Дизайн среды дворца бракосочетания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Дизайн среды дворца бракосочетания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время создание современной качественной городской среды актуальна задача. Архитектурный облик городов складывается под влиянием многих факторов, определяющих градостроительное решение. Современную архитектуру можно характеризовать как творческую интерпретацию образа жизни современного общества. При этом нельзя отрицать, что, несмотря на отдельные перерывы в развитии, существуют признаки становления традиций создания современного организованного пространства с учетом требований, предъявляемых в архитектурной среде. В городском архитектурном облике отражены эстетико-культурные и экономические взгляды общества [1…4].

Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и комфортабельность которой определялись уровнем развития общества, его культурой, достижением науки и техники. Семья в качестве социальной общности на протяжении истории всего человечества выступала важнейшим элементом глобального развития. Это, прежде всего, связано с особой ролью исполняемой институтом семьи в жизни общества, его стабилизации и преодолении социальной напряженности. Она призвана в решении коренных проблем, непосредственно влияющих на существование общества, таких, как преодоление депопуляции, утверждение нравственных устоев в обществе, социализация детей, развития культуры и экономики.

Актуальность расширения строительства Дворцов бракосочетаний обусловлена рядом особенностей общественного развития. К ним относятся: увеличение населения в городах, рост его культурного уровня, гражданской ответственности и материальной обеспеченности. Проектирование Дворцов бракосочетаний значительно отличается от проектирования любого другого объекта и имеет множество своих особенностей и нюансов.
Дворцы бракосочетаний предназначаются для кратковременного пребывания людей и соответствующего обслуживания их гражданских и культурных потребностей, поэтому такие сооружения должны быть оборудованы всеми видами необходимого коммунального благоустройства (водопровод, канализация, отопление и т. д.) и обеспечены системой культурного обслуживания гостей. Строительство дворцов бракосочетания способствует решению указанных проблем, благоприятно сказываясь на создании новых семей, что делает их строительство актуальным.

ИСТОРИЯ

История учреждений для записи актов гражданского состояния берет свое начало с 1722 года, когда в церквях и синагогах России в метрические книги стали вносить сведения о рождении, крещении, бракосочетании и смерти граждан. До этого записи о генеалогическом древе вели только отдельных дворянских родов. После 1918 года регистрация актов гражданского состояния передана подотделам ЗАГСов местных органов исполнительной власти.

Стремление людей к торжественному оформлению церемонии бракосочетания привело к изменениям структуры органов ЗАГСа и совершенствованию проектирования и строительства зданий ЗАГСа.

Первый в России Дворец бракосочетания открыт в 1959 году в Ленинграде в бывшем особняке Фон Дервизов, в одном из лучших дворцов на набережной Невы. Дом был построен по заказу Сергея Павловича фон Дервиза в 1886 году на территории усадьбы XVIII века архитектором Николаем Михайловичем Вишневецким. Двухэтажное здание располагается на удалении от улицы в глубине парадного двора. Стилистически дом выполнен в одном из направлений эклектики, редко встречающемся в Москве. Стиль выделяется композиционными приёмами и декоративными деталями в духе итальянского Возрождения. В центральной части здания выделяется ризалит с парадным крыльцом, по бокам которого расположены украшенные светильниками в виде женских фигур пандусы. Фасады особняка облицованы гранитом и декорированы крупным рустом с львиными масками на уровне второго этажа. Крышу здания над карнизом украшают тумбы с вазонами. В отделке интерьеров, которую выполнил Федор Осипович Шехтель в 1889 году, представлены живописные панно и золочёная лепнина стен и потолков. В 1888—1889 годах к зданию добавилась пристройка. В 1960 году в Москве открыт первый Дворец бракосочетания №1. На сегодняшний день в столице России действует 27 отделов ЗАГС и 3 дворца бракосочетания [5]. С 1960 года во многих городах стало популярным строительство зданий гражданский обрядов.

Проектирование Дворцов бракосочетания, как правило, отличается от множества общественных зданий тем, что помимо организации временного пребывания людей здесь необходимо предусмотреть систему культурного обслуживания гостей, необходимую для удовлетворения их гражданских и культурных потребностей [6].

