ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ Г. БЕЛГОРОДА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ Г. БЕЛГОРОДА

Антипов Д.О. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВО БГИИК
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство туристов, желающих узнать об особенностях культуры других городов, предпочитают всем видам отдыха экскурсионный туризм. Это может быть пеший поход или автобусная поездка. Цель всех этих передвижений – увидеть как можно больше памятников архитектуры, узнать и оценить особенности местной природы, а также знакомиться с главными достопримечательностями города. На сегодняшний день экскурсионный туризм занимает лидирующие позиции по отношению к другим видам туризма. Методика разработки туров учитывает основные одинаково важные факторы: транспортировка туристов, их размещение, экскурсионная программа.

Согласно статистическим данным, большая часть туристов, совершающих поездки в другие города, желает осмотреть достопримечательности и памятники старины.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития

В моей экскурсии в качестве объектов выступают: центральная площадь города, театр им. Щепкина, музей-диорама «Курская битва», Аллея героев, Парк Победы, Преображенский Собор.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. В данной экскурсии маршрут построен в следующем порядке: Преображенский Собор – Соборная площадь и Ул.Попова – Монумент воинской славы – Вечный огонь – Памятник М. С. Щепкину – Парк Победы – Монумент присвоения Белгороду Ордена ВОВ – Монумент воинам-освободителям – Памятник Г. К. Жукову – Аллея героев – диорама «Огненная Дуга» – Монумент воинам-афганцам.

Центр города и его окрестности каждый день пульсируют жизнью. Здесь проходят масштабные городские праздники, собираются почитатели театрального искусства.

Порой доводится слышать о том, что Преображенский собор построили в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Однако на самом деле первая деревянная Преображенская церковь была заложена задолго до этого: в Писцовой книге она упоминается уже в 1626 году. Когда же в 1650 году Белгород был перенесен на правый берег Северского Донца, то вместе с ним перенесли и храмы.

По исследованиям профессора А. И. Ильина, Преображенская церковь была поставлена на левом берегу реки Везелки, поблизости от Рождество-Богородицкого монастыря. История сохранила имена некоторых священно- и церковнослужителей старой Преображенской церкви: священник Василий (1661 год), диакон Иоанн Свешников (1767, 1769 годы), священник Герасим Шумов и дьячок Сергий Васильев (1785–1786, 1789 годы), пономарь Федор Павлов Лавринов (1790–1792 годы).

В начале XIX века архиепископом Курским и Белгородским Феоктистом (Мочульским) было принято решение объединить две обветшавшие церкви – деревянную Преображенскую и каменную Ильинскую – в одну. Каменная Ильинская церковь стояла прямо на нынешней Соборной площади, почти на Курской улице (Старомосковская, Попова). Для развития городского пространства это было неудобно, и потому курский губернатор П. И. Протасов попросил архиепископа Феоктиста (Мочульского) «вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте».

В XIX веке Преображенский собор часто называли «церковью на базаре» (ввиду расположения у Базарной площади) и цвет его, в отличие от сегодняшнего, был белым. Зелеными были крыша и купола, крытые медью, а их навершия – позолоченными.

В начале XX века храм подвергся небольшой реконструкции: был изменен его внешний вид, добавлены элементы декора, в результате чего здание стало выглядеть более нарядным. Таким собор оставался до времен Великой Отечественной войны.

Место для нового храма предложил белгородский городничий И. П. Леонтьев – на Базарной площади по улице Курской (ныне улица танкиста Попова). Каменный храм строился на средства прихожан и других благотворителей по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В конце 1920-х годов началась компания по подготовке общественности к закрытию храмов. На страницах «Белгородской правды» печатались письма агрессивно настроенных атеистов, требующих немедленно закрыть церкви и приспособить их под нужды трудящихся. 16 июня 1939 года президиум Белгородского райисполкома принял постановление «О закрытии Преображенской церкви в городе Белгороде и передаче здания местному полку под клуб». В 1939 году храм уже не действовал, в нем разместился пункт «Заготзерна».

