Современный курс биологии в средней школе имеет не малый объем как теоретического, так и фактического материала. Школьный учебник нашего времени наполнен биологическими терминами, которые сложны для восприятия. У ученика возникает впечатление о биологии, как об очень сложной науке. В действительности, биология является одной из самых интересных дисциплин школьного курса, потому что изучает жизнь во всех ее проявлениях. Кроме этого, этот предмет максимально приближен к реальной жизни и практикоориентирован. К сожалению, у большинства учеников за школьную жизнь так и не появляется интерес к этой науке, так как заучивая сложные, непонятные термины, они стараются выучить предмет для аттестации, получения отметки. У многих учеников этот предмет является не любимым из-за его сложности и перегруженности непонятными для детского восприятия сведениями [1, 2].
Так, при освоении биологии возникает непростая ситуация и противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках биологии; между высокими требованиями, предъявляемыми к биологическому образованию и недостаточно сформированными умениями и навыками учащихся. Это противоречие относится прежде всего к тем ученикам, которым процесс полкчения знаний дается не легко.
Все вышеперечисленное указывает на одну из актуальных проблем в обучении биологии – недоступность и оторванность ее от реальной жизни. Необходимо, чтобы процесс изучения этого предмета был интерсным и познавательным для обучающихся [3].
Приемы а методы активизации познавтельной деятельности ученико рассмотрены в трудах педагогв Г.И. Щукиной, Л.С. Выготского, Т.А. Ратановой, Т.В. Богдановой, Е.А. Кошелевой и других.
Одним из выходов из сложившейся ситуации является активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Активизация – это управление активностью школьника. Процесс активизации – это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Активизация самостоятельной учебной деятельности является «двигателем» развития учеников, а также большим помощником педагога.
Педагоги и методисты утверждают, что при возрастающих требованиях в современном обществе к воспитанию и образованию активизация самостоятельной учебной деятельности становится необходимым фактором развития обучающихся. Активизация призывает ученика присутствовать на уроке и проявлять инициативу, искать что-то новое, стремится к открытию нового знания. Педагог не просто преподает знания, но также встраивает в свой урок задачи, относящиеся к теме урока. Решая поставленные учителем задачи, ученики начинают не только получать знания, но и развиваться.
Существует большое количество приемов и методов активизации самостоятельной учебной деятельности. Педагоги отмечают, что их ценность заключается в том, чтоони побуждают интерес и мотивацию к учению.
Доктор психологических наук Т.А. Ратанова предлагает следующие приемы активизации учебной деятельности, которые можно применить на уроках биологии:
1. Приемы, которые содействуют развитию у ребят познавательной деятельности, активизируют учеников. Применяют эти приемы на этапе восприятия знаний. Рассмотрим более подробно данные приемы [5]:
прием новизны. Суть этого приема во внесении интересных сведений, дополнительных фактов в содержание материала на уроке. С его помощью урок становится более насыщенным, интересным, ребята заинтересовываются новым материалом.
Пример: на уроке можно сообщить, сколько гектаров леса очищает кубометров воздуха за год, или подсчитать вместе с учениками, сколько цветков посещает одна пчела в минуту, в час, в день, или количество насекомых, которое съедает в течение дня стрекоза. Такие сведения не оставят школьников равнодушными.
Прием семантизации. При его применении у детей возникает интерес за счет того, что какое-либо название, важное для темы слово раскрывает свое смысловое значение.
Прием значимости изучаемого материала, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, практической значимостью для учащихся.
Пример: почему важно знать о роли животных-индикаторов для сохранения здоровья человека и окружающей среды.
2. Приемы, которые содействуют развитию познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала:
Прием постановки проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.
Пример: в известном романе Александра Беляева «Человек-амфибия» главному герою молодому человеку Ихтиандру профессор пересадил жабры, с помощью которых юноша поддерживает свою жизнь, дыша в воде. Давайте подумаем, какая проблема физиологического характера возникнет после этой пересадке и которую не учел писатель?
Использование этого приема в процессе урока развивает у учеников интеллектуальную активность, ученики благодаря проблемным вопросам стремятся узнать намного больше, у них появляется желание глубже познакомиться с предметом изучения. При использовании этого приема у школьников появляется чувство удивления.
Исследовательский прием. В начальной стадии данного приема педагог проводит с учениками опыты и наблюдения по теме урока, а также анализируют данные литературных источников. В конечной стадии педагог просит на основе всего этого самостоятельно сделать вывод или самим, решить задачу познавательного характера.
Пример: рядом с лесом, в котором обитает множество животных, расположен завод. Примечательно, что на заводе отсутствуют на трубах очистительные фильтры. Вдруг стали менять свой окрас белые пяденецы. Они стали серыми. Почему так могло произойти? Чем это чревато для них?
Эвристический прием. Педагог, прекрасно понимая, какие у ребят имеются знания по нужной теме, задает наводящие вопросы, помогающие найти правильный ответ.
Пример: ребята, что вы знаете про кольчатых червей? Чем они отличаются от червей другого типа? Почему появление кольчатых червей на нашей планете стало еще одним эволюционным шагом к прогрессу?
