Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире выявлена тенденцией к увеличению количества школьником, имеющих отклонение в поведении. Экономические кризисы, безработица, падение жизненного уровня народа, всё это привело к росту девиантного поведения. Появились новые негативные тенденции общества (изобилие «нефильтрованной» информации, неравенство, давление СМИ), предъявляющие повышенные требования к личности, её развитию и самоопределению, которые провоцируют проявление девиаций. Проблема девиантного поведения занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.
Так как дети подросткового возраста наиболее чувствительны к различного рода стрессам, то именно они являются группой риска, предпочитая высказывать свой протест обществу с помощью девиантного поведения. В этом возрасте дети довольно импульсивны, у них появляется потребность в проявлении самостоятельности, поэтому они сталкиваются с разного рода конфликтами, при этом не зная, как их решать. Всё это приводит к тому, что они ищут более лёгкие пути решения ситуации.
За последнее время список девиаций, зависимостей, асоциальной и противоправной активности подростков существенно расширился. В связи с этим проблема профилактики девиаций подросткового возраста в образовательных учреждениях актуальна как никогда.
Девиация – отклонение от нормы. Под отклоняющимся поведением понимаются действия, которые нарушают социальные нормы.
Решение этой острой проблемы отводиться социально-педагогической профилактике. Профилактика – это использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении и воспитании [Л. В. Мардахаев]. Она предполагает систему общих и специальных мероприятий на всех уровнях жизни.
Под девиантным (отклоняющимся) поведением понимают отклонения от норм, принятых в обществе.
Девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и познании человека. О.С. Осипова пишет: «Девиации направлены на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия». Л.А. Нефедова подчеркивает: «Девиация с трудом поддается определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто предоставляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. С учетом этих проблем, социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание».
Различные формы девиантного поведения подростков – одна из серьёзнейших проблем современности. Ведь именно подростковый возраст является наиболее сложным, так как происходит переход между детством и взрослой жизнью. Такое поведение может выражаться как в небольших проявлениях (убегает из дома), так и в серьёзных преступлениях (убийство).
Вопросами девиаций в подростковом возрасте занимались как зарубежные (Э. Дюргейм Г. Беккер Г. Тард, И. Гофман, И. Леммерт и др.), так и отечественные (А.Л. Арефьев, С.А. Быков, В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев и др.) ученые.
Базируясь на поведенческих нормах, выделяют различные виды отклоняющегося поведения: социальный подход, психологический подход, психиатрический подход, этнокультурный подход, возрастной подход, гендерный подход, медицинский подход, профессиональный подход, педагогический подход.
Одним из важных вопросов данной темы являются причины девиаций. Их выделяют в рамках следующих теорий: Ч. Ломброзо предложил френологическую теорию девиаций; У.Х. Шелдон выделяет типологии людей, склонных к девиации основываясь на строении тела; З. Фрейд развивал психологическую теорию и объяснял её недостаточно развитым «Супер-Эго»; Э. Дюркгейм считал, что аномия – истинная причина девиации. Также данным вопросом занимались такие учёные как: Р. Мертон, Г. Тард, Э. Сальзерленд, Э. Лемерт, Г. Беккером и другие.
По-нашему мнению, именно своевременная профилактика может предотвратить развитие девиаций. Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и устранение фактором риска. Профилактика у подростков в общеобразовательном учреждении осуществляется социальным педагогом по следующим направлениям: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры; трудовое воспитание; формирование эстетической культуры; воспитание физической культуры. При этом также используются определённые методы. К ним относится: индивидуальное консультирование; включение в тренинговые группы; индивидуальная работа с системой ценностей подростка; обучение навыкам конструктивного общения; групповая работа с подростками и работа с их родителями.
Первым шагом в нашей профилактической работе была диагностика по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел), в которой принимали участие обучающиеся 8 класса МОУ Китовской СШ Шуйского район Ивановской области в количестве 21 человека. Анализ результатов диагностики показал, что 2 человека (9,6%) предрасположены к социально желательным ответам, поэтому их результаты не учитывались, также мы выявили, что 2 человека нуждаются в коррекционной работе, так как у них обнаружены отклонения по всем шкалам. В итоге в профилактической работе принимали участие 17 человек (80%).
В рамках профилактики нами были поставлены следующие задачи:
способствовать выработки у учащихся защитных личных качеств: уверенности в себе, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.
сформировать умения противостоять давлению, побуждающему к отклоняющему поведению;
установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи;
создание в школе комфортной среды для организации учебного процесса;
развитие внеурочной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;
вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;
систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;
привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.
Анализ документов школы показал, что в образовательном учреждении используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:
мониторинг посещаемости и успеваемости;
контроль за занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное, время, подготовкой к урокам;
посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков;
индивидуальные профилактические беседы с подростками и их родителями и др.
наблюдение за психофизическим состоянием учащихся, их внешним видом.
В начале учебного года составлены, а в течение учебного года корректируются, социальный паспорт класса, особое внимание уделяется детям из социально незащищенной категории, опекаемым детям, детям «группы риска».
В рамках осуществления профилактической работы, нами было проведено мероприятие для обучающихся 8 класса «Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних» и представлены рекомендации по профилактике девиаций семьям, социальному педагогу и классному руководителю. Так, в работу с семьёй должны войти:
Диагностика типа семейного воспитания, отношения к ребёнку
Включение родителей в процесс профилактики, для всестороннего решения проблемы
Разъяснение влияния межличностных отношений в семье на психологическое здоровье ребёнка
Обучение родителей умению правильно проявлять к ребёнку чувство любви и внимания
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и помощь им в воспитании ребёнка
Изучение и контроль условий жизни ребёнка в семье, состоящей на учёте
Работа с ребёнком должна включать в себя:
Изучение личности ребёнка, его окружения и условий жизни
Выявление учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины
Сбор информации о детях, имеющих социальную запущенность
Привлечение тех, кто входит в группу «риска» к участию в полезной общественно-значимой деятельности, основываясь на их интересах и предпочтениях
Работа по формированию здорового образа жизни путём бесед, тренингов, конкурсов на тему «Я и мой организм».
Создание благоприятной обстановки в ближайшем окружении ребёнка для благополучного развития
Своевременное оказание помощи ребёнку при возникновении у него трудностей, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно
Работа с педагогом должна включать в себя:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам девиантного поведения
Поведение педагога, способствующее формированию личности подростка без девиантного поведения:
Принятие ребёнка таким, какой он есть
Толерантность педагога по отношению к ребёнку
Вера в подростка, поддержка тогда, когда у него не получается
Акцентирование внимания на положительных качествах подростка
Внимательное отношение к изменениям, происходящим с ребёнком (перемена настроения, проявление агрессии…)
Не ругайте подростка, не разобравшись в ситуации
Не выносите на всеобщее обозрения ошибки подростка