В период нацистской оккупации Белгорода Преображенский собор снова был открыт и действовал в течение всей войны. В результате военных действий здание было в значительной степени повреждено из-за попадания артиллерийских снарядов, воздушно-взрывных волн и так далее.

Сейчас мы с вами спускаемся вниз к Соборной площади по улице танкиста Попова. Первоначально она называлась Курская, а позже – Старомосковская. Это объяснялось тем, что в XVIII веке в России те улицы, по которым осуществлялся выезд, носили название соседнего или столичного города. В 1924 году улицу Старомосковскую переименовали в улицу Юных пионеров (в народе ее называли Пионерской). Во время нацистской оккупации улица называлась Фридрихгофштрассе (Кладбищенская).

Свое нынешнее название улица получила в 1943 году в честь командира танкового взвода 192-й танковой бригады старшего лейтенанта Попова Андрея Ивановича. До 1951 года она называлась просто улицей Попова, а после – улицей танкиста Попова.

В самом начале улица Попова пересекает Площадь трех музеев: Белгородского государственного историко-краеведческого музея, музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» и Белгородского государственного художественного музея. Рядом расположен парк Победы с Аллеей Героев Советского Союза и Героев России. Имя танкиста Попова также увековечено на центральной площади города на мемориале «Вечный огонь».

Сравнительно недавно городской совет Белгорода принял решение о переносе памятника Ленину с Соборной площади на Народный бульвар; на его месте была установлена стела «Город воинской славы». Высота колонны – 10,3 метров; на ее пьедестале со стороны главного фасада в бронзовом картуше расположен текст Указа Президента Российской Федерации о присвоении городу звания «Город воинской славы».

Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина ведет свою историю с 1936 года. Именно тогда в Белгороде был создан колхозно-совхозный театр. Сегодня в театре работает талантливый творческий коллектив. С театром сотрудничают известные российские мастера режиссуры и сценографии.

У здания театра им. Щепкина находится памятник великому актеру, выполненный из бронзы и помещенный на постамент из розового полированного гранита с мемориальной табличкой (скульпторы – Вячеслав Михайлович Клыков, Анатолий Александрович Шишков, архитектор – Станислав Сергеевич Михалев.) Изначально памятник был установлен в ноябре 1988 года к 200-летнему юбилею М. С. Щепкина на Гражданском проспекте перед зданием Смоленского собора, но в ноябре 1998 года он был перенесен к зданию Драмтеатра.

Говоря о Соборной площади сегодня, мы традиционно имеем в виду главную площадь города, расположенную перед Драматическим театром им. М. С. Щепкина. Однако на самом деле Соборная площадь находилась на другом конце квартала, перед нынешним подземным переходом через проспект Богдана Хмельницкого. А современная Соборная площадь в документах того времени называлась «площадь перед женским монастырем» или «площадь против женского монастыря».

Под женским монастырем имеется в виду Рождество-Богородицкий монастырь, основанный в 1622 году по указанию царя Михаила Федоровича вследствие обращения к нему старицы Апполинарии Прытковой.

Рождество-Богородицкий монастырь был не только местом затворничества отрекшихся от мирской жизни женщин, но и местом заточения различных преступниц и вероотступниц, которых ссылали сюда на покаяние и замаливание грехов. В 1801–1811 годах здесь жила последняя грузинская царица Мария Георгиевна, заточенная за убийство российского командующего в Грузии, генерала И. Лазарева.

Площадь перед монастырем уже с 4 февраля 1920 года носила название площадь Жертв контрреволюции. Это объясняется тем, что в декабре 1919 года именно здесь было похоронено более 70 защитников советской власти, казненных деникинцами перед отступлением из Белгорода.

7 ноября 1924 года здесь был открыт памятник Жертвам контрреволюции, который в 1927 году заменили на другой, более монументальный. Он представлял собой разноступенчатую пирамиду из серого гранита, установленную на площадке с двумя ступенями.

