландшафта, определить те объекты живой природы, которые имеют самостоятельную историческую ценность. При этом следует учитывать степень живописности местности, привлекательности ее, характер пространственных связей. Архитектурно-планировочная композиция будет зависеть от характера тех мемориальных сооружений, которые сохранились или которые предполагается разместить на территории. Это могут быть мемориальные объекты траурного содержания (надгробные стелы и обелиски, монументы, выражающие печаль, скорбь, мемориальные руины и т. п.) и объекты торжественного содержания, символизирующие победу, покорение космоса, трудовые подвиги и т. д. (музей, укрепления, сохранившееся оружие, макеты космических кораблей и многое другое).

По идейно-тематическому плану мемориальные парки подразделяют на:

I. Парки, создаваемые в честь выдающихся деятелей народа, полководцев, ученых, писателей, художников, композиторов и т. д.

II. Парки, посвященные знаменательным историческим событиям (победы, освобождения, воссоединения, покорения космоса, юбилейные, дружбы и мира и т. п.). Если основной мотив создания парка — дань уважения героям борьбы, то тогда на его территории можно встретить траурные монументы, надгробные стелы, вечный огонь на братских могилах, аллеи славы, памяти, в которых отдельные деревья — это своеобразные памятники тем, кто не вернулся.

III. Парки смешанного типа. Здесь мемориалы и сооружения на самые разные темы, и по времени они могут относиться к разным историческим событиям (историко-революционные, военно-патриотические, боевой и трудовой славы, мемориально-этнографические, парки с музеями и экспозициями на открытом воздухе).

Проектирование мемориальных парков.

Планировка мемориальных парков и комплексов должна отражать характер их содержания. Плоский, спокойный рельеф требует регулярных приемов планировки, гористый, пересеченный — организации близких и дальних перспектив, свободной трассировки аллей и дорог. Если местность имеет склоны, пригорки, то мемориальные объекты целесообразно размещать так, чтобы они были на пути движения посетителей по поднимающейся стороне. Путь к мемориалу следует обозначить зелеными насаждениями.

В мемориальных массивах число функциональных зон лучше ограничить. Увлечение устройством зон отдыха ведет к снижению той роли, которую мемориалы должны играть. Что же касается мемориальных парков с объектами траурного содержания, то размещение на их территории зрелищных сооружений и устройств исключается. Самим же мемориалам следует отводить спокойный, ровный рельеф, чтобы возможно было расположить здесь площадку для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Зеленые насаждения вместе с элементами инженерного благоустройства формируют неповторимый образ мемориала, обеспечивают его гармоническое включение в ландшафт окружающей территории. В мемориальных парках растения несут «смысловую» нагрузку. Дуб олицетворяет собой силу, мощь народа. Березы давно стали символом России. Молодые яблони говорят о юности. Кипарисы, ели, самшит, тисе — спутники печали, скорби, траура. Даже сами деревья могут играть роль мемориальных объектов. Чтобы подчеркнуть торжественность мемориала, применяют зеленые насаждения колоновидных форм. Если же необходимо упор сделать на траурные интонации, то здесь уместнее посадить пурпуролистные насаждения, скорби — плакучие. Пестролистные насаждения создают праздничное настроение.

Большое значение уделяется и цветочному оформлению мемориальных парков. Если речь идет о траурных объектах, то используют цветы преимущественно белой окраски (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны). Для памятников революции уместнее красные цветы (гвоздики, канны, розы, бегонии).

Значение имеют и фактура, цвет материала, используемого в оформлении парков. Чаще встречается камень — он долговечен, легок в обработке, хорошо сочетается с зеленью, цветами, водой, землей. Бронза, чугун олицетворяют собой силу, мощь, вечность.

5.1. Мемориальный комплекс Трептов- парк в Берлине (Германия). Мемориальный ансамбль был открыт 8 мая 1949 года. Архитектор Я.Б. Белопольский, скульптур Г.В. Вучетич) (площадь 20 га). Памятник, сооруженный в центре Европы, увековечивает бессмертный подвиг Советский Армии, Великую Отечественной войны.

М
емориальный ансамбль Трептов- парк составляет 3 объемно- пространственных комплекса, подчиненных единому тематическому и идейному замыслу: от входа до монумента Матери- Родины; от монумента Матери – Родины до пропилеев- знамен; от пропилеев до главного монумента воина – освободителя

Рис.1 Вид сверху на Мемориальный ансамбль Трептов- парк в Берлине.

