СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СПЕЦИФИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ТУРИСТИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рыбас А.Е. 1, Филиппова М.В. 1
1ЮФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассмотрено понятие стратегического менеджмента на предприятиях туристической индустрии. В ходе исследования определены основные этапы цикла стратегического менеджмента туристического предприятия. Рассмотрены элементы стратегического планирования как основа стратегического менеджмента. Определены особенности стратегического менеджмента на туристических предприятиях.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегическое планирование, менеджмент туристических предприятий.

Переход к рыночной экономике выявил необходимость во внедрении стратегического менеджмента на предприятиях, в частности туристических. Функционирование предприятий, а также действия их руководителей не могут сводиться лишь к естественному реагированию на внешнюю и внутреннюю реальную опасность. Методология стратегического менеджмента и выбора верной рыночной стратегии на сегодняшний день является современным инструментом менеджмента организации, которая развивается в условиях усиливающихся изменений внешней среды.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых сделан шаг к решению данного вопроса, свидетельствует о том, что проблемам стратегического и антикризисного менеджмента уделено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как Альтшулер И.К., Квартальнов В.А., Кован С.Е., Шульгина Л.В., Коротков Э.М. и многие другие [1-4].

Большое количество ученых занимаются проблемами менеджмента, однако вопросам, посвященным специфическим проблемам стратегического менеджмента на туристических предприятиях, уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем, ныне современные рыночные условия требуют от предприятий туристической индустрии внедрения эффективных методов ведения бизнеса, в частности стратегического менеджмента, ориентированного на долгосрочную систему бизнес-отношений.

Цель статьи заключается в уточнении особенностей стратегического менеджмента на туристических предприятиях.

Туризм - отрасль, объединяющая ряд предприятий, которые занимаются организацией отдыха туристов и предоставляют потребителю разнообразные услуги. С каждым годом туристическая индустрия государства все активнее включается в мировой рынок. Однако этот процесс сдерживается рядом факторов, в том числе недостатками государственной политики в области туризма, отставанием отрасли от зарубежных аналогов и тому подобное [1].

Можно предположить, что важнейшим условием существования туристического предприятия в условиях глобального финансового и экономического кризиса является создание и реализация стратегии развития.

Туристическое предприятие в рамках экономических изменений может столкнуться с рядом проблем. Этому могут поспособствовать следующие причины: значительный уровень неопределенности рыночной ситуации; нестабильность спроса на туристический продукт (услуги) в связи с сезонными колебаниями; рост конкурентной борьбы в области туризма; недостаточность в финансовых (оборотных) ресурсах [2].

Исходя из этого, туристическое предприятие не в силах ограничиться лишь текущим планированием и оперативным управлением своей деятельности. За счет этого возникает необходимость в стратегическом мышлении, которое следует воплотить в план мероприятий, уточняющий миссию и средства реализации выбранного пути развития.

Цикл стратегического менеджмента туристического предприятия состоит из 5 ключевых этапов (рис. 1):

определение бизнеса и миссии организации;

разработка долгосрочных и краткосрочных целей;

разработка стратегии (формирование портфеля стратегий);

реализация стратегии (адаптация (формирование) структуры организации требованиям стратегического плана, адаптация культуры организации требованиям стратегического плана);

Миссия

Оценка эффективности стратегии и коррекция предыдущих этапов [5].

Цели

Коррекция

Проведение исследований внешней и внутренней среды предприятия

Реализация стратегии

Разработка стратегии

Рис. 1.Основные этапы цикла стратегического менеджмента на туристическом предприятии

На каждом уровне разработка стратегии завершается созданием стратегического плана.

Однако следует внести в данную разработку еще одно недостающее звено, а именно: проведение исследований внешней и внутренней среды предприятия. Данный этап не менее важен, нежели остальные, поскольку именно он позволит открыть сильные и слабые стороны туристического предприятия, выработать эффективную конкурентную стратегию, спрогнозировать непредвиденные ситуации и обрести преимущества перед конкурентами. Данный анализ даст возможность оценить выполнимость поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и отдать предпочтение наиболее эффективной стратегии предприятия.

Стратегический менеджмент, включает в себя: предвидение, планирование, контроль и оценку. Он также предусматривает деятельность высшего руководства организации по определению предпочтительных направлений развития, которые дают конкурентные преимущества перед другими предприятиями [5].

Принципы стратегического менеджмента основываются на том, что прогнозирование долгосрочных перспектив с необходимой степенью достоверности неосуществимо. Следовательно, стратегический менеджмент - методика управления в условиях усиленного непостоянства условий внешней среды и их неопределенности во времени.

Менеджмент туристического предприятия особый и выделяется среди деятельности иных сфер. Назначение менеджмента туризма заключается не только лишь с целью выявления общих тенденций и закономерностей его формирования, так и в том, чтобы определить его особую специфику.

Особенности туристической сферы вытекают из своеобразных свойств услуг, которые предоставляются туристическими предприятиями. В первую очередь необходимо выяснить особенности туристических услуг и их влияние на менеджмент туристического предприятия. Для этого нужно осознать, насколько сильно и в каком направлении должен развиваться управленческий инструментарий, чтобы правильно решить те характерные проблемы, которые присущи туристическим предприятиям.

Можно выделить следующие черты, характерные для менеджмента любого туристического предприятия:

при планировании туристической деятельности, необходимо учитывать потребности и желания конечных потребителей. В связи с этим дислокация туристического предприятия (в силу его направленности к непосредственному конечному потребителю) определяется, с одной стороны, местом расположения основного контингента потребителей туристического продукта, а с другой - местом расположения рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором туристической отрасли [6].

второстепенность туристической услуги;

в туристической отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг;

туристическая услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах невозможно) [6].

Таким образом, можно прийти к выводу, что в действующих условиях экономических изменений современному туристическому предприятию следует прибегнуть к стратегическому менеджменту, который охватывает план мероприятий по определению конкретных миссий и средств реализации выбранного пути развития. В основе стратегического менеджмента лежит стратегическое планирование, охватывающее большое количество вопросов и предоставляющее шанс вообразить картину будущего развития производства товаров (услуг), перспективных проектов, кадровой и финансовой деятельности предприятия на плановой основе. Критерием оценки действенности стратегического менеджмента в организации является то, в какой мере она стала «самообучающейся», то есть отвечает 2 условиям: постоянному увеличению компетентности персонала благодаря их непрерывному обучению; ежеминутному аккумулированию, обработки и использованию навыков в работе в условиях нестабильности и неопределенности во внешней и внутренней среде.

Список литературы

Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учеб. пособие / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 320 с.

Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учеб. пособие / С.Е. Кован, Л.П. Мокрова, А.Н. Ряховская. - М.: КНОРУС, 2009. - 160 с..

Коротков Э.М. Антикризисное управление. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 620 с.

Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учеб. пособие / Н.К. Моисеева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 230 с.

Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ronl.ru (дата обращения: 18.12.2019).

Шульгина Л.В., Овсянников С.В. Концепция механизма антикризисного управления для устойчивого развития промышленных предприятий: моногр. - Воронеж: ВГУИТ, 2012. - 280 с

Просмотров работы: 117