ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РАССКАЗА НИКОЛАЯ НОСОВА «ОГУРЦЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОДГОТОВКА К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ РАССКАЗА НИКОЛАЯ НОСОВА «ОГУРЦЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сметанина А.В. 1
1МГТУ им. Носова, Институт гуманитарного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Произведение Н. Носова «Огурцы» в начальной школе изучается в 3 классе на уроках выразительного чтения.[1]

Проанализируем данное произведение с учетом необходимых для подготовки к выразительному чтению элементов содержания и формы.

Жанр: рассказ о детях.

Идея произведения:

Нельзя брать чужое без проса;

Каждый человек может совершить ошибку, но каждый человек должен свои ошибки исправлять;

Жить надо своим умом, а не идти на поводу товарищей, которые тебя подставляют

Краткая характеристика образов:

Котька – главный герой, честный, доверчивый и наивный. Бесхитростный мальчик, который пошел на поводу у своего товарища Павлика, но позже показывает свою мужественность.

Павлик – главный герой, друг Котьки, трусливый, озорной, сообразительный и подлый мальчишка, так как всю вину свалил на Котьку.

Мама Котьки – второстепенный герой, честная и мудрая женщина. Хочет научить своего сына исправлять свои поступки и нести за них ответственность.

Сторож – второстепенный герой, мудрый пожилой человек, который выслушал Котьку и простил его.

Сюжет: Павлик и Котька насобирали на колхозном поле огурцы. Когда шли домой Павлик понял, что мама не обрадуется его поступку и он отдал свои огурцы Котьке. Котька принес огурцы домой. Но мама его не похвалила, а сказала, что ей сын-вор не нужен. Котька берет огурцы и идет по темноте отдавать огурцы сторожу. Сторож его немного побранил, но потом успокоил и сказал, что съеденный огурец считать подарком. И Котька с чистой совестью побежал домой.

Построение сюжета:

Завязка – Павлик и Котька украли огурцы с огорода;

Кульминация – Котька принёс огурцы домой, и мама была рассержена;

Развязка – Котька вернул огурцы сторожу;

Концовка – мальчику стало спокойнее.

Задача чтения: Рассказ учит честности, открытости, мужеству. Учит уметь признавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит никогда не брать чужое и не слушать дурных советов друзей, которые друзьями не являются.

План:

1-я часть. Котька и Павлик залезли в огород и сорвали огурцы.

2-я часть. Котька принёс домой огурцы.

3-я часть. Котька пошёл относить огурцы обратно.

4-я часть. Разговор со сторожем.

5-я часть. Возращение домой.

Ниже представлена таблица, отражающая особенности выразительного чтения рассказа (Таблица 1)

Нами будут использованы следующие обозначения.

Жирный шрифт логическое ударение

Курсивинтонация голоса

/ пауза, новый вдох
// вдох
↑ повышение голоса
↓ понижение голоса

Таблица 1

Название части

Задачи чтения

Текст произведения

1-я часть. (Котька и Павлик решили украсть огурцы)

Читать обыденным повествовательным тоном. Введение в ситуацию (1). (голос спокойный)

Читать обыденным повествовательным тоном. (2). (спокойный голос)

Читать с хитринкой(3).

//Зато когда шли обратно/, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. ↓ //

//Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. ↓// Они от него бежать. ↓ //

По дороге домой Павлик подумал,/ как бы ему дома не досталось за то,/ что он лазит по чужим огородам.// ↓ И он отдал свои огурцы Котьке.// ↓

2-я часть. (Принёс домой огурцы)

Читать радостно, привлекая внимание (1). (громкий, звонкий голос)

Читать удивленным тоном. (2). (вопросительный голос)

Читать радостно (звонкий и довольный голос) (3)

Читать недовольно и возмущенно с вопросительными нотками (строгий и вопросительный голос) (4)

Читать с чувством вины (5)

Читать утверждающе и уверенно (6). (голос мягкий с повелительными нотками)

Читать с возмущением (голос звонкий)

Читать с нотками наставления, уверенно (8). (голос мягкий с сильными нотами)

Читать с возмущением, проявляя нежелание героя (9). (голос звонкий)

Читать сурово и уверенно, вопрошающе (10). (голос чуть громче чем средний, но не крик)

Читать с возмущением, проявляя нежелание героя (11). (голос звонкий)

Читать утверждающе и уверенно (12).

