Уравнения составляют значительную часть школьного курса математики, так как они широко используются в различных разделах математики, а также в решении различных и важных прикладных задачах. Уравнения имеют важное теоретическое значение, а также служат для достижения практических целей в разных областях науки. Решение уравнений является одним из трудных вопросов, потому что для правильного решения уравнений необходимо знать:
- большое количество формул;
- какие способы решения уравнений в каких случаях целесообразно применить;
а также уметь:
- проводить тождественные преобразования входящих в него выражений;
- безошибочно вычислять.
Первая работа по этой теме получившая известность стала работа известного багдадского ученого в IX в. Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми. Слово «аль-джебр» из арабского названия этого трактата - «Китаб аль-джебр Валь-мукабала» («Книга о восстановлении и противопоставлении») - со временем превратилось в известное слово «алгебра». Сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений.
А также большой прорыв в алгебра связан с французским ученым XVIв. Франсуа Виетом, который придумал буквенные обозначения для коэффициентов уравнений и неизвестных величин. Наш соотечественник Виет-Рене Декарт ввел традицию обозначать неизвестные величины последними буквами латинского алфавита . В работах А.М.Ляпунова и А.Пуанкаре «Фигуры равновесия вращающихся жидкостей» впервые появились нелинейные уравнения и методы их решения, возникло понятие бифуркация. К концу 1920-х годов для дальнейшего развития данной темы требовались новые идеи и подходы.
Авторы относят этот период к следующему этапу научной эволюции, когда для описания поведения нелинейных систем стали привлекаться топологические и функционально-аналитические методы и начала строиться последовательная дедуктивная теория, основанная на строгих определениях и общих конструкциях. В данном контексте анализируется вклад в развитие теории нелинейных интегральных уравнений европейских математиков Л. Лихтенштейна и А. Гаммерштейна. Большое внимание, в свою очередь, уделяется работам отечественных математиков П.С. Урысона и А.И. Некрасова с учётом прикладного характера их исследований. Оценивается влияние развития теории нелинейных уравнений на создание и становление функционального анализа.
Данная тема имеет прикладной характер, т. к. многие задачи по физике, экономике и химии решаются с помощью систем нелинейных уравнений.
Для рассмотрения данной темы нам необходимо знать некоторые определения.
Уравнение – это равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.
Системы уравнений – это некоторое количество уравнений, объединённых фигурной скобкой, имеющих множество решений уравнений, которые одновременно являются решениями для всей системы.
Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или установить, что решений нет.
Рассмотрим некоторые виды нелинейных систем уравнения.
а) Однородные системы
Многочлен называют однородным многочленом степени n, если:
Например, многочлен является однородным многочленом третьей степени, т.к. наибольшей из степеней входящих в него одночленов является три.
Система двух уравнений с двумя неизвестными вида:
является однородной, так как левые части уравнений (1) и (2) представляют собой однородные многочлены второй степени.
Рассмотрим сначала пример однородной системы, в которой одно из чисел d1, d2 равно нулю.
Пример. Решить систему уравнений
Решение. Если положить , то из уравнения (3) находим Но пара чисел не удовлетворяет уравнению (4). Поэтому, разделив обе части уравнения (3) на , получим уравнение
которое вместе с уравнением (4) образует систему, равносильную исходной.
Из уравнения (5) находим, что или , т.е. или Поэтому исходная система равносильна совокупности следующих систем:
Из первой системы получаем уравнение , не имеющее действительных корней.
Решив вторую систему, находим два решения исходной системы.
Ответ:
б) Симметрические системы
Будем рассматривать системы вида:
где – многочлены, которые не изменяются при замене , а Такие системы называются симметрическими.
Простейшей системой этого типа является система
(6)
Используя теорему Виета, можно доказать, что система (6) и квадратное уравнение
(7)
связаны следующим образом: если — корни квадратного уравнения (7), то система (6) имеет решения и не имеет других решений; обратно, если - решение системы (6), то -корни уравнения (7).
Например, система
имеет два решения , так как уравнение имеет два корня
Многочлены в левых частях уравнений системы (6) являются простейшими симметрическими многочленами, а любой симметрический многочлен от можно представить в виде многочлена от
При решении симметрических систем часто приходится выражать через многочлены вида
Суммы выражаются через следующим образом:
(8)
(9)
Формулы (3)–(6) можно легко получить самостоятельно. Докажемформулу
Позволяющую последовательно выразить через суммы и т.д. Для этого заметим, что
Откуда и следует равенство (12).
