К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАСС-МЕДИА НА ГЕНДЕРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МАСС-МЕДИА НА ГЕНДЕРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чемакина М.М. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Именно в этот период мы наблюдаем за тем, как ребёнок приходит к пониманию собственного пола, идентифицирует себя с представителем этого пола (мужчиной или женщиной) и в зависимости от выбора выстраивает модель своего поведения [6]. В современном мире заметны тенденции изменения полоролевого поведения, размываются границ между социальными ролями мужчин и женщин. В связи с этим особенно актуальна проблема, касающаяся развития гендерной идентичности девочек дошкольного возраста.

Гендерная идентичность – это результат процесса усвоения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, соответствующих привычек и стиля поведения мужчины или женщины, а также психосексуальной ориентации [6]. Гендерная идентичность включает в себя взаимосвязанные элементы: связанное с полом поведение, представление о половых особенностях, отношение к себе и другим как представителям того или иного пола. Изначально, девочка усваивает представление о том, что значит быть женщиной, затем категоризирует себя в качестве девочки, после чего объединяет поведенческий опыт, созданный в согласовании с представлениями о половой роли, в своем сознании.

В последние годы можно наблюдать повышенный интерес учёных к теме изучения социального мира девочек-дошкольниц, к выстраиванию их гендерной идентичности. Исследователи выделяют несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование гендерной идентичности дошкольников (семья, образование, социальная среда, культура и т.д). Однако, по мнению многих ученых (Ж. Бодрийяр, О.Ю. Дроздов, Л.Н Федотова, И.Д. Фомичева и др.), особое влияние на формирование гендерной идентичности оказывает масс-медиа. Понятие масс-медиа включает в себя совокупность телевидения, радио, периодических печатных изданий и сети Интернет. Однако с развитием информационных технологий и маркетинга в понятие масс-медиа все чаще включают и другие каналы, по которым можно, так или иначе, донести до пользователей информацию. Таким образом, сегодня под масс-медиа понимают также коммерческий кинематограф, музыкальные произведения, компьютерные игры, цифровые устройства для хранения и воспроизведения медиаданных и другие средства трансляции [4; 5].

То, каким образом СМИ преподносят социальные роли мужчин и женщин, закладывает установки и стереотипы поведения у подрастающего поколения, оказывает огромное влияние на формирование их личности. Наиболее подверженными такому влиянию оказываются дети дошкольного возраста. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с экрана телевизора, компьютера или мобильного телефона. Не имея в достаточной степени жизненного опыта, устоявшихся представлений о том, что «хорошо», а что «плохо», ребенок может получить неверные ориентиры, которые в дальнейшем и будут определять всю его жизнь [4]. Психологи доказали, что ребенку свойственного отождествлять себя с каким-либо персонажем. В этом возрастном периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев мультфильмов, фильмов, телепередач и компьютерных игр, используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в них. Большинство дошкольников в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого персонажа, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из СМИ. Причем поведение героев за чистую воспринимается как правильное и естественное.

Влияние информационной среды на детей противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, многие исследователи на основании экспериментальных данных, сделали убедительные выводы о негативном потенциале современных масс-медиа, социальных рисках, которые несет в себе современная информационная среда, о деструктивном воздействии масс-медиа на растущего человека. А с другой стороны, исследователями также отмечаются особые возможности информационной среды, которые при правильном использовании могут позитивно влиять на процессы социализации, идентичности и воспитания. Одни ученые считают, что современный женский образ в масс-медиа значительно осложняет процесс усвоения девочкой ее гендерной роли и обусловливает ряд проблем, впоследствии возникающих у зрелой женщины по причине отсутствия у нее в представлении целостного и гармоничного ориентира. Что приводит к трансформации полоролевой сферы женщины и является источником социальных проблем.

Другие исследователи утверждают, что во все времена в информационной среде присутствует и традиционный образ женщины, который соответствует гендерным стереотипам следующих типов: женщина-мать, женщина-жена, женщина-домохозяйка. Такой образ наделяется традиционными женскими качествами: забота о семье и детях, любящая мать и жена – либо стремлением к обретению женского счастья. В таких фильмах, мультфильмах, передачах абсолютизируются семейные ценности и значимость домашнего очага. Транслируя подобные женские образы, СМИ способствуют сохранению в массовом сознании традиционных представлений о роли женщины в обществе [3].

