СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА WEB РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА WEB РЕСУРСОВ

Мешков В.Е. 1, Бенза А.В. 1
1ИТ филиал ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того, чтобы сайт нашел своих пользователей, ему нужно пройти через поисковые системы, и попасть в выдачу результатов поисковой системы. Анализ сайтов необходим для того, чтобы улучшить положение сайта в выдаче поисковых систем. Большинство параметров безразличны для обычных посетителей сайта, однако для поисковых систем представления об идеальном сайте будут отличаться и включать в себя оценку технической составляющей сайта и SEO-оптимизацию.

Комплексный (полный) анализ сайта включает в себя анализ внутренней и внешней среды сайта. Также помимо понятия «комплексный анализ» используется термин «аудит сайта».

Аудит сайта – это детальный, полный анализ ресурса на его соответствие требованиям, предъявляемым поисковыми системами для осуществления поискового продвижения, а также оценка его привлекательности для пользователей.

По сути, комплексный аудит сайта включает в себя все виды анализов проекта: SEO-аудит, юзабилити аудит, маркетинговый и технический аудит.

Поисковые системы имеют собственные критерии оценки сайта. Часть этих параметров известна и открыто декларируется, о части можно только догадываться.

К каждому из критериев оценки сайта поисковыми системами может быть применим свой вид аудита, который подразумевает под собой анализ сайта на предмет различных ошибок и их последующее устранение.

Анализ сайта позволяет оптимизировать его работу и повысить посещаемость. Специализированный анализ – это сложный долговременный процесс, требующий привлечения высококлассных специалистов. Как правило, он необходим, когда проект является крупнобюджетным, направленным на продажу товаров или услуг. Если необходим анализ сайта в сжатые сроки и он проводится очень быстро, возможен пропуск некоторых ошибок, а это, в конечном счете приведет к снижению его производительности и в неполной мере позволит его оптимизировать. Еще один вариант использования такого вида анализа – продажа крупного ресурса с высокой стоимостью.

Однако предварительный, текущий анализ, анализ на первоначальном этапе существования проекта можно и нужно проводить с помощью различных свободно доступных средств, например, сервисов или собственных разработок.

Рассмотрим направления анализа сайтов более подробно.

Комплексный (полный) анализ сайта включает в себя анализ внутренней и внешней среды сайта [1,5].

В общем случае внутренний анализ в свою очередь включает в себя:

– Технический анализ сайта;

– Характеристики его контента;

– Маркетинговый анализ непосредственно сайта.

Анализ внешней среды сайта включает в себя следующие этапы:

– поисковый анализ сайта;

– маркетинговый анализ внешней среды сайта.

Далее эти направления рассмотрим более подробно.

Также помимо понятия «комплексный анализ» используется термин «аудит сайта».

Аудит сайта – это детальный, полный анализ ресурса на его соответствие требованиям, предъявляемым поисковыми системами для осуществления поискового продвижения, а также оценка его привлекательности для пользователей.

Назначение аудита – он является начальным этапом, предваряющим оптимизацию сайта, проведение которой основывается на данных, полученных с его помощью.

Существует множество видов аудитов, внешних и внутренних. По сути, комплексный аудит сайта включает в себя следующие виды анализов проекта [3]:

SEO-аудит – поисковый анализ сайта с целью выяснения текущих позиций в поисковых системах и их повышении в будущем.

– Юзабилити аудит – анализ проекта на предмет удобства использования как сайта в целом, так и его отдельных частей.

– Маркетинговый аудит подходит определенной категории сайтов, связанных с продажами, так как включает в себя оценку сайта с целью повышения конверсии и расширения клиентской базы.

– Технический аудит – один из важнейших видов анализа проекта, суть которого сводится к оценке технической составляющей сайта, исправлении различных ошибок, допущенных как при создании проекта, так и при его становлении, а также поиску возможных уязвимостей и их устранение.

Маркетинговый анализ, или аудит – это анализ маркетинговой составляющей, во время которого проводится изучение ассортимента товаров (услуг, работ), предлагаемых на сайте, их характеристики, конкуренция в данной коммерческой нише, уровень активности и видимости сайтов-конкурентов.

Такой анализ относится не к разработанному проекту сайта, как к таковому, а именно к организации, магазину, производителю, торговой площадке, которая продает свои услуги.

Отметим, что выполнить такой анализ исключительно техническими средствами не получится, так как каждая сфера продаж имеет свои особенности.

В целом, основными предметами маркетингового анализа являются [4]:

– общий объем рынка сегодня и в ближайшей/отдаленной перспективе;

– региональное (географическое) распределение потребителей;

– уровень конкуренции в данном сегменте рынка, основные производители, их удельный вес и, по возможности, их планы на перспективу;

– наиболее востребованные ценовые категории товара/услуги, динамика цен, влияние на них появления новых игроков;

– влияние рекламы на рынок и стратегия деятельности в этой области.

При этом виде аудита техническая составляющая сайта и СЕО не рассматриваются.

Также нужно заметить, что маркетинговый анализ существенно меньше для обычных информационно-развлекательных ресурсов, чем для продающих.

Следующий вид аудита – аудит юзабилити. Юзабилити – удобство ресурса, качественный показатель простоты и комфорта сайта, а также его дизайна. Удобство – параметр субъективный, однако существуют общие требования к юзабилити. Часть этих требований невозможно оценить без помощи человека: например, раздражающая цветовая гамма, плохо читаемый шрифт, запутанная навигация, выскакивающие баннеры и всплывающие окна. Анализ визуального представления контента также оценивается человеком, чтобы оценить степень соответствия контента его форме.

