Блогосфера-совокупность всех блогов как социальная сеть. Возможности использования виртуальных музеев и экскурсий как образовательного ресурса - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Блогосфера-совокупность всех блогов как социальная сеть. Возможности использования виртуальных музеев и экскурсий как образовательного ресурса

Петрова А.В. 1, Селюкова А.В. 1, Симонова К.А. 1
1МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир даёт нам неограниченное количество возможностей для образования и изучения нового. Интернет стал той общедоступной информационной платформой, которая при грамотном использовании упрощает и может быть ресурсом для культурно-нравственного воспитания как детей, так и взрослых.

На данный момент возможности коммуникации практически безграничны, особенно это касается общения в блогах. Все блоги как определенная система массового взаимодействия людей объединяются понятием «блогосфера»[1]. Блогосфера уже продолжительное время является неотъемлемой частью нашей жизни, в то время как спектр потенциального использования предоставляемых ею возможностей ещё полностью не охвачен. Важнейшими преимуществами блогосферы являются её общедоступность и динамичность. Спектр тем, освещаемых в блогах, давно вышел за границы развлекательного или профессионального контента, но стал ещё и образовательных ресурсом. Мы можем видеть это на примере виртуальных музеев[1,2].

Виртуальные экспозиции (3D-музеи) дают возможность добиться эффекта реального присутствия. Посетив подобную экспозицию, человек может ощутить определённую причастность к искусству, рассмотреть экспонаты, которые никогда не были бы представлены так детально в обычном музее. Ранее музеи на своих сайтах делали лишь фотогалерею, а сейчас всё чаще можно встретить обзорные экскурсии и видео[3]. Говоря о виртуальных музеях стоит упомянуть о следующих важных фактах. Виртуальная экскурсия может выступать в качестве эффективного образовательного инструмента[4]. Во-первых, можно использовать виртуальный музей как элемент образовательной программы, как сейчас используются презентации и видеоматериалы. Во-вторых, виртуальные путешествия общедоступны и удобны, что имеет особое значение для определенных групп людей.

Рассмотрим преимущества использования данного информационного ресурса и то, какие задачи мы могли бы с его помощью реализовать[4,5]:

1. Культурная социализация обучающихся и свободных соискателей путём использования медиа технологий и социальных сетей.

2. Продвижение культурно-исторической сферы среди молодежи.

Целевой аудиторией могут являться следующие группы людей:

1. Обучающиеся со всего мира и заинтересованные посетители

2. Люди с ОВЗ

3. Образовательные учреждения и центры культуры

4. Семьи с маленькими детьми и беременные женщины

5. Работающие люди

6. Альтернатива бюджетного туризма

Особенностью виртуальных музеев является их абсолютная доступность для людей. Возможности данного типа музеев могут быть использованы в образовательных целях как обычными школами[6], так и специализированными учреждениями, создавая комфортные условия ознакомления с экспонатами для людей с нарушениями слуха или зрения, а также опорно-двигательной системы[7].

Тематика виртуальных музеев может быть очень разной: исторические виртуальные музеи; удожественные; познавательные; развлекательные[8].

Виртуальные музеи в воспитании и образовании позволяют: повысить общеобразовательный и культурный уровень подрастающего поколения; способствовать формированию ценностных ориентаций воспитанников; сохранить историко-культурное наследие общества; стимулировать интерес школьников к позитивному практическому использованию компьютерных средств[4,5,6].

Мы считаем, что использование информационных технологий в воспитании подрастающего поколения на примере визуальных экскурсий является перспективным направлением[6]. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные воспитательные и образовательные ситуации[4]. Данная мысль связана с тем, чтобы сохранить и развивать национальную культуру, а также воспитать у школьников бережное отношение к историческому наследию России и всего мира в целом.

Публицист, английский теоретик искусств, Дж. Рескин говорил о следующих важных задачах музеев[2]:

1. Быть доступной средой для всех людей;

2. Быть пространством, находясь в котором человек чувствовал бы потребность в развитии и мог бы её удовлетворить;

3. Музей должен служить школой для развития человеческого глаза и руки для нового творчества.

В связи с этим как в нашей стране, так и за рубежом открываются все больше и больше музейных сайтов. Интернет даёт возможность посетить не только отечественные музеи, но и побывать в знаменитых музеях всей планеты.