Основополагающей характеристикой Дворцов бракосочетаний является то, что это здание административного назначения, предназначенное для регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака и т.п.). Для реализации данной специфики организация внутреннего пространства Дворца бракосочетания состоит из следующего набора помещений (рис.1):

- Зал регистрации;

- Архив;

- Административные кабинеты;

- Зал торжественных актов;

- Комната жениха;

- Комната невесты;

- Банкетный зал;

- Подсобная при банкетном зале;

- Фотостудия;

- Бюро приема регистрации;

- Выставочный зал;

Иногда помимо этого проектируют еще и танцзал [7].

Рис.1. Пример планировочного решения Дворца бракосочетания.

Помещения Дворцов бракосочетаний распределены так, что потоки гостей не пересекаются между собой до и после регистрации брака. Все помещения для заключения брака расположены на втором этаже. Первый этаж – зона работы с гражданами, которые пришли с определенной целью, например, зарегистрировать ребенка. Разделение здания на уровни и функциональные зоны очень удобно, как для гостей, так и для служебного персонала [8].

В зависимости от функционального состава помещений Дворцов бракосочетания различают варианты регистрационно-торжественной части (табл.1).

Таблица 1. Вариации архитектурно-планировочного решения регистрационно-торжественной части Дворцов бракосочетания.

Основным требованием, учитываемым при проектировании данной части сервисного типа зданий, является простота передвижения торжественной процессии и возможность проведения свадеб для семей с разным уровнем денежных доходов (рис.2). Это отражается и в увеличении количества дополнительных услуг к проведению церемонии, зависящих от материальных возможностей граждан. Поэтому существует несколько вариантов регистрации брака: простая торжественная регистрация с фуршетом, регистрация под открытым небом с наличием фуршетного зала и услугами личного фотографа [9].

АРХИТЕКТУРА

Архитектура – одно из самых древних и значительных по своему воздействию на человека видов искусств. Формы архитектуры воздействуют на эмоции, архитектура участвует в удовлетворении всей широты потребностей человека, как материальных, так и духовных. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообразования. Образный язык архитектуры отражает широкие обобщения, идеи и эмоции, имеющие значения для общества или эпохи в целом. Влияние архитектуры на человека усиливается тем, что он постоянно находится в сфере ее воздействия.

Архитектура пространственно организует бытовые и трудовые процессы людей, поэтому основным и первичным качеством зданий является их соответствие той функции, той деятельности, для которой они предназначены. Функциональные характеристики здания многообразны не только потому, что отражают сложность и разнообразные потребности человека и общества, природные особенности местности и уровень научно-технического развития. Представления о соответствии здания своему назначению, его удобстве существенно меняются во времени, поэтому степень приспосабливаемости зданий к новым требованиям, их гибкость являются одним из важнейших функциональных качеств.

Архитектура — музыка, песнь камня,
Что ввысь возносится в колоннах к облакам.
Что гения влечет так неустанно
Построить дом красивый или храм.

Торжественно звучит — «Архитектура»!
Звучит изящно и легко.
И в слове этом будто - бы его структура,
Как-будто камни сложены звено в звено!


Античных храмов колоннада,
Их цела, и периптер, стилобат…
И сколько вдохновенья надо,
Чтоб на конструкциях «расцвел» акант!


И портики, и фризы, капители
Архитектура древняя дарит.
И зодчие, наверно, пели —
В архитектуре музыки гармония царит.


Мостов и акведуков арки
Наш взгляд притягивают, как магнит.
И станет от волненья жарко —
Их красота к себе манит.


О, древняя Красавица-Архитектура!
Своих творений мастерством
Рассказываешь, как литература,
Загадочную повесть о былом!

(Нелла Коган)

Повседневная городская жизнь исторических городов России для многих малопривлекательна. Неустроенность быта для значительных слоев населения, отсутствие возможности заниматься любимым делом, весьма ограниченный набор развлечений определяют отсутствие выбора, способствующего реализации личности. В то же время исторические города имеют богатейший культурный потенциал. Памятники архитектуры, ценная историческая застройка являются лишь одной из частей этого потенциала. Основой охраны исторической среды являются комплексы жизненных процессов, формирующие в совокупности образ жизни. Соответственно, на основе анализа истории города можно моделировать характерный для данного места «образ жизни», создать сценарий процессов так, чтобы он соединял современные потребности с укоренившимися традициями [Соколова, 1989. G. 73].