Пример. Решить систему уравнений
Решение. Это - симметрическая система. Полагая и используя формулы (3), (5), запишем ее в виде
Исключая из этой системы , получаем
или откуда Следовательно, исходная система равносильна совокупности двух систем
Ответ: (1;3), (3;1), (-1; -3), (-3; -1).
Рассмотрим важнейшие методы решения систем нелинейных уравнений.
а) Метод подстановки (метод исключения переменных)
Теорема 1. Если из одного уравнения данной системы (1) выразить одно неизвестное через остальные, а затем подставить это выражение во все другие уравнения системы, то полученная система будет равносильна данной.
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом подстановки
1) Выразить одну переменную через другую из одного уравнения системы (более простого).
2) Подставить полученное выражение вместо этой переменной в другое уравнение системы.
3) Решить полученное уравнение и найти одну из переменных.
4) Подставить поочередно каждый из найденных на третьем шаге корней уравнения в уравнение, полученное на первом шаге, и найти вторую переменную.
5) Записать ответ в виде пар значений, например , которые были найдены соответственно на третьем и четвертом шагах.
Пример. Решить систему уравнений
Решение
Выразим из первого уравнения и подставим во второе уравнение, получим следующую эквивалентную систему уравнений:
Из второго уравнения находим: . Подставляя эти значения в первое уравнение, найдем значения
Ответ:
б) Метод замены переменных (введение новых переменных)
Суть метода состоит в введении новых переменных, относительно которых данная система легко решается, после чего возвращаются к старым переменным.
При решении систем двух уравнений с двумя переменными метод введения новых переменных можно применять двумя способами:
1) Вводится одна новая переменная и используется только в одном уравнении системы;
2) Вводятся две новые переменные и используются одновременно в обоих уравнениях системы.
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом введения новых переменных
1) Ввести одну или две новые переменные.
2) Записать новое уравнение или систему уравнений.
3) Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введенных переменных.
4) Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.
5) Записать ответ.
Пример. Решить систему уравнений:
(13)
Решение: перепишем второе уравнение в виде:
.
Если теперь обозначить то систему (13) можно переписать в виде:
Последняя система легко решается.
Из первого уравнения Подставив это выражение во второе уравнение, получаем:
Откуда находим Так как то получаем
Итак, решениями системы (14) являются:
Вспоминая теперь наши обозначения приходим к двум системам относительно
Решим первую систему. Из второго уравнения получим Подставляя это значение в первое уравнение, находим Следовательно, . Итак, одно решение мы нашли: Решая аналогично вторую систему, найдем еще одно решение
Ответ:
в) Метод алгебраического сложения уравнений
(15)
Теорема 2. Если к одному из уравнений системы (15), умноженному на множитель имеющий смысл и не обращающийся в нуль при всех допустимых системах значений неизвестных, прибавить некоторые другие ее уравнения, умноженные на любые множители определенные при всех допустимых системах значений неизвестных, а остальные уравнения оставить без изменения, то получим систему равносильную данной.
Следствие. Если к одному из уравнений системы (15) прибавить другое уравнение той же системы, умноженное на некоторое число , а другие уравнения системы оставить без изменения, то получим систему, равносильную данной.
Алгоритм решения системы двух уравнений с двумя переменными методом сложения
1) Уравнять модули коэффициентов при одном из неизвестных.
2) Сложить или вычесть уравнения.
3) Решить полученное уравнение с одной переменной.
4) Подставить поочередно каждый из найденных на третьем шаге корней уравнения в одно из уравнений исходной системы, найти второе неизвестное.
5) Записать ответ в виде пар значений, например, , которые были найдены.
Пример. Решить систему уравнений
Решение:
Раскроем скобки
Умножим обе части второго уравнения на 2 и сложим полученные уравнения:
⟺
Из первого уравнения находим:
.
Подставляя значения , а затем во второе уравнение, находим значения :
Ответ:
Данная тема разносторонняя, и рассматривается в разных областях науки. Эта тема, в частности, используется для решения прикладных задач. Есть много способов решения систем нелинейных уравнений, чаще всего используют известные способы решения.
Список используемой литературы
Высоцкий В.С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ: книга / В.С. Высоцкий. – М.: Научный мир, 2011.- 316 с.
Рыбников, К.А. История математики: учебник / К.А Рыбкин. – М.: Издательство Московский Государственный Университет, 1994. – 496 с.
Тишин В.И. Математика для учителей и учащихся: учебник / В.И.Тишин. – П.:Комаричи, 2002. – 89 с.