Прием научного спора. На занятии педагог специально создает ситуацию спора. Именно при приеме научного спора учитель добивается того, чтобы ребята умели отстаивать свою точку зрения, развить способность обосновать свои взгляды. Таким образом, на занятии появляется несколько точек зрения, которые затем столкнутся. Тем самым ученики сначала разбираются в предмете, затем занимают правильную позицию. Для того, чтобы доказать ее правильность своему оппоненту, ученику нужно научиться искать нужные и убедительны еаргументы и доказательства. Эти действия активизируют умственную активность, развивают самостоятельность, задействуют мыслительную деятельность. Также весьма ценным в этом приеме является то, что он учит ребенка преодолевать трудности, не сдаваться, и до конца отстаивать свою точку зрения. И даже если окажется, что твоя точка зрения неправильная, не перживать, а порадоваться тому, что ты получио новой истинное для себя знание.
Например: 1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных». 2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоемах заметно снижается». 19 видов этих животных занесены в «Красную книгу». 3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление их в пищу многими животными и человеком». 4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоем». Кто прав в споре?
3. Биологические задачи. Цель приема: активизация познавательной деятельности на уроке. У ребят, благодаря грамотной постановке предложенным учителем задач, заметно повышается активность. Они занимаются исследование какого-либо явления, решая задачу, занимаются поиском путей ее решения, высказывают свои предположения, приводят доказательства того, что их решение является верным. Перечисленное активизирует мыслительную деятельность ребенка, логическое мышление находит здесь хороший старт для развития, школьник с помощью биологических задач приобретает самостоятельность в познавательной деятельности. Итогом рассматриваемого приема является возникающий интерес к биологии.
Пример поисковой задачи: У костных рыб есть плавательный пузырь, обеспечивающий им плавучесть, но его нет у акулов и скатов. Оъясните засчет чего плавают они? Или Как объяснить, что в пеиод линьки у змей «мутнеют» глаза.
Отметим несколько тип задач для школы:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний;
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления;
в) Задачи на распознавание натуральных объектов;
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы;
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков; Задача 1. Земноводные могут различать окраску предметов, цветов. Особенно они чувствительны к фиолетовой части спектра.
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими;
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением;
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Разнообразные задачи по биологии приносят большой вклад в развитие учащегося. В первую очередь, такие задачи активизируют мыслительную деятельность детей, помогают сформироваться логическому мышлению. С помощью этого педагогического приема у учащихся появляются новые вопросы, касающиеся биологии, у детей появляется желание узнать больше по этому предмету [1, 2].
4. Игровые технологии на уроках биологии
В истории педагоической науки отечественные и зарубежные педагоги-психологи подмечали важность игровой деятельности в жизни ребенка. Игра оказывает огромное влияние на его развитие на каждом этапе жизни. Советский психолог Лев Семенович Выготский, на протяжении многих лет, являвшийся авторитетом для психологов и педагогов, указывал, что игра важна не только в дошкольном возрасте, но и в школьном. По его словам, игра и труд – это два основных русла школьной жизни. Игра способствует развиваться умственным способностям, личности ребенка. Игра помогает ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, в игре ребонок учиься разрешать возникаще сложные ситуации. Кроме того, игра является ценным стимулом в обучении школьника. В процессе игры, ученик может более полно проявить себя, более непосредственно реализовать свои таланты, сособности, творчествои сообразительность [4].
Рассмотрим примеры познавательных игр, применяемых педагогами на школьных уроках зоологии.
а) Игры-упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же более индивидуализирована. Ее используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру всех представителей паразитечксих червей. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры-соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т. д. Напрмер, кто из учащихся быстрее реши кроссворд или составит расссказ о животном по алгоритму учителю.
г) Сюжетно-ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол», дебаты, полемики и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, экологов, ученого-орнитолога, археолога, палеонтологов и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
д) Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т. д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра-путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся на уроках обобщения и закрепления знаний [2, 5]. Данные игры требуют большой подготовки учителя, но очень интересны детям. Ученики, готовясь к уроку-путешествию читают много дополнительной литературы, используют интернет-источники, учатся оформлять сови мысли и участвовать в споре.
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что активизация самостоятельной учебной деятельности на уроках зоологии в 7 классе развивает самостоятельность, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению учащихся. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс восприятия и усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к умственному труду происходит на уроке биологии, когда учащиеся увлечены и включены в процесс познания. У школьников появляется большой интерес к данному предмету. Учитель повышает свое професиональное мастерство, подходя к педагогической деятельности творчески, испольхуя в своей практике современные педагогические приемы и методы.
Список использованных источников
Бондарук, М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. [Текст] : – Волгоград, изд. Учитель, 2007
Воронина, Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы.- М. [Текст] :: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
Высоцкая, М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах-[Текст] :Изд. Учитель: Волгоград,2007.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: [Текст] : вопросы психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1996. – 32 с.
Ратанова, Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников [Текст] // Вопросы психологии. – 1990. - № 5. - С. 81-88.