Всегда была привлекательной индивидуальность исторического города. Она формируется не только архитектурным обликом построек и неповторимым природным окружением. Основы индивидуальности исторической среды является особый уклад городской жизни, быт и нравы горожан. Они были обусловлены социально-экономическими и культурно-этническими особенностями развития. Каждый город каким бы рядовым он ни был, индивидуален только ему присущим ландшафтом, архитектурой, образом жизни.

В течении всего советского периода отечественные специалисты стремились к сохранению преимущественно памятников уникальной архитектуры. Лишь в 80-е гг. ХХ в. обратили внимание на то, то с исчезновением массовой исторической застройки из городов все чаще уходят художественный образ города, «дух места», «местный колорит», историко-культурная идентичность. Как отмечалось в исследованиях среды исторических мест, отсутствовали научные обоснования ценности массивов рядовой застройки как носителей культурных значений, традиций повседневной жизни, тех или иных форм организации жизненных процессов. Отсутствие внимания к среде исторических мест давало возможность безнаказанного сноса как отдельных домов, так и фрагментов исторической застройки, позволяло строить новые здания по чужеродным для исторического города и каждого его фрагмента принципам [Соколова]. Это еще в большей мере оказалось актуально в России начала XXI в. Возрождение традиционных особенностей городской жизни ведет к разнообразию наполнения городской среды различными объектами интереса, познания, досуга. Лучше происходит сохранение ценностей, когда историческая застройка перестает быть только декорацией, за которой скрывается несвойственная ей жизнь. При этом уровень комфорта и все связанные с ним системы инженерного обеспечения при консервации старых зданий и регенерации исторических кварталов должны соответствовать современному техническому уровню.

Архитектурное решение Дворцов бракосочетаний как советского, так и современного периода, может иметь самый разнообразный характер. На начальном этапе эти учреждения, как правило, располагались в исторических зданиях с классической или барочной архитектурой. Так, упоминавшийся ранее Дворец бракосочетаний № 1 в Москве был размещен в особняке купца Августа Рериха, построенного в 1909 году (рис. 1), а новый главный Дворец должен расположиться в отреставрированном ансамбле Екатерининской больницы (усадьба Гагариных). Подобные решения были весьма удачными, ведь ЗАГС получал в свое распоряжение здание с качественной архитектурой, высокими потолками и большими по площади залами с богатой декоративной отделкой, что соответствовало представлениям большинства людей о «торжественности», «роскоши» и самом понятии «дворца». Ведь традиционно в России к свадебному обряду относятся как к одному из самых значимых и торжественных событий в жизни, и требования к обстановке, в которой проводится этот обряд, предъявляются максимальные.

Однако, уже в советское время, архитекторы пытались изменить такое стереотипное отношение к образу торжественного здания. Самый эффектный Дворец бракосочетаний был построен в Тбилиси в 1985 году архитекторами Джорбенадзе и Орбеладзе (рис. 2). Огромное монументальное сооружение формировало новое восприятие торжественности, основанное на крупномасштабности и необычной бионической архитектуре. Но такое решение не принесло этому зданию популярности – долгое время оно находилось в запустении, пока не было превращено в жилой дом. В современной Грузии люди предпочитают более камерные решения, как, например, новый Дворец бракосочетаний в Батуми, выполненный в виде небольшого павильона, напоминающего по форме ракушку.

Здание Дворца бракосочетаний в Казани предлагает другую интерпретацию образа семьи и брака. Архитектурные формы напоминают огромный казан – традиционный предмет быта, символизирующий домашний очаг (рис. 3). Современные образованные жители больших мегаполисов стали по-другому относиться к сценарию проведения свадебного торжества. Прежние ожидания помпезности и роскоши интерьеров сменились потребностью в уникальности и элементах шоу. Поэтому архитектурное решение современных Дворцов бракосочетаний должно отвечать такому запросу. Новый Дворец на Живописном мосту в Москве, открывшийся в 2013 году, предлагает самое неординарное решение. Торжественный зал располагается в стеклянной капсуле, подвешенной к самой высокой части арочной конструкции моста (рис. 4).