В десятую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года, у входа в располагавшийся на площади Революции городской сквер был торжественно открыт первый в Белгороде памятник В. И. Ленину. Автором памятника был скульптор Г. Д. Алексеев, которому довелось рисовать В. И. Ленина с натуры. По проекту Г. Д. Алексеева на Московской скульптурнолитейной фабрике было отлито десять монументов вождя. Скульптура была бронзовой, выполненной в человеческий рост, и монументальность памятника достигалась высотой пьедестала. Особенностью было то, что стилобат был сделан в виде большой многоярусной трибуны, увенчанной узким круглым основанием скульптуры. Говорили, что в качестве материала для строительства использовался кирпич из бывшего мужского монастыря, что воплощало идею о постройке нового мира на руинах прошлого.

В 1954 году районный город Белгород стал областным центром. Согласно новому генеральному плану в северной части площади Революции планировалось возвести здание Дома Советов, с западной – гостиницу «Белгород» и 5-этажный жилой дом с магазином, на юго-восточном углу – еще один многоквартирный жилой дом с магазином. В южной части площади, на месте сначала монастыря, а потом Рабочего городка, предполагалось строительство областного драматического театра.

1 января 1956 года на площади Революции была открыта и введена в эксплуатацию новая трехэтажная гостиница «Белгород» на 100 номеров. В 1961 году была сдана в эксплуатацию 4-этажная пристройка к гостинице «Белгород» с северной стороны здания.

В феврале 1956 года Белгородскому областному управлению культуры был отведен на площади Революции земельный участок (Рабочий городок) для строительства областного драматического театра. Именно в это время здесь начинается массовый снос всех домов Рабочего городка. Театр, автором проекта которого является архитектор Виталий Михайлович Лимаренко, был сдан в эксплуатацию в 1962 году. Вместимость зрительного зала театра – 740 мест.

21 мая 1957 года исполком Белгородского горсовета принял решение о строительстве в сквере на проспекте Мира с западной стороны площади надгробия на месте захоронения героев Гражданской и Отечественной войн. Первоначально планировалось выполнить это до 6 ноября 1957 года, но сроки несколько затянулись.

5 августа 1959 года, в годовщину освобождения Белгорода от немецких оккупантов, на братской могиле был торжественно открыт новый памятник «Слава героям!» и зажжен Вечный огонь. Авторами архитектурно-скульптурной композиции стали скульптор Г. В. Нерода и архитектор И. А. Француз. Над братской могилой возвышается скульптура: скорбящая мать и ребенок. В руках мальчика – венок со словами на ленте: «Слава героям!»

1 июля 2004 года площадь была вновь переименована, получив свое сегодняшнее название – Соборная. Сегодня Соборная площадь является пешеходной зоной: автомобильное движение по ней запрещено.

Недавно в связи с необходимостью благоустройства территории и замены инженерных коммуникаций центральная площадь города была реконструирована. Прежде чем приступить к реконструкции, Вечный огонь погасили. Такого в истории Белгорода еще никогда не было. Частицу Вечного огня было решено передать на хранение в Краеведческий музей до окончания реконструкционных работ. Вечный огонь у мемориала «Скорбящая мать» снова был зажжен уже в канун празднования 70-летия Победы.

Следующий пункт программы – парк Победы. Сегодня на территории парка расположены памятники истории и культуры. На центральной аллее парка возвышается скульптурная композиция «Победа», открытая 5 августа 1983 года – в день 40-летия освобождения Белгорода от немецких захватчиков. На пьедестале – величественная фигура воинов с высоко поднятым развернутым знаменем. Автор – скульптор В. А. Чухаркин.

В годы Великой Отечественной войны Белгород был дважды оккупирован немецкими захватчиками: 24 октября 1941 года и 18 марта 1943 года. В общей сложности оккупация города длилась около 20 месяцев.

За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1980 года Белгород был награжден орденом Отечественной войны I степени. В том же году у входа в Парк Победы со стороны Театрального проезда в честь этого события была установлена памятная стела с изображением самого ордена и текстом указа о награждении Белгорода. Примечательно, что еще одна стела, посвященная награждению Белгорода орденом Отечественной войны I степени, установлена на пересечении Гражданского проспекта и улицы Белгородского полка.