Однако другую часть вполне можно оценить с помощью только технических средств.

К таким параметрам относится:

– Наличие мобильной версии сайта;

– Отсутствие горизонтальной прокрутки;

– Быстрая загрузка, отсутствие тяжелых картинок;

– Корректно прописан метатег viewport;

– Интерактивные элементы (ссылки, кнопки, формы и т.д.) не находятся слишком близко друг к другу;

– Отсутствие Flash –элементов;

– Отсутствие Java-апплетов;

– Отсутствие Silverlight- плагинов.

Оценка идентичного отображения сайта различными браузерами (кросс-браузерность) и при разных разрешениях экрана, а также корректном отображении на мобильных устройствах относится как к юзабилити, так и к техническим характеристикам сайта.

Наиболее важными с точки зрения реализации программной системы комплексного анализа сайтов являются SEO-аудит и технический аудит.

Технический аудит сайта включает в себя [2] множество различных направлений и параметров. В него входит как анализ собственно кода страниц, так и наличия ошибок ссылок, кодировки, некорректной настройки и т.д.

В технической анализ входит:

– Проверка протокола сайта и наличия SSL-сертификата;

– Проверка корректной настройки главного зеркала сайта;

– Проверка региональной настройки сайта;

– Проверка страниц сайта на наличие ЧПУ и спецсимволов;

– Поиск дублей страниц сайта;

– Проверка корректной настройки файла robots.txt;

– Проверка корректного отображения XML-карты сайта;

– Проверка страниц сайта на наличие атрибута Canonical;

– Проверка наличия и правильной работы 404-страницы;

– Проверка настройки редиректов страниц сайта;

– Выбор доменной зоны и графическое расположение серверов хостинг провайдера, качество хостинга;

– Наличие ошибок в файлах и скриптах сайта;

– Избыточный код;

– Сжатие кода CSS и HTML;

– Соответствие стандартам CSS и HTML;

– Работоспособность ссылок;

– Логи сайта;

– Проверка сайта на наличие ошибок верстки;

– Анализ оптимизации изображений на страницах сайта;

– Проверка наличия внешних ссылок на страницах сайта;

– Поиск битых ссылок на сайте;

– Поиск ссылок с редиректом на сайте;

– Анализ внешней ссылочной массы сайта;

– Проверка наличия и корректной настройки иконки favicon;

– Проверка скорости загрузки сайта;

– Ошибки при загрузке документов.

Большую часть данных параметров можно проверить автоматически, с помощью программных средств.

И в заключении скажем о SEO-аудите.

Задача SEO-аудита – оценить различные показатели положения сайта в глазах поисковых систем, то, насколько он соответствует своим целевым запросам, насколько качественным выглядит в глазах ИПС.

SEO-аудит включает в себя такие показатели, как:

– Присутствие ресурса в базах ПС;

– Присутствие в популярных и наиболее важных каталогах (Яндекс.Справочник, DMoz и т.д.);

– Рейтинг AlexaRank;

– Показатели популярности и цитируемости сайта (тИЦ, PageRank);

– Наличие сайта в реестре запрещенных сайтов;

– Наличие фильтра АГС;

– Анализ текстового контента;

– Исследование текстов на уникальность;

– Оценка запросов и релевантных им страниц;

– Оценка насыщения текста ключевыми словами («тошнота текста»);

– Установление присутствия (отсутствия) ключевых запросов в description, keywords, в title;

Анализ мета-тегов description, keywords, author, charset, title;

– Исследование на наличие тегов разметки и логического форматирования;

– Исследование на наличие удобных восприятию человека адресов («ЧПУ-адреса») в текстах;

– Оценка актуальности контента и частоты его обновления.

– Анализ видимости сайта поисковым системам и его положения в органической выдаче.

Из рассмотренных параметров только часть входит в такие серьезные инструменты веб-разработчика, как Яндекс.Вебмастер и Google.Analitics.

Чтобы определить эффективность оптимизации собственного сайта после проведенного полного анализа, необходимо дополнительно провести анализ конкурентов сайта, то есть похожих сайтов, имеющих более высокий рейтинг.

Основным результатом аудита сайта является определение нужных показателей и выработка рекомендаций по каждой составляющей, определяющих последующую оптимизацию и поисковое продвижение.

Подводя итоги, можно сказать, что для проведения комплексного аудита сайта используются как программные средства, так и специалисты. Исходя из проведенного выше анализа, сделан вывод о том, что наиболее важно использование специалистов в сфере маркетинга, а также выделены те показатели, которые можно реализовать техническими средствами.

1. SEO-ВИКИ. – Система автоматизированного продвижения сайтов. URL: http://wiki.rookee.ru (дата обращения: 03.10.2019)

2. Как сделать технический анализ сайта. – Портал веб-мастеров «Делаем сайт». URL: https://delaemsait.info/kak-sdelat-texnicheskij-analiz-sajta/ (дата обращения: 03.10.2019)

3. Что включает в себя аудит сайта. – Студия веб-дизайна Fortress-design. URL: https://fortress-design.com/chto-vklyuchaet-v-sebya-audit-sajta/ (дата обращения: 03.10.2019)

4. Маркетинговое исследование веб-ресурсов. – Бизнес-план. URL: http://101biznesplan.ru/idei/raznoe/marketingovoe-issledovanie.html (дата обращения: 05.10.2019)

5. Полный анализ сайта: проверка ТИЦ, ПР, позиций и других параметров. – Веб-студия GS-studio.

Просмотров работы: 16