Таким образом, формирование пространства подчиняется в архитектуре не только функциональным, но и эстетическим требованиям. Первичным, наиболее легко чувственно воспринимаемыми элементами композиции являются объем и пространство, а точнее объемно-пространственная структура – основной «материал» зданий и сооружений. Но сама по себе она не может создать целостное и гармонически завершенное архитектурное произведение. Для получения полноценных результатов необходимо применить ряд средств композиции, развивающих и совершенствующих художественно-структурную основу: симметрию и асимметрию, метр и ритм, пропорции, контраст и нюанс, масштаб и масштабность, свет и цвет и др. Каждое из этих художественных средств не может быть использовано в отрыве от других и получает смысл только в системе. Внешний облик здания зависит от его функциональных особенностей, в то же время он должен формироваться по законам красоты. Еще Гегель отмечал, что одна из великих красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре колоны, поставленные только для украшения, не обладают истинной красотой. Благодаря архитектуре складываются и формируются эстетические представления. Ощущения прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными средствами выражена сила идейного замысла, найдены закономерности пропорции формы, фактура и цвет материала, достигнута гармония с окружающей средой. Возникновения новых типов зданий способствует созданию новых материалов и конструкций, которые, в свою очередь, стимулируют появление новых архитектурных форм. Это диалектическое единство строительной науки и архитектуры – необходимое условие для их прогрессивного развития.

Архитектура в переводе от латинского - строить, возводить – зодчество, искусство проектировать и строить.

Архитектура может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

Различают три основных вида архитектуры: объемные сооружения (культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания); ландшафтная архитектура (беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков); градостроительство – создание новых городов реконструкция старых. Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор должен заботиться о красоте, пользе и прочности создаваемых сооружений, иначе говоря - эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

В разные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, существенно влияющие на создание архитектурных конструкций. Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и других новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий в виде шара, спирали, цветка, ракушки, колоса и т.п.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. Своей художественно – образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

1. АНТИЧНОСТЬ (от латинского – древний) – искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков.

Понятие «античное искусство» появилось эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры.

Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания (ордер)

Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.

2. БАРОККО (от итальянского – причудливый) – художественный стиль, преобладающий с конца 16 до середины 18 вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи РЕНЕСАНСА. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Архитектура барокко отличается пространственным размахом , текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

В России реформы Петра 1 способствовали распространению и расцвету стиля барокко, однако русское барокко выбрало в себя традиции классицизма 17 века и черты рококо, поэтому его отличали большое своеобразие форм, прихотливая нарядность декора, особая парадность и торжественность (Б.Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Царском Селе).

3. ГОТИКА - художественный стиль, возникший в середине 12 века во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Ведущее место в искусстве готики занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Устремленность ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.

Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. В 15-16 вв. готику сменяет эпоха ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Эпоха Возрождения охватывает 14- 16 вв. в Италии, 15-16 вв. в других странах Европы. Свое название - возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству.

Готический собор Нотр-Дам. Париж.

4. КЛАССИЦИЗМ (от латинского - образцовый) – художественный стиль европейского искусства 17-19 вв. , одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы.

Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале – резиденция французских королей (вторая половина 17 в.)

Русский классицизм во второй половине 18-19 вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идеальной наполненности расцвет культуры: архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, А. Захарова, К. Росси.

5. МОДЕРН (от французского – современный) – художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19- начала 20 вв. (другое название а р т н у в о).

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Это нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие.

Линии орнамента несли в себе напряженность духовно – эмоционального и символического смысла.

В архитектуре модерна проявилось органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерн. Как правило, они построены словно «изнутри наружу».

Характеристика трех выдающихся памятника архитектуры эпохи классицизма

Исаакиевский собор – самый выдающийся памятник эпохи позднего русского классицизма. Его величественные, монументальные формы, богато разработанная пластика фасадов, насыщенность интерьера различными видами изобразительных искусств, и прежде всего живописью и скульптурой, неизменно привлекают к себе внимание.

По своим грандиозным размерам (его высота составляет 101,5 метра) Исаакиевский собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Он уступает только собору св. Петра в Риме и почти равняется величине собора св. Павла в Лондоне.

Расположенный в самом центре города, Исаакиевский собор доминирует в ансамблях двух его главных площадей - Декабристов (бывшая Сенатская площадь) и Исаакиевской. К тому же он в значительной степени определяет силуэт города и хорошо виден в перспективах многочисленных улиц, проспектов, площадей и набережных.

Созданию существующего Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования Петербурга и связанная с именем его основателя - Петра Великого.