Советского воина (общая высота памятника 30 метра). Главная 12- метровая бронзовая скульптура изображает могучего воина, принесшего освобождение человечеству. Она установлена на круглом пьедестале, решённое в виде мавзолея, с купольным мемориальным залом, размещенного на зеленом- холме кургане (высота кургана 9,5 метра, диаметр 62 метра). Осевая пространственная композиция воспринимается постепенно, по мере движения от входов по аллеям из лип (ширина аллеи 9 м) к монументу Матери Родины (высота 5 м), который является началом главной оси композиции.

Широкая аллея- пандус длинной 100м- обрамлении четырех рядов тополей пирамидальных ведет к террасе с пропилеями и занменами из красного гранита (высота 14 метров, длинная 25 каждая). С верхней террасы от приспущенных знамен из гранита открывается новая перспектива (270м) на партер центральной части мемориала. В центре партера, заглубленном на 3 ступени- 5 братских могил, по обеим сторонам которых на фоне зелени боковых аллей установлены каменные саркофаги, возвышается скульптура воина.

Рис. 2 План мемориала Трептов-парк в Берлине 1 — входные площадки; 2 — монумент матери-Родины; 3 — скульптура Воина-освободителя.

Мемориальный комплекс Мамаев курган в Волгограде.

Мамаев курган являющийся памятником мужества и отваги народа, победившего фашизм, находится в центральном районе города Волгограда на возвышенности, расположенной на правом берегу реки Волга. Он входит в список «Семи Чудес России». История названия Мамаева кургана уходит корнями в XIII столетие, во времена существования Золотой Орды. На вершине холма стоял сторожевой пост, учрежденный одним из темников Чингисхана – Мамаем. Существовало предание, согласно которому темника, облаченного в золотые доспехи, после смерти захоронили в этом кургане. Однако, несмотря на проводившиеся позже раскопки, его гробница так и не была найдена.

Монументальный ансамбль установлен на самой высокой стратегической точке, носившей кодовое название «высота 102» – в месте ожесточенных боев, шедших здесь в конце 1942 и начале 1943 годов во время Великой Отечественной войны. Общие потери в боях под Сталинградом, которые длились непрерывно более двухсот суток, превысили 2 миллиона человек. Еще до окончания войны, осенью 1944 года, правительством СССР был объявлен конкурс на проектирование монумента, который достойно отразит подвиг советских солдат и офицеров, выстоявших в неравной битве за Сталинград. Победа досталась скульптору Евгению Вучетичу. В 1959 году на территории общей площадью 26 га началось строительство комплекса, завершившееся спустя восемь лет

Восхождение к вершине Мамаева кургана начинается от композиции, носящей название «Память поколений». Высеченная в камне скульптура отображает людей, принадлежащих разным поколениям, идущих почтить память погибших защитников. За ней стоят гранитные тумбы, на которых выбиты названия всех городов-героев.

Поднявшись выше по склону, посетители попадают на аллею с пирамидальными тополями.

Она выводит к лестнице, ведущей к площади «Стоявших насмерть». Из бассейна, находящегося посреди площади, словно былинный богатырь из реки, встает воин русской земли. 17-ти метровая гранитная фигура защитника, который зажал в одной руке гранату, а в другой автомат — он словно закрывает собой Родину от нависшей над ней опасности. Скульптор придал монументу портретное сходство с маршалом Чуйковым, руководившим обороной города Сталинграда.

Направляясь к Площади Героев, посетители проходят между двумя стенами, которые называются «Стены-руины». Находясь между ними, можно ощутить неподдельный ужас того времени. Левая часть композиции представляет собой стену разрушенного здания, на которой начертаны клятвы советских воинов. На правой части стилизованный горельеф отображает фрагменты ожесточенных сражений за Сталинград.

Пройдя между стенами, туристы выходят на Площадь Героев с огромным бассейном, символизирующим неизбежную победу добра и невозможность искоренить жизнь на земле. С левой стороны длинного бассейна высятся вечнозеленые ели. Шесть скульптурных композиций, расположенных с правой стороны бассейна, отображают героические моменты битвы за освобождение Сталинграда. А фигуры воинов, уничтожающих символы фашизма – свастику и гидру, олицетворяют окончательную победу над злом.

