В последние десятилетия городские власти убеждаются в том, что развитие велоинфраструктуры – это преимущество для городов, и принимают мероприятия по стимулированию использования велотранспорта. Для создания развитой велоинфраструктуры необходимо создание веломаршрутов через озелененные городские территории, что позволит частично восстановить целостность системы ландшафтных компонентов города и его социальной среды.
Велосипедная инфраструктура Нижнего Новгорода недостаточно развита. В городе практически отсутствуют веломаршруты, позволяющие безопасно добраться до объектов рекреации, совершать ознакомительные велопоездки по городу, существует только разрозненный набор велодорожек, в основном вдоль набережных. В целом все веломаршруты совмещены с пешеходным движением, что становится небезопасным для пешеходов. Также велодорожки недостаточно озеленены или совсем не имеют озеленения.
Развитая велоинфраструктура представляет комплексное благоустройство: твердый тип покрытия, элементы сопряжения поверхности велодорожки с прилегающими территориями; нормативную ширину велодорожки; велопарковки; пункты ремонта и проката велотранспорта; освещение; озеленение. Ключевым элементом в комфортной городской среде являются древесно-кустарниковые насаждения, поэтому единую велоинфраструктуру с озеленением можно трактовать как линейные озелененные связи. Развитие линейных озелененных связей в черте города может обеспечить следующие позитивные изменения [3]:
- повышение связности прилегающих территорий, целостность городской среды (влияние на развитие функционально-планировочной структуры прилегающих территорий);
- повышение привлекательности территорий для различных функций в комплексе с повышением ценности территорий, расположенных в непосредственной близости от обновленных парков-связей;
- снижение социальной и экологической изоляции отдельных районов города, испытывающих недостаток в природной составляющей городской среды;
- улучшение экологической обстановки на прилегающих территориях.
На основании SWOT-анализа велоинфраструктуры Нижнего Новгорода были выявлены сильные и слабые стороны данного вопроса, возможности и риски, которые отражены в следующей таблице:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- снижение пробок на дорогах города - отсутствие загрязнения воздуха - отсутствие шума - улучшение экологии города - экономичность в передвижении по городу и на короткие расстояния за городом - отсутствие проблем с выделением места для стоянки транспортного средства -физические нагрузки улучшают здоровье |
- отсутствие развитой, единой велоинфраструктуры - зимнее использование велотранспорта - малое количество велопарковок - показатели безопасности велоинфраструктуры не соответствуют мировому уровню - совмещенные велосипедные и пешеходные дорожки - низкое качество дорог, небезопасность движения в транспортном потоке - кражи велосипедов |
Возможности |
Риски |
- альтернативная система транспорта - повышение качества жизни населения, приближение к общеевропейскому уровню - сохранение здоровья населения, повышение его физической активности - создание комфортной среды для городских жителей - улучшение планирования городской инфраструктуры - снижение уровня CO2, уменьшение выбросов загрязняющих веществ - развитие велотуризма - уменьшение заторов на дорогах - эффективнее используется общественное пространство - улучшение социального равенства общества |
- отсутствие средств на создание велоинфраструктуры - низкие темпы развития велоинфраструктуры - неприязнь населения и добровольный отказ от велоинфраструктуры - погодные условия и климат региона - физические ограничения людей - преодоление больших расстояний в крупных городах |
Осуществить внедрение велоинфраструктуры в город Нижний Новгород, необходимо путем создания новых и реконструкции имеющихся велосипедных маршрутов. Важно спроектировать городские велосипедные маршруты, отвечающие современным требованиям и стандартам. Немаловажно обеспечить удобные подъезды к местам массового посещения людей, оборудовать стоянки на всем протяжении велосипедного движения, у образовательных учреждений, торговых центров, местах массового скопления граждан. Необходимо предусмотреть и обеспечить перевозку велосипедов в общественном транспорте.
В ходе внедрения велоинфраструктуры в городскую ткань следует предусмотреть следующее:
1.Разработать навигационную карту с указанием ключевых моментов (парки, скверы, образовательные и историко-культурные учреждения, театры, кинотеатры, торговые центры, места остановки общественного транспорта, пункты проката и ремонта велосипеда, велопарковки, указания отметок рельефа).
2. Изучить основные маршруты велосипедного движения, основываясь на этой информации, разработать оптимальные маршруты передвижения на велотранспорте с учетом физического уровня подготовки респондентов – предложить маршруты разного уровня сложности в зависимости от рельефа.
3. Отметить на карте опасные и непригодные участки велоинфраструктуры, а также ее отсутствие в городе.
4.Спрос на велотранспорт в городе позволит определить места тяготения людей при создании удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры.
5.Проведение общественных слушаний о пользе велотранспорта, тем самым приобщение жителей города к езде на велосипеде.
Основываясь на опыте разных стран можно сделать вывод, что развитая велоинфраструктура способна улучшить экологию города, снизить процент пробок на дорогах общего пользования, а также положительно сказаться на здоровье человека.
Многие люди задумываются об улучшении экологической обстановки в городах. Поэтому отказ от автотранспорта в пользу велотранспорта, позволит увеличить зеленые пространства, сократить выбросы в атмосферу, улучшить качество жизни людей. Поэтому в современных странах люди все больше используют велосипед, и не только летом, но и зимой при условии создания удобной велоинфраструктуры.
Список использованных источников
1. ГОСТ 33150-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования. - Введ. 01.02.16. - М.: Стандартинформ, 2015. - III, 7 с.: ил. -(Межгосударственный стандарт). - 1261-80.
2. ГОСТ Р 52289–2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств [Текст]. – Введ. 2004-12-15. М.: Стандартинформ, 2005.
3. Разгулова, А.М. Возможность создания линейных парков на основе неиспользуемых элементов железнодорожных путей: анализ зарубежного опыта [Электронный ресурс] / А.М. Разгулова. — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа к журн.: https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnost-sozdaniya-lineynyh-parkov-na-osnove-neispolzuemyh-elementov-zheleznodorozhnyh-putey-analiz-zarubezhnogo-opyta
4. Налимов, И.П. Стратегия развития велотранспорта в России на период до 2020 года [Электронный ресурс] / И.П. Налимов. — Электрон. журн. — Федеральный портал, Режим доступа: http://www.protown.ru/information/doc/4307.html
5. [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — 2017. — Режим доступа: https://www.plataformaarquitectura.cl/cl/867709/el-sistema-de-autopistas-que-busca-crear-un-berlin-mas-amigable-con-las-bicicletas
6. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.bakfiets-en-meer.nl/2008/10/16/bicycle-death-statistics-in-amsterdam-and-the-netherlands/
7. Велодорожки Нижнего Новгорода [Электронный ресурс] / saradon85. — Электрон. журн. — Н.Новгород: 2014. — Режим доступа: https://saradon85.livejournal.com/1378.html, свободный
8. Центральный научно-исследовательский институт проектирования велосипедного транспорта им. М. Валфиуса [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.velotransnii.ru/, свободный
9. Велотранспортный союз [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.velotransunion.ru/
10. ВикипедиЯ [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/