В 1710 г. в честь тогда еще царя Петра I, родившегося 30 мая 1672 г., в день св. Исаакия Далматского, была устроена Исаакиевская церковь на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Она располагалась на том самом месте, где значительно позже был сооружен фонтан. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане, отмечающим местоположение алтарной части. Церковь перестроили из адмиралтейской чертежной, занимавшей отдельное строение.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался, а через пять лет, в 1717 г., была заложена каменная Исаакиевская церковь, но уже на новом месте, и ближе к реке Неве. Это место отмечает теперь памятник Петру Великому - знаменитый Медный всадник.

Церковь строилась десять лет, но просуществовала недолго. Расположенная вблизи реки, она страдала от невских вод, размывавших фундамент в периоды частых наводнений. В конструкциях собора появились трещины, и после случившегося в 1735 г. пожара ее решили разобрать.

В середине XVIII в., в период правления Екатерины II, вместо разобранной Исаакиевской церкви начали возводить Исаакиевский собор - значительно дальше от Невы, на нынешней Исаакиевской площади. Автор проекта нового сооружения архитектор Антонио Ринальди спроектировал его пятиглавым, с многоярусной колокольней со стороны западного фасада. Фасады собора предполагалось облицевать разноцветным мрамором. Заложенный в 1768 г., к концу XVIII в. он был отстроен только до карниза. Павел I, сменивший на престоле Екатерину II, приказал придворному архитектору Винченцо Бренне достроить Исаакиевский собор минимально возможными средствами. Поэтому собор был достроен одноглавым, с укороченной вдвое колокольней и оставался облицованным мрамором только наполовину. В таком неприглядном виде собор был освящен в 1802 г.

В последующие годы неоднократно поднимался вопрос об изменении облика Исаакиевского собора. В 1809 и 1813 гг. объявлялись конкурсы на проект его перестройки. Но ни один из них не дал положительных результатов.

В 1816 г. Александр I обратился к генералу Бетанкуру с просьбой рекомендовать архитектора, который смог бы осуществить перестройку Исаакиевского собора. Выбор Бетанкура остановился на молодом Монферране. В течение 1816-1817 гг. архитектор разработал целый ряд вариантов собора, один из которых был взят за основу для дальнейшей работы. Первый получивший утверждение проект был выполнен в 1818 г.

Одновременно с утверждением проекта Монферрана создается специальная Комиссия по перестройке Исаакиевского собора из высокопоставленных государственных деятелей. Тем самым с первых дней строительства собору придавалось огромное значение. Уже с весны 1818 г. ведутся подготовительные работы по перестройке Исаакиевского собора. Перестройка началась с заготовки материалов, земляных работ, забивки свай и устройства дополнительного фундамента. Работы продолжались непрерывно даже в зимнее время. В частности, согласно счету, предъявленному Комиссии подрядчиком крестьянином Евдокимом Фарафонтьевым, с 1 января по 15 марта 1819 г. только на забивке свай было занято 4245 человек.

На второй год строительства предполагалась официальная закладка собора. С этой целью Монферран предложил в основание нового фундамента положить серебряную доску с составленным им текстом, а также медали золотые и серебряные монеты. Но Александр I приказал медали не выбивать никакой церемонии при закладке не делать, вместо серебряной закладной доски положить медную. Закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана произошла 26 июля 1819 г.

Для более успешного ведения строительных работ в 1818 г. в соответствии с чертежами Монферрана и под его непосредственным руководством приступили к изготовлению большой разъемной модели собора. В основном модель предполагалось вырезать из липы, а карниз и колонны - из грушевого дерева. Если барельефы изготавливались из гипса, то круглая скульптура, капители и орнаменты - из бронзы. Из золоченой бронзы были выполнены купола.

В работах по изготовлению модели принимали участие столяр И. Гербер, скульпторы П. И. Брюлло, П. В. Свинцов, живописец Ф. П. Брюлло и др. Начатая в 1818 г., модель была закончена в 1821 г. В дальнейшем, по мере совершенствования проекта, в модель вносились соответствующие изменения, не затрагивавшие, однако, ее основных конструкций. Модель находилась в одном из помещений расположенного поблизости дома Лобанова-Ростовского, построенного по проекту Монферрана. В настоящее время она хранится в Научно-исследовательском музее Академии художеств.