Далее мы рассмотрим наиболее интересные и популярные виртуальные музеи, разделившиеся на две категории в широком понимании этого феномена:

• Реально существующие музеи: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Русский Музей. Михайловский дворец (Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Лувр (Париж, Франция) , Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Британский музей (Лондон, Великобритания)[8,9];

• Истинный виртуальный музей – ресурс, который хранит и выставляет на обозрение всех желающих коллекции произведений, материалов в музейном пространстве, находящимся исключительно в интернете: Арт-проект Google; NASA; RENDER.RU; MOCA: Museum of Computer Art; The Virtual Shoe Museum.

Потенциал виртуальных музеев как образовательного ресурса особенно интересен в свете современных образовательных тенденций и новых методов[5,10]. Одно из новейших педагогических направлений «edutaiment» в своём основании закладывает возможность использования игровых и инновационных технологий в образовательном процессе (презентации, викторины, фотоквесты). Это та форма обучения, которая интересна детям и эффективна, так как позволяет насытить учёбу деятельностью и уменьшить процент теоретической познания.

В рамках нашей работы было проведено исследование, результатами которого стали следующие данные:

• 7, 4% опрошенных знают о виртуальных музеях, но не интересуются;

• 11,1% опрошенных посещают виртуальные музеи;

• 20,4% опрошенных слышали, но не сталкивались;

• 27,8% опрошенных не знали ранее о существовании виртуальных музеев;

• 33,3% опрошенных знают о данном виде музеев и хотят посетить их.

Стоит уточнить, что абсолютное большинство 92,6% респондентов предполагают, что виртуальные музеи могут быть популярны в странах Европы и США, но не очень актуальны в России. При этом 13% опрошенных положительно относятся к формату виртуальных музеев, видя в этом возможность бюджетных путешествий и самообразования; 20,4% нейтрально отзываются об этом формате; 66,7% опрошенных негативно высказываются о виртуальных путешествиях. Однако, многие люди уточняли, что именно как образовательный ресурс виртуальные музеи могут быть наиболее полезны, а также как способ познания мира для людей с ограниченными возможностями. В выборке участвовали респонденты в возрасте от 15 до 55 лет, всего было опрошено 108 человек.

На основании изученных материалов и проведённого исследования мы можем утверждать, что виртуальные музеи в будущем могут стать не только развлекательным, но и полноценным образовательным ресурсом. Современный человек воспринимает возможность посещать музеи виртуально уже не как нечто фантастическое, а как один из возможных вариантов времяпрепровождения, что даёт нам право говорить о популяризации использования компьютерных технологий в образовательных целях. В таком случае мы можем рассматривать виртуальные музеи и экскурсии как потенциально эффективное средство учебного процесса.

Список литературы:

1. Панюшева М.М. Блогосфера: традиционные сми vs нетрадиционные // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blogosfera-traditsionnye-smi-vs-netraditsionnye

2. Василина Дарья Сергеевна Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-muzey-kak-fenomen-sovremennoy-kultury

3. Ременяк И.В. «Современные методы продвижения в сфере музейной деятельности»

4. Петрусевич Аркадий Аркадьевич, Джамбулова Шамшия Жангазиновна Современные вызовы развитию образования // ОНВ. 2015. №2 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vyzovy-razvitiyu-obrazovaniya

5. Воропаев М.В., Мудрик А.В. «Воспитание в виртуальных средах», монография, 2010

6. О. В. Иванова Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-i-muzeev

7. Максимова Татьяна Евгеньевна Виртуальные музеи как средство социализации людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник СПбГУК. 2015. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-muzei-kak-sredstvo-sotsializatsii-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

8. Казанский Федеральный Университет. Блог Учёного Кота. «10 лучших виртуальных музеев».

9. Максимова Татьяна Евгеньевна Виртуальные музеи: аналитический обзор зарубежных публикаций // Вестник МГУКИ. 2015. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-muzei-analiticheskiy-obzor-zarubezhnyh-publikatsiy

10. Татаринов Константин Анатольевич Дидактические принципы дистанционного образования // БГЖ. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-printsipy-distantsionnogo-obrazovaniya

Просмотров работы: 33