Подъем к вершине холма, на котором возвышается главный монумент комплекса Мамаева кургана – статуя «Родина мать зовет», начинается от площади Скорби. К ней ведут две выложенные камнем дорожки, вдоль которых лежат надгробные плиты с выбитыми на них именами погибших под Сталинградом воинов. Всего в мемориальном комплексе Мамаев Курган нашли свое последнее пристанище почти 35 тысяч человек – солдат и мирных жителей, защищавших город.

Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающей всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире. Монументальная фигура Родины Матери стоит на невысоком пьедестале, который находится на фундаменте, углубленном в землю на 16 метров. Высота железобетонной статуи Родина Мать зовет, отлитой за один раз, чтобы не было швов, составляет 52 метра. А вместе с поднятым в небо мечом ее рост увеличивается еще на 33 метра, что делает ее одним из самых высоких монументов в мире. Пустотелую статую, отлитую на специальном каркасе и весящую более 8 тысяч тонн, в вертикальном положении поддерживают 99 натянутых канатов, весящих около 60 тонн каждый. Внутри монумента находится техническая лестница и помещение, из которого работники наблюдают за состоянием каркаса и тросов. Меч Родины Матери, весящий четырнадцать тонн, изготовлен из специальной фторированной стали. Для того, чтобы уменьшить ветровую нагрузку, в нем просверлены отверстия.

21 июня парке высадили 930 деревьев (рябину, клен, березу, черемуху, липу, акацию, дуб, сосну крымскую, сосну обыкновенную, ель и лиственницу) и 1600 кустарников (сирень, кизильник, смородину).

Марсово поле. Санкт- Петербург.

7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов — Памятник жертвам революции. Марсово поле — небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжает в город, непременно приходят сюда, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму это один из лучших мемориальных комплексов.

В числе мемориальных парков особого внимания заслуживает большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина, созданный в районе села Шушенское. Памятные места, где жил и работал В. И. Ленин, являются реликвией. Центральный комплекс площадью 30 га включает старую восстановленную деревню Шушенское. Вокруг деревни создан новый парк, в котором расположена площадь Торжеств. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедную — площадью 1847 га, лесопарковую — площадью 1609 га и лесную — площадью 810 га. Заповедная зона включает памятные места, где бывал В. И. Ленин. Здесь предусматривается строго организованное по маршрутам движение посетителей. С памятного места Журавлиной горки открываются замечательные виды на беспредельные просторы, снежные вершины Саянского хребта и водную гладь Енисея. Этими видами любовались В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Для последовательного осмотра памятных мест создана благоустроенная дорожно-тропиночная сеть свободного очертания протяженностью свыше 100 км.

Создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае, если все компоненты будут взаимоувязаны, если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль, архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.

Р ис.3 П лан Марсова поля.

Рис.4 Вид сверху на Марсово поле.

Заключение.

Ландшафтная организация специализированных территорий является неотъемлемой частью современного градостроительства. По художественному уровню садов и парков можно судить о культуре города. Создание эстетически выразительных парковых ансамблей является одной из самых сложных задач ландшафтной архитектуры. Решение ее невозможно без изучения определенных закономерных сочетаний природных (рельеф, растительность, вода) и архитектурных (различных устройств и сооружений) элементов.

Большое значение в обеспечении массового отдыха населения имеют как многофункциональные (парки культуры и отдыха), так и специализированные парки (спортивные, детские, ботанические и другие), дающие возможность свободного выбора вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки.

Список литературы.

Горохов В. А. Зеленая природа города: Учеб. Пособие для вузов. Издание 2-е, доп. и перераб.- М.: Архитектура- С, 2005.- 528 с., ил.

Сокольская.О.Б., Теодоронский.В.С., Вергунов.А.П., Ландшафтная архитектура: Специализированные объекты: учебное пособие для студ. выш. учебн. заведений/ Сокольская.О.Б., Теодоронский.В.С., Вергунов.А.П.,- М. : Издательский центр «Академия», 2007- 224 с, [16] ц. цв.ил.;

«Мемориальные парки и комплексы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/42.

«Проектирование в дизайне среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/234/39412-10.php.

«Создание выставочных садов и парков, этнографических парков, мемориальных садов и парков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/9-57867.html

Просмотров работы: 559