Одновременно с изготовлением модели в 1820 г. Монферран выпустил альбом гравированных чертежей Исаакиевского собора. Это дало возможность широкого обсуждения проекта. Член Комитета для строений и гидравлических работ соотечественник Монферрана архитектор А. Модюи, приехавший в Петербург еще в 1808 г., выступил с резкой критикой проекта Исаакиевского собора.

При Академии художеств, возглавляемой президентом А. Н. Олениным, была создана комиссия для рассмотрения проекта Монферрана. Архитектору пришлось доказывать, что конструкция предложенного им сплошного фундамента вполне надежна, что связать между собой старую и новую кладку при этом вполне возможно. Однако он признал, что конструктивное решение купола на барабане, опирающегося на столбы, построенные в разное время, малоудачно. Но здесь сказалась непреклонная воля императора сохранить старые части собора Ринальди.

Заседания комиссии при Академии художеств, задачей которой было исправление проекта Исаакиевского собора, завершились конкурсом. В нем на равных основаниях со всеми принял участие и Монферран. На конкурс были представлены многочисленные проекты, в том числе архитекторов В. П. Стасова, А. А. Михайлова 2го, А. И. Мельникова. Но новый проект Монферрана оказался лучшим и был утвержден 3 апреля 1825 г. Прерванные на несколько лет строительные работы возобновились по вновь утвержденному проекту.

Особенное внимание Монферран уделял фундаментам собора. Архитектор пришел к выводу, что при строительстве на болотистой петербургской почве для такого массивного сооружения, как Исаакиевский собор, необходим сплошной фундамент, равномерно передающий на грунт различной величины нагрузки опорных столбов, стен и портиков.

Конструкция фундамента была разработана Монферраном совместно с инженером Бетанкуром. Она явилась новым словом в строительной практике того времени.

Вначале копали глубокий котлован, из которого непрерывно выкачивали воду. Одновременно чугунными бабами вбивали в почву пропитанные смолой сосновые сваи длиной более шести метров и диаметром не менее четверти метра. Сваи забивались на одинаковом между ними расстоянии, равном их диаметру, до тех пор пока они не переставали входить в землю. Земля между сваями при этом уплотнялась до твердости камня. Затем сваи нужно было обрезать под один уровень со старыми. С этой целью Монферран предложил прекратить откачивать постоянно прибывающую в котлован воду, а когда она достигла нужного уровня, ее снова откачали и по полученной отметке ровно обрезали новые сваи. После заполнения промежутков между сваями утрамбованным древесным углем вместо деревянных брусьев, обычно применявшихся в таких случаях для равномерного распределения давления на сваи, уложили в два ряда тщательно подогнанные друг к другу каменные плиты на известковом растворе. При такой конструкции фундамента старые и новые части прочно связывались между собой. Всего на Устройство фундаментов потребовалось более пяти лет.

Одновременно заготавливались гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора. В распоряжение Комиссии по перестройке Исаакиевского собора были переданы Тивдийские и Рускольские мраморные ломки. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые - в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских - светлосерый с синеватыми прожилками.

Монферран разработал проект приспособлений для транспортировки монолитов, в чем ему помогал Бетанкур. В частности, Бетанкур предложил конструкцию специальных воротов (кабестанов).

После доставки монолитов они закатывались в специально выстроенные сараи, где окончательно обрабатывались перед установкой.

Ради удобства ведения работ, хотя и вопреки сложившимся традициям, Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Для каждого из четырех портиков были изготовлены отдельные леса, наверху которых закреплялись блоки с перекинутыми через них канатами. Механизмами подъема служили все те же кабестаны.

Особый интерес вызвали подъем и установка первой колонны, расположенной на восточном углу северного портика. Небывалое зрелище происходило 20 марта 1828 г. в присутствии императорской фамилии. В ознаменование этого события под колонну была положена платиновая медаль с профильным изображением Александра I. С помощью шестнадцати кабестанов колонну установили за сорок пять минут.

В течение последующих месяцев были установлены остальные пятнадцать колонн северного портика. Все работы по установке колонн завершили в 1830 г.