Главным монументом на центральной аллее Парка Победы является памятник «Победа в Отечественной войне», установленный 5 августа 1983 года в честь 40-летия Курской битвы и освобождения Белгорода от немецких захватчиков. Ее автор – выдающийся московский скульптор Валентин Александрович Чухаркин. Это скульптурная композиция с круговым обзором, центральная фигура которой – женщина-солдат – держит левой рукой древко развевающегося на ветру знамени, а правой – небольшой букет цветов. С левой стороны от нее молодой воин поднял вверх автомат, словно символизируя этим победу русского оружия, а с правой пожилой солдат в правой руке поднял автомат, а левой, опущенной вниз рукой, придерживает плащ-палатку. Скульптура неслучайно объединяет столь различных персонажей: она призвана сообщить потомкам о том, что победа в кровопролитной войне была достигнута лишь потому, что на защиту Родины поднялись не только молодые бойцы, но и старики, и женщины, сплотившись в едином патриотическом порыве. Динамичная и величественная композиция помещена на невысокий шестигранный постамент, облицованный красной гранитной плиткой.

Бюст великого полководца Г.К. Жукова в Белгороде был установлен в Парке Победы 5 августа 1998 года (скульптор Д. И. Горин, архитектор Ю. Веретельников). Выполненный в реалистичном стиле этот памятник органично вписан в среду главной аллеи парка и достойным образом венчает парковую Аллею Героев.

С 1999 года Г. К. Жуков, внесший большой вклад в победу на Курской дуге, в определение стратегии преднамеренной обороны, является почетным гражданином города Белгорода.

Аллея Героев Советского Союза и Героев России была открыта в Белгороде 8 мая 2001 года. Ее сооружение началось еще в 1998 году и к 2001 году было фактически окончено. В создании памятников приняли участие талантливые скульпторы А. Шишков, А Смелый, Д. Горин, А. Пшеничный и общество «Реквием».

По обе стороны парковой аллеи на пьедесталах из красного гранита находятся медные бюсты героев Советского Союза и героев России – уроженцев Белгорода. В 2001 году на аллее было установлено 12 скульптур: 11 – Героям Советского Союза Кузьме Лиманскому, Василию Хромых, Николаю Тюсину, Николаю Тихонову, Александру Орлову, Николаю Лукинову, Ивану Крамчанинову, Павлу Зюбину, Никите Кононенко, Вячеславу Денисову, Николаю Беседину и Герою России Владимиру Бурцеву.

Аллея Героев постоянно обновляется, регулярно здесь появляются все новые и новые памятники.

Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» был торжественно открыт 4 августа 1987 года.

Диорама «Прохоровское танковое сражение» – самая крупная диорама в России. В основу идейно-художественного замысла положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Диорама была создана творческой группой художников-баталистов студии им. М. Б. Грекова

Среди персонажей на полотне есть реальные люди: например, колоритный танкист с длинной бородой в центре композиции – это капитан Григорий Пэнэжко, герой Советского Союза.

28 июля 2009 года издательско-торговым центром «Марка» для почты России тиражом в 10 тысяч экземпляров выпущена карточка с литерой «В» № 173К-2009 с изображением музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». На карточке написано: «С пожеланиями мира и счастья из Белгорода – города воинской славы».

Памятники воинам-афганцам имеются во многих городах бывшего Советского Союза: Вильнюсе, Киеве, Одессе, Ульяновске, Нежине, Запорожье, Хабаровске, Краснотурьинске, Перми, Орле, Норильске, Вологде, Тирасполе, Сыктывкаре, Волгограде.

Памятник погибшим в Афганистане в Белгороде был торжественно открыт 14 февраля 1997 года. С 1994 года его строительством руководил Ю. Кнышов: скульптором памятника стал Анатолий Шишков, а архитектором – Виталий Галай.

Памятник выполнен в виде афганского сельского строения – дувала; проем с каждой стороны символизирует очертания шлема русского воина со времен Александра Невского. Этой отсылкой к древнерусской символике подчеркивается смысле участия наших солдат в афганской войне, словно связывая их с лучшими традициями доблести их предков. Православный крест, установленный на гранитном кубе внутри открытого пантеона, дополняет композицию в избранном стиле.

Просмотров работы: 16