На наш взгляд, наибольшей популярностью в потребляемой дошкольниками видеопродукции пользуется мультипликация. В современных мультфильмах женский образ также неоднозначен, так как традиционные черты переплетаются с современными. В целом, в отечественной мультипликации пока что сохраняется традиционное распределение гендерных ролей, где мальчики обладают мускульными, а девочки феминными качествами. Однако существуют и такие мультфильмы, в которых мы видим размывание границ половой идентичности: мужские персонажи показаны как «слабый пол», у них выражены женские качества, поведенческие реакции, а у женских персонажей – мужские [1]. Из-за глобализации культуры все больше западных мультиков внедряются на телеканалы нашей страны, и конечно же есть в интернете, где современные дети чувствуют себя довольно уверенно. В некоторых из таких мультфильмов наблюдаются неоднозначные моменты, несущие определенную пропаганду гомосексуальных отношений. Такие мультипликационные фильмы навязывают детям иную модель поведения, которая отличается от традиционных установок в обществе. Если тенденция к смещению гендерных ролей в мультфильмах будет продолжаться, то вполне возможно смещение гендерных ролей у детей и в реальной жизни.

Также большую роль в формировании гендерной идентичности девочек и поддержании гендерных стереотипов в современном обществе играет реклама. Через рекламу предлагается не только товар, но и определенная система ценностей, образ жизни, полоролевые модели поведения и система взаимоотношений человека. Реклама со своей яркой картинкой, музыкальным сопровождением, а также динамикой событий привлекает детей ещё в раннем возрасте. При этом большинство проведенных исследований показывают, что лишь к 6 годам дети начинают понимать рекламу. Реклама изначально задает детям определенные социальные роли и стереотипы, зачастую гипертрофированные и искаженные. Если мужской образ соотносится с успехом, инициативой, автономностью, жизненной активностью, то женский - с зависимостью, неуверенностью, озабоченностью внешностью и физиологическими состояниями, беспомощностью. Стоит отметить, что под влиянием перемен произошедших в обществе женский образ начинает постепенно меняться. В рекламе тиражируется образ женщины, более независимой, целеустремленной, активной, уходящей от привычной роли жены, матери, которая полноправно делит жизненное пространство с мужчиной и ни в чем ему не уступает. Однако, традиционный образ женщины, где она занята самоукрашением, либо занимается семейно-домашними делами и ждет своего мужа остается доминирующим в отечественном рекламном пространстве [3].

Мы видим, что в современном социокультурном пространстве под влиянием СМИ произошла трансформация традиционных представлений о феминных чертах личности. Сегодня большой популярностью в изображении пользуется образ женщины-профессионала, которой приписываются традиционно мужские качества – логичность мышления, волевые качества, высокий профессионализм. Можно сказать, что гендерный стереотип модели поведения женщины – противоречивый, так как дается разная информация об образе женщины.

Одни учёные склоняются к тому, что очень важно, чтобы масс-медиа не укрепляли стереотипный образ женщин, а наоборот помогли их видоизменять. Другие говорят о том, что телевиденью, радио, газетам и журналам необходимо широко отражать гендерный аспект законодательства. Что сейчас наблюдается отсутствие должного внимания к проблеме гендерной идентичности детей, в то время, когда решение этих проблем особенно необходимо для развития полноценной личности, для гармонизации отношений социума. Ведь правильное соотношение биологического и социокультурного пола, в детском возрасте играет исключительно важную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, влияние масс-медиа на формирование гендерной идентичности подрастающего поколения можно охарактеризовать, как неоднозначное и имеющее «две стороны медали». С одной стороны, мы должны помнить, что изменение традиционных моделей полоролевого поведения, в конечном счете, неизбежно приводит к разрушению всего уклада жизни, принятого в той или иной культуре. С другой стороны, такие изменения достаточно благоприятно влияют на трансформацию массового сознания, так как постепенное введение нетрадиционных образов мужчин и женщин формирует толерантное отношение к выбору новых жизненных практик субъектами гендерных отношений.

Список литературы:

Головкина Е.М. Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3316-3320. – Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2014/54927.htm.

Коток М.А., Рейпольская О.Д. Гендерная идентификация как составляющая формирования личностной идентичности ребенка старшего дошкольного возраста // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. - № 2. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 50-55.

Павелкина Л.С. Влияние СМИ и рекламы на формирование гендерных моделей поведения // Коммуникативные исследования. – 2014. – № 2. – С. 159-165.

Соколова Е.А. Гендерные стереотипы в современных СМИ как инструмент коммуникации // Известия Уральского федерального университета. – Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 1. – С. 71-77.

Стасенко О.В. Трансляция гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации [Электронный ресурс]: Информационный сайт. – Режим доступа: http://superinf.ru/ (дата обращения 10.11.2016).

Суетина Л.Р., Фрезе И.И., Малахова Л.Н. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 521-525.

Просмотров работы: 86