Кладка стен осуществлялась из кирпича на известковом растворе. Кирпичная кладка для большей надежности чередовалась с каменными прослойками. К основной кладке снаружи и внутри металлическими скобами прикреплялась мраморная облицовка. Строительство велось одновременно по всему периметру здания. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г. Наступил ответственный момент сооружения перекрытий. По первоначальному проекту предполагалось средние части портиков перекрыть коробовыми сводами, а боковые оставить плоскими с обработкой кессонами, как в римском Пантеоне. Пропорции портиков также были выдержаны в соответствии с выдающимся памятником древности. Подобное заимствование лучших образцов прошлого в эпоху классицизма считалось проявлением хорошего вкуса. Однако Монферран не копировал слепо эти образцы.

На основе самых передовых достижений строительной техники того времени он сумел создать собственную конструкцию, отличную от предшествующих. Традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Одновременно они надежно скреплялись с основной кирпичной кладкой и мраморной облицовкой. Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены.

Все конструктивные изменения портиков архитектор внес в новый, третий по счету высочайше утвержденный проект, датированный 14 февраля 1835 г.

К концу 1837 г., когда было возведено основание барабана купола началась установка верхней колоннады. Для этого Монферран вынужден был разработать еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила шестьдесят четыре тонны. Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек. Однако если первая колонна была поставлена на место в начале ноября 1837 г., то последняя только через два месяца.

Теперь можно было начать сооружение самой ответственной и сложной части собора - купола на барабане. Но прежде чем приступить к детальной разработке купольного завершения, Монферран вновь обратился к богатому опыту своих предшественников. Он досконально, с карандашом в руках изучил конструкции куполов знаменитых сооружений Флоренции и Рима Лондона и Парижа, а также Петербурга. В результате вместо привычных кирпичных сводов, имевших место в предыдущих проектах, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив не только своих предшественников, но и современников. Если старший современник зодчего - архитектор А. Н. Воронихин, построивший Казанский собор, впервые в Петербурге создал металлический наружный купол при сохранении двух внутренних кирпичных сводов, то Монферран - автор первой цельнометаллической пространственной конструкции связанных воедино сводов.

Основное значение изобретения Монферрана заключалось в том, что металлические конструкции купола оказались в несколько раз легче сплошных кирпичных сводов. К тому же в пояснительной записке, приложенной к рабочим чертежам на строительные работы в 1838-1840 гг., архитектор указал, что сооружение купола по новому проекту позволит сэкономить два миллиона рублей - сумму астрономическую по тем временам.

Александро-Невская Лавра

Историко-художественный памятник, основан Петром I как "Монастырь живоначальной Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского" в честь победы над шведами в Невской битве 1240, а в 1724 в новоотстроенную Благовещенскую - Александро - Hевскую церковь (арх. Д. Трезини) перенесены из Владимира останки Ярослава Ярославовича. По своему значению монастырь был поставлен Петром I выше всех православных монастырей России и готовил священнослужителей для высоких мест в церковной иерархии. Духовная академия, открытая при монастыре, действует и поныне. В 1797 монастырь преобразован в лавру, в ней собран большой исторический архив и библиотека. В 1932 в Лавре основан музей - Некрополь, включающий Лазаревское и Тихвинское кладбища, где находятся могилы многих выдающихся людей России и Благовещенская церковь - усыпальница. В музее представлена богатейшая коллекция подлинных авторских моделей и проектов памятников, художественных надгробий работы выдающихся скульпторов и архитекторов 18 - 19 вв.

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских - памятник архитектуры 18 - 19 вв. До 1846 на его месте находился небольшой дом (1800-е, арх. Ф. И. Демерцов), первым владельцем которого был сенатор Мятлев. Дом Мятлева не раз переходил из рук в руки, пока не оказался во владении семьи Белосельских-Белозёрских, по заказу которых он был перестроен в дворец эклектического стиля с использованием форм архитектуры русского барокко 18 в. (арх. А.И. Штакеншнейдер, скульп. И.Е. Иенсен). С 1884 дворец принадлежал великому князю Сергею Александровичу и назывался Сергиевским. После революции в здании расположился Куйбышевский РК КПСС. Дворец, с его портиками из колонн и пилястр и лучковыми фронтонами - уникальное достояние Невского проспекта. Скульптурные орнаменты и фигуры атлантов придают зданию особую дворцовую пышность и парадность. Интерьеры дворца выполнены в стиле рококо. Во дворце имеется небольшой, роскошно оформленный концертный зал, где регулярно проходят концерты русской и зарубежной музыки.

Просмотров работы: 263