Сплоченность - устойчивое качество спортивной команды, процесс формирования которого идёт длительное время и противоречив.
Групповая сплоченность заключается в том, что, объединяя людей общими интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальных качеств каждого члена коллектива и отвечает за реализацию полноценного развития личности [2].
Понятие «групповая сплоченность» рассматривается в спортивной деятельности как проблема сплоченности команды или группы спортсменов. Р.Уэйнберг отмечал, что хорошая команда – это больше, чем сумма её составных частей. Чем лучше команда работает совместно, тем более она сильна. Большинство спортивных соревнований носит групповой или командный характер, поэтому в спортивной деятельности очень важно знать групповые процессы, которые происходят в группе спортсменов или в команде. Одним важнейшим из них является динамический процесс групповой сплоченности, который обнаруживается в тенденции группы спортсменов объединиться для достижения поставленной цели [3].
К сожалению, проблема исследования особенностей формирования и специфики действия групповой сплоченности в современной литературе изучена недостаточно, её недостаточная разработанность в спортивной и социальной психологии, теории физического воспитания и спорта, а также практическая значимость, что и обусловливает актуальность данной работы [5].
Цель работы – изучить уровни групповой сплоченности игроков волейбольной команды в течение учебного года.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) провести исследование групповой сплоченности женской волейбольной команды в начале и в конце учебного года;
3) сравнить данные полученные в результате исследования.
Основной метод исследования-практический.
В исследовании принимали участие девушки от 17 до 21 года, обучающиеся в г. Архангельске в «Северном, Арктическом, Федеральном Университете» на различных направлениях. В исследовании приняли участие 12 девушек. Все девушки занимаются волейболом на уровне любителей и не обучавшиеся в «ДЮСШ».
Исследование включало в себя использование следующих методик:
-анализ научной и научно-методической литературы
- метод анкетирования
-метод математической статистики
Анализ научной и научно-методической работы позволил изучить проблему нашего исследования и дал возможность определить актуальность темы, сформулировать цель исследования, определить задачи.
Метод анкетирования состоял из двух анкет: 1. Метод для определения индекса групповой сплоченности К.Э Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения. 2. Методика А.Ф Фидлера используется для оценки благоприятности психологической атмосферы в группе [1,4].
Результаты исследования.
Результаты проведенного исследования представлены в таблице и на рисунках.
Сравнение результатов анкетирования по методу Сишора представлены в таблице 1.
Таблица 1-Показатели психологической атмосферы в группе по методу Сишора
Показатели(методы) |
Девушки в начале учебного года n=12
|