Читать с сожалением (13)

Читать с возмущением (14)

Читать с сожалением (15)

Котька пришел домой радостный:
Мама,/ я тебе огурцов принес!// ↑(1)

— Где ты их взял? //↓ (2)
— На огороде. ↓//(3)

— Значит, украл? ↑//? (4)

— Нет, не украл,/ а так просто…// Павлик брал,/ а мне нельзя,/ что ли?// ↑ Ну,/ и я взял./ . ↓ (5)

Сейчас же неси их обратно! ↑//.(6)

Куда ж я их понесу?// ↑ Они на грядке росли,/ а я сорвал.// ↓ Все равно они теперь уже расти не будут.↓//(7)

Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал. (8) ↓//.

­Ну, я их выброшу.↓//.(9)

— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама.// ↑ — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает.//↓Узнают,/ что огурцы пропали, /скажут,/ ↓ что дедушка виноват. //↓Хорошо будет?// ↑ (10)

 Котька плакал и кричал:
Не пойду я!// ↑ У дедушки ружье.// ↓ Он выстрелит и убьет меня.// ↓ (11)

— И пусть убьет!//↑ Пусть лучше у меня совсем не будет сына, /чем будет сын вор.//↓ (12)

— Ну, пойдем со мной, /мамочка!// ↑ На дворе темно.// ↓ Я боюсь.// ↓ (13)

– А брать не боялся?// ↓(14)

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице. (15)

3-я часть. (Котька пошёл относить огурцы обратно)

Читать повествовательно, рассудительно (1). (голос спокойный)

Читать рассудительно с нотками зависти(2).

Читать повествовательно (голос тревожности)

Он шел по улице и плакал.// Ему было страшно. (1) ↓//.

«Павлику хорошо! — думал Котька.// — Он мне свои огурцы отдал,/ а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно».↑// (2)

Вышел Котька из деревни и пошел полем//↓. Вокруг не было ни души.// ↓ От страха он не помнил,/ как добрался до огорода. //↓Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.) ↓// (3)

4-я часть. (Разговор со сторожем)

Читать повествовательно (голос спокойный) (1)

Читать вопросительно (2)

Читать с сожалением (голос спокойный ) (3)

Читать вопросительно (4)

Читать с чувствам стыда (5)

Читать с возмущение (6). (голос звонкий)

Читать повествовательно (7)

Сторож услышал и подошел к нему.// (1) ↓
— Ты чего плачешь?// — спрашивает.// (2) ↓

— Дедушка,/ я принес огурцы обратно. (3) ↓//.

Какие огурцы?↓//. (4)

— А которые мы с Павликом нарвали. //↓ Мама сказала,/ чтоб я отнес обратно.↓//. (5)


Вот оно какое дело! — удивился сторож.// ↓ — Это,/ значит,/ я вам свистел,/ а вы все-таки огурцы-то стащили. //↓Нехорошо! (6) ↑//.

– Котька вытащил огурцы,/ положил их на грядку и побежал домой (7) ↓//.

5-я часть. (Возращение домой)

Читать повествовательно, рассудительно 
(голос спокойный с нотками радости)

Котька во весь дух помчался по полю,/ через овраг,/ по мостику через ручей и, /уже не спеша, /пошел по деревне домой. //↓ На душе у него было радостно. //↑

Таким образом, представленная подготовительная работа по подготовке к выразительному чтению рассказа, может помочь учителю начальных классов провести работу на заключительном этапе изучения данного произведения в третьем классе.

Список литературы

«Огурцы» – Рассказ Носова [Электронный ресурс] // Ну-ка дети – Режим доступа : https://nukadeti.ru/skazki/nosov-ogurcy (дата обращения 23.12.2019)

Н.Носов «Огурцы» [Электронный ресурс] // Учителя com. Учительский портал – Режим доступа : https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/32717-konspekt-uroka-n-n-nosov-ogurcy-3-klass.html (дата обращения 23.12.2019)

"Огурцы" Н. Носов [Электронный ресурс] // Большой вопрос.ru – Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2640540-ogurcy-nikolaj-nosov-chto-napisat-v-chitatelskom-dnevnike.html (дата обращения 23.12.2019)

"Огурцы" Н. Носов [Электронный ресурс] // Большой вопрос.ru – Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2920740-nosov-ogurcy-kto-glavnye-geroi-kakaja-glavnaja-mysl.html  (дата обращения 23.12.2019)

Просмотров работы: 381