Работа спортивного психолога в профессиональном баскетбольном клубе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Работа спортивного психолога в профессиональном баскетбольном клубе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спортивный психолог оказывает помощь профессиональному баскетбольному клубу в организации психологической подготовки в следующих аспектах, которые, как правило, взаимно дополняют друг друга:

налаживание взаимоотношений и устранение конфликтных ситуаций;

анализ и построение работающих игровых комбинаций;

помощь спортсменам в освоении технико-тактических действий с помощью психотехник;

принятие на себя большей части психоэмоциональной нагрузки от баскетболистов;

проведение психокорректирующих, восстановительных мероприятий;

проведение обучения технике секундирования в процессе тренировок и соревнований [1, 2, 3, 6]

Решение задач психологической подготовки помогает тренеру, так как дает новые возможности управления психологической подготовкой командой и каждого игрока в отдельности.

Родионов А.В., Яхонтов Е. Р., рассматривая работу спортивного психолога с профессиональным баскетбольным клубом указывают на ряд важных особенностей данной работы.

Во-первых, баскетбол – командная игра. А это значит, что спортивному психологу важно проводить работу способствующую созданию командного духа, коллективного имиджа, сплоченности, рабочих отношений, играющих звеньев (совместимых партнеров). Для этого психолог должен проводить психодиагностику, включающую психофизиологическое обследование, социометрические исследования, а так же различные тематические групповые тренинги.

Например, тренинг «Командообразование» направлен на создание имиджа, командного духа и мышления, нахождения оптимальных звеньев взаимодействия игроков, многогранное познание баскетболистами и тренером друг друга.

Тренинг «Лидер» проводится для спортсменов с целью выявления лидерских черт каждого игрока, раскрытия и обучения лидерским качествам, раскрепощения и развития способности заявить о себе и принять на себя ответственность за происходящее с человеком и окружающими его людьми в спорте и жизни.

Психолог, по итогам исследований и тренингов, основываясь на психофизиологических показателях, как правило представляет аналитический отчет тренеру и разрабатывает рекомендации по существующим игровым связям. В дальнейшем сам тренер решает, как этой информацией ему воспользоваться – какие выстраивать и отрабатывать новые тактические комбинации и командные взаимодействия.

Во-вторых, работа со спортсменами - баскетболистами.

Спортсмены в своем большинстве имеют представления о собственных особенностях и потенциале психики, о своих возможностях самоконтроля, саморегулирования, в то же время данные представления всегда имеют субъективную оценку, не позволяющую в полной мере оценить свои сильные и слабые стороны.

Для того, чтобы помочь им находить в себе скрытые резервы, приводить себя в боевую готовность перед каждой игрой, психолог после первоначальной диагностике, может дать более объективную оценку сильных и слабых сторон спортсмена, которая как правило выстраивается на модели профессионально важных личностных характеристик профессионального спортсмена.

На полученной диаграмме очень хорошо видно, над чем именно необходимо работать, какие личностные характеристики следует корректировать, или какая организация тренировочного процесса больше подходит именно для данного спортсмена. На основании этого баскетболистам предлагается программа психологической работы, включающая работу над мотивацией, повышением уверенности в себе, работу с тревожностью или другими индивидуальными особенностями в зависимости от их актуальности.

Важной составляющей работы со спортсменами является обучение техникам психорегуляции для дальнейшего использования их на тренировках и в играх. И, наконец, техникам, позволяющим легко и быстро осваивать новые технические и тактические действия, быстрее восстанавливаться после тяжелых нагрузок и перегрузок, травм [3, 4].

В силу того, что у спортсменов недостаточно времени для восстановления своих ресурсов нужна с одной стороны, правильное планирование тренером тренировочной нагрузки, а с другой стороны помощь психолога, способного предложить быстрые техники восстановления, релаксации и мобилизации.

В условиях соревнований, психолог может помочь в повышении боевого психического состояния команды, предложить новые мотивы, задает установки, способствующие преобразованию коллективного духа.

У многих возникнет вопрос: не станет ли спортсмен зависим от присутствия психолога? Ответ прост: хорош тот специалист, кто учит атлета готовиться самостоятельно, дает необходимые знания и умения, позволяющие игроку быстро преодолевать трудности, выходить из неблагоприятных состояний.

Еще один важный аспект – работа психолога в день матча. В течение короткого периода времени (чтобы не отвлекать игрока от командных мероприятий) проводится диагностика актуальных состояний баскетболистов, по которой можно определить, насколько каждый спортсмен готов к выходу на площадку. Эта информация также поступает к тренеру. На ее основе психолог может скорректировать психическое состояния команды, задать психологические установки, способствующие преобразованию коллективного духа, общего настроя и каждого отдельного игрока. [5]

После игры психологом проводятся восстановительные мероприятия, совместно с тренерским штабом проводится анализ действий и разбор ошибок.

Таким образом часть работы, который проводит спортивный психолог в баскетбольном клубе для развития мастерства спортсменов и тренеров, не должны ограничиваться техникой и тактикой. Работы психолога требует раскрыть скрытые ресурсы и потенциал каждого, а также научить понимать и управлять ими, что приводит к командной победе на соревнованиях.

Список литературы

Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010.

Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. – М., 2010. Д

Малкин В. Р., Рогалева Л. Н. Психологические методы подготовки спортсменов : учеб. пособие. – М. :Юрайт : Изд-во Урал. ун-та, 2018.

Малкин В. Р., Рогалева Л. Н. Спорт – это психология. – М. : Спорт, 2015.

Горбунов, Г. Д. Психопедагогикаспорта : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Д. Горбунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 269 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11152-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444558

Яхонтов Е. Р. Психологическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000.

